204
205
РЕМОНТ И СЕРВИСЭЛЕКТРИК ОХЛАЖДЕНИЕ ДВИГАТЕЛЯпрогрев мотора. Более «сознателен» привод с вискомуфтой – он отс леживает темпера туру охлаждающей жидкос ти в радиаторе. Такую сис тему получил «УАЗ-Патриот». Электровентилятор экономичней: работает, лишь ког да это необ ходимо, при чем его мощность в несколько раз меньше мощнос ти ме ханического вентилятора, раскрученного до максима льных оборотов. Но при ма лых оборотах двигателя и высокой нагрузке ме ханический «ве тродуй» ус тупает электри ческому, пос ледний эффективнее. При больших нагрузках и оборотах двиг ателя электровентилятор обычно ус тупает механическому – на высокихВетродуйГеннадий Непряжин знакомит с некоторыми особеннос тями электрических вентиляторов, используемых для охлаждения двигателей.Больше скорос ть – лучше ох лаждение, но это верно лишь отчас ти. По мере разгона, при прочих равных ус ловиях, мощность двигателя и количество теплоты, «сбрасываемой» в сис тему ох лаждения, рас тут почти по ку бу скорос ти, а напор ветра – только по квадрату. С лучается, при оптима льных 90–100 км/ч ох лаждения хватает даже с грязным радиатором, а при максима льной скорости электровентиляторуже не выключаетс я. До перегрева один шаг – лучше с бросить г аз. Коне чно, ес ть режимы движ ения и потяж елей – тоже связанные с отда чей большой мощнос ти, но при малых скорос тях, ког да встречный поток с лаб или его нет (при попутном ветре). Двигаясь на первой переда че в глубоком песке, на кру том подъеме горной дороги, б уксируя по грязи другой автомобиль, без принудительного обдува радиа тора не обойдешь-ся! Его отказ – как приговор двигателю. Есть два типа приводов вентилятора – ме ханический (обычно клиноременной передачей) и электрический. У первого обороты крыльча тки и двигателя жестко связаны. При низких оборотах и большой нагрузке это опасно: об дув слаб. На других режимах вентилятор, пос тоянно враща ясь, неоправданно расходует мощность двиг ателя и топливо, а после пуска в мороз замедляетДавно известная схема включения электровентилятора (карбюраторные ВАЗ-2104, 2105…2107, «Ока», «Ода» и пр.). Электровентилятор 1 запускается по команде реле 3, управляемого сигналом датчика температуры 2, обычно расположенного в радиаторе. Безопасность системы возложена на предохранитель 4. Температурный порог включения вентилятора – около 100°С или чу ть ниже. Соответствующие цифры есть на корпусе датчика – например, для «Жигулей» 87–92°С.Когда пластиковые «украшения» на российских автомобилях коробятся даже под лучами у тренней луны – это полбеды. Но час то плас тмассы неподходящего ка чества применяют ив отве тственных у злах – а это уже беда. Вот пример: конструкцию «повело» – крыльчатки стали задевать за неподвижные кольца корпус а, в этих мес тах плас тмасса разогревалась до оплавления, а после остановки мотора крыльчатки приварились к корпусу. Кстати, наверху между ними – тот самый добавочный резистор, но много ли толку от умной системы, если ее изготовили бракоделы? Так выглядят щеточные узлы электромоторов («Шевроле-Нива»). Четыре щетки способствуют получению дос таточно высокой мощнос ти мотора и повышенной частоты вращения крыльчатки. При этом конструкция весьма компактная. Не в пример пластмассовым кожухам, электромотор с делан на совес ть. О тказ маловероятен, что под тверждается опытом владельцев.Управление вентилятором, типичное для многих впрысковых автомобилей. Электровентилятор 1 включается через реле 3 по сигналу датчика температуры 2. Последний расположен в двигателе. По достижении температуры срабатывания контакт 85 реле через контакт 68 контроллера 5 замыкается на «массу». Порог включения вентилятора на этих машинах мож ет быть выше 100°С. Например, на ВАЗ-2110 – около 104°С. Решение принимает контроллер ЭСУД, анализируя сигнал датчика температуры.204 За рулем 07/2007 ЭЛЕКТРИК ОХЛАЖДЕНИЕ ДВИГАТЕЛЯРотор электродвигателя вентилятора. Обратите внимание на коллектор. Темные следы на ламелях оставил слишком большой ток при попытках включить «сварившийся» вентилятор. К счастью, обошлось без более тяжелых последствий – оба электромотора даже сохранили работоспособность и после замены оплавленных деталей вентиляторов вновь нам служат.