ДИАЛОГ В ПЕРВУЮ СРЕДУРусские идут?Недавний визит Президента России на ВАЗ вновь всколыхнул угасшие было надежды на возрождение отечественного автопрома. Не так часто руководители высшего ранга посещают Тольятти – в 1986 году Михаил Горбачев призвал вазовцев стать законодателями мировой моды, в1994-м Борис Ельцин посадил во дворе НТЦ дерево – наконец, в 2007 году Владимир Путин лично опробовал «Калину». Прогресс в среде политиков очевиден. Асудьба национального автопрома – нет! Здесь, пользуясь крылатым выражением Михаила Сергеевича, можно сказать, что «процесс пошел». Правда – в обратном направлении. За 20 лет национальный автопром потерял 70% собственного рынка продаж легковых автомобилей, и нынешние ваОтчетоконференции главного редактора читайте на с.276.зогазовские реалии выглядят весьма неопределенно. Тот же ВАЗ, еще вчера проданный и перепроданный неизвестно кому, как-то незаметно вновь стал государственным – аж на 75%. Еще мы подписали что-то очень важное с канадской «Магной», которая, по слухам, должна сделать нам модель С-класса. И уж совсем интригующие новости приходят из Нижнего Новгорода: там решили купить часть «Магны», а затем, вместе с ней, замахнуться и на сам «Крайслер»! Звучит очень заманчиво. Как было бы здорово сразу получить столь необходимые «ноу-хау». Действительно, «русские идут» – иначе и не скажешь. Глядя со стороны, легко поверить, что начинают сбываться предсказания Михаила Сергеевича по части мирового диктата. Кстати говоря, именнопосле горбачевского визита ВАЗ получил очередной финансовый допинг, позволивший ему отгрохать мощнейший НТЦ с пятизначным числом сотрудников. Только вот почему маэстро Джуджаро скептически оценил этот НТЦ как «собор впустыне»? Не потому ли, что был уверен: отдачи от этого «собора» русскому автопрому не дождаться?! Так оно в общем-то и получается. Сотрясание воздуха проектами и соглашениями вселенского масштаба реально сопровождается чувствительной потерей рынка продаж. 15лет назад весь авторынок был «нашим», а по итогам 2007 года за отечественными марками останется лишь 30%. И еще мы в очередной раз получили щелчок по носу – «Крайслер», как и его «ноу-хау», нам не достались. А что думают там, наверху? Трудно сказать. Да, государство умудрилось вернуть вазовские акции – но сейчас даже академики РАН призывают прекратить финансировать эту «отсталую отрасль производства»! Действительно, прямые инвестиции здесь неэффективны. Но кто мешает взяться, наконец, за укрепление международной кооперации российского автопрома изарубежных компаний? Не можем купить железо, давайте скупать «мозги»! Отличными консультантами, например, могли бы стать Хельмут Панке и Бернд Пишетсридер, бывшие еще совсем недавно «уруля»: один – во главе БМВ, другой – группы «Фольксваген». Какими еще путями попадет кнам современная зарубежная технология? Возможно, визит Президента вТольятти как раз и должен был «намекнуть» кому-то на необходимость подобных действий. Иначе все укрепятся в мысли, что русские так никуда и не идут. Апросто маршируют на месте. Отслужив вармии, знаю, что маршировать мы умеем. Но к автопрому это не имеет отношения!П.МЕНЬШИХЗа рулем 07/20073