Оригинальная схема управления вентилятором «Лады-Калина». Питание на электромотор вентилятора 1 поступает либо через реле 3и дополнительный резис тор 2 (малая скорость вращения), либо через реле 4 (большая скорость вращения). Соответствующие контакты контроллера – 29 и 68. Алгоритм работы системы определяет контроллер ЭСУД в зависимости от показаний датчика температуры 5. Для нашего автопрома это в сущности новинка. На иномарках же такая схема известна много лет. Действительно, ведь не обязательно сразу включать вентилятор на всю мощь, нередко достаточно его работы вполсилы.Добавочный резистор. Серьезное изделие, об отказах нам пока неизвестно. В то же время вряд ли кто-нибудь станет перематывать такой резистор: поврежденный лучше заменить. Помимо «Шевроле-Нивы», рассчитан на применение в «Калине», иногда встречается на впрысковой «Ниве» ВАЗ-21214.оборотах у последнего больше расход воздуха. Выбор типа – дело конструктора. Сегодня на легковых авто преобладают электровентиляторы. В механическом вентиляторе вроде бы отказать нечему. Разве что лопасти кое-кто ухитрялся обламывать или от недосмотра рвался ремень. Последний чем только не заменяли в дороге! Да и как иначе, если на некоторых машинах он же приводит и помпу системы охлаждения. А поломки электровентилятора отличаются большим разнообразием. Часто он не работает из-за отказа температурного датчика, о капризах которого (особенно на карбюраторных автомобилях, с датчиком в радиаторе) мы не раз говорили. Причины? Это, например, обгорание контактов датчика в дорожныхпробках, когда он, многократно включаясь и отключаясь, приходит в негодность. Стабильней работает датчик в головке блока, как сделано на большинстве впрысковых автомобилей. Есть, впрочем, и исключения вроде инжекторных автомобилей ГАЗ с традиционным датчиком в радиаторе. Некоторые умельцы, не доверяя датчику, ставят дополнительный выключатель, чтобы аварийно включить вентилятор, если потребуется. Наше отношение к идее неоднозначное. Как узнать, что пора его включить? Не дай бог, если датчик температуры и вправду врет или вы забывчивы. На взгляд автора, штатная система более привлекательна – есть резон поддерживать ее в исправном состоянии, а не городить огород.Двумя вентиляторами на «Шевроле-Ниве» распоряжается контроллер ЭСУД. Ориентируясь на сигнал датчика температуры 9, контроллер 10 определяет самый выгодный режим охлаждения. Сначала включается, например, правый вентилятор на малый ход (через добавочный резистор 3), затем на полный ход, а при необходимости контроллер включит и левый вентилятор 2. Моторы мощные, да и предохранители 7и8 впечатляющие – на ток до 90А.Заметим, вентилятор системы охлаждения может подложить и такую свинью, которой никак не ждешь! Замечательный урок нам преподала «Шевроле-Нива», у которой аж два электровентилятора – прекрасные пластмассовые крыльчатки с бандажами по наружному диаметру, вращающиеся для пущей эффективности в пластмассовых кольцах-кожухах! Все«по науке» – самой передовой, не учли только пустякового обстоятельства: пластмасса не выдерживает температурывоздуха, выходящего из радиатора. Видать, ее подбирали, заботясь лишь о невысокой цене!Однажды, хорошенько нагревшись, крыльчатки потеряли жесткость, кольца-бандажи стали задевать кожухи ив точках контакта плавиться. Водитель этого не заметил. А на другой день вентиляторы оказались заклинены – накануне после выключения мотора они приварились к кожухам. Хороша история? Как тут не вспомнить «добрые старые» кожухи из металла!За рулем 07/2007 205