208
209
210
212
214
215
ГРУЗОВИКИПИКАПЫВседорожник, только дешевлеВ России официально продают около десятка моделей пикапов – Юрий Нечетов обобщил результаты наших тестов. Фото из архива редакции.Унас пикап – не  утилитарный (часто заднеприводный) грузовичок, как во всем мире, а сравнительно недорогой заменитель вседорожника. Сделать цену привлекательной позволяют, среди прочего, особенности законодательства: таможенные платежи за  грузовики, к которым формально относятся и пикапы, существенно ниже, чем за  легковые автомобили. Именно поэтому в России продают почти исключительно полноприводные модификации с  двухрядной пятиместнойкабиной. На  легкосплавных колесных дисках, с расширителями колесных арок, жесткой крышей над кузовом или хромированной дугой безопасности – такой красавец выглядит особенно эффектно!ДРЕЙФ К АСФАЛЬТУ Пикапы обновляют куда реже обычных легковушек, поэтому некоторые современные грузовички родом еще из  прошлого века. Таковы близкие родственники «Форд-Рейнджер» и «Мазда ВТ-50» (кроме элементов декора, по  существуразличаются лишь розетками крепления колес), «Ниссан-NP300». У них наилучшая геометрическая проходимость, но  внушительный дорожный просвет в сочетании с прочной массивной рамой поднимает пол кабины на более чем полуметровую высоту, что затрудняет посадку. Кроме того, у этих моделей узкие задние двери, а  тесное сиденье второго ряда впору лишь полутораметровым коротышкам. Более современные «Грейт Уолл Вингл», «Мицубиси-L200», «Ниссан-208 За рулем 09/2009 ПАМЯТИ ЮРИЯ НЕЧЕТОВА В тяжелейшей аварии оборвалась жизнь нашего товарища  – Юрия  Алексеевича  Нечетова. Судьба отмерила ему неполных 48  лет. Неполных, но  насыщенных… Четырнадцать лет назад, в  июльском номере «За  рулем» 1995­го, были напечатаны его заметки «К  морю теплому», а  в  начале 1996­го Юрий стал штатным сотрудником редакции. Окончив Харьковский авиационный институт, он прослужил в  армии около 10  лет, но  любовь к  автомобилям, подкрепленная способностями журналиста, определила дальнейшую судьбу майора Нечетова. Испытания автомобилей стали его страстью; сам Юра примерно год назад оценивал число протестированных им машин  –от малыша «Дэу­Матиз» до гигантского 320­тонного БелАЗа – в шесть сотен… Трудно вспомнить хоть один дальний пробег без его участия. Да и за каждый отпуск Юра наматывал не  одну тысячу верст, стремясь открыть красоту родной земли, а  потом и  дальних стран не только для себя, но и для своих близких  – жены и  трех дочерей. Крепкий, спортивный, улыбчивый Юра  – оптимист по сути, его энергия буквально била через край. Едва вернувшись из отпуска, он уже готовился стартовать в  очередном марафоне «60 часов «За рулем»… Невыносимо думать, что мы никогда больше не  услышим его сочный баритон, не  обменяемся крепким рукопожатием. Запомним  же Юру таким, как на  этом портрете,  – уверенным и молодым.Ford RangerПрофессиональный вездеход с прямым, хотя и грубоватым характером. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: торсионная подвеска спереди, дифференциал повышенного трения задних колес (опция). Внушительная грузоподъемность, резвый тяговитый двигатель, отличная проходимость, высокая экономичность. Жесткая подвеска, пол расположен высоко, узкие задние двери, тесный второй ряд сидений.Great Wall SailorНизкая цена побуждает снисходительно относиться к недостаткам китайской копии японского оригинала. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: бензиновый двигатель, торсионная подвеска спереди, электрическое управление раздаточной коробкой, реечное рулевое управление. Достаточно комфортная подвеска, сравнительно низкий уровень пола, самая привлекательная цена. Слабый двигатель, большой расход топлива, отсутствие дизельной модификации, невысокая эффективность тормозов, малый дорожный просвет, узкие задние двери, тесно на втором ряду сидений.За рулем 09/2009 209 ГРУЗОВИКИ | ПИКАПЫGreat Wall WingleРабочая лошадка без ярких черт. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: атмосферный дизель, торсионная подвеска спереди, реечное рулевое управление, электронное управление раздаточной коробкой, нет полноприводной версии. Тяговитый, хотя и ограниченный по мощности двигатель, прогнозируемое поведение на дороге, низкий уровень пола, привлекательная цена. Ограниченная энергоемкость подвески, самая плохая геометрическая проходимость, невнятная индикация режимов трансмиссии, узкие задние двери, тесный второй ряд сидений, спорная внешность.Mazda BT-50Прямой и честный вездеход для плохих дорог и бездорожья. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: торсионная подвеска спереди, дифференциал повышенного трения задних колес (опция). Внушительная грузоподъемность, резвый тяговитый двигатель, отличная проходимость, высокая экономичность. Жесткая подвеска, высокий уровень пола, узкие задние двери, тесный второй ряд сидений.Навара» и  «УАЗ-Пикап» (абсолютный рекордсмен по  размерам салона) стремятся предоставить больше удобств пассажирам: у них комфортабельнее салон, просторнее второй ряд (к «Винглу» последнее не  относится), иногда ниже уровень пола. Платой за  это бывает несколько худшая геометрическая проходимость  – к  примеру, мизерные 170  мм дорожного просвета у того же «Вингла» или 205 мм у УАЗа. Конструкция шасси проверена временем: спереди независимая подвеска на  двойных поперечных рычагах (только УАЗ – с  неразрезной балкой), пружинная или с  продольными торсионами, сзади  – жесткий мост на  рессорах. Тормоза  – дисковые вентилируемые спереди и  барабанные сзади. Исключение  – «СанЙонг-Актион Спортс». Со  скромным клиренсом 180  мм, пру210 За рулем 09/2009жинной подвеской и дисковыми тормозами по  кругу, он дальше других продвинулся к паркетникам, но при этом на его заднем сиденье очень тесно. Другой признак дрейфа изначально утилитарной конструкции от  бездорожья в сторону асфальта – появление информативного реечного рулевого управления. Заметим, что червячное у  более ранних моделей решает строго противоположную задачу: смягчает передаваемые на руль толчки от  прыгающих по колдобинам здоровенных колес.ОДИН МОТОР, ПОЛТОРЫ КОРОБКИ Пикапы не  балуют покупателя выбором силовых агрегатов. Наиболее типичен тяговитый экономичный 2,5-литровый турбодизель мощностью 130– 145 л.с., хотя есть и скромный 2-литро-вый агрегат у «СанЙонга» или мощный 174-сильный у  «Навары». Самые несчастливые исключения  – китайский «Сэйлор» и  отечественный УАЗ с  их прожорливыми и  не  очень подходящими для вездехода бензиновыми моторами. Впрочем, ульяновскому пикапу «вскоре» обещают дизель. Коробки передач почти сплошь механические пятиступенчатые, хотя для нескольких моделей на выбор предлагают автоматы. Во  всех трансмиссиях реализована схема с жестко подключаемым передним мостом. Это вынуждает использовать полный привод лишь на скользких покрытиях (иначе в  трансмиссии возникает циркуляция паразитной мощности) и только на малых скоростях (жесткая связь мостов придает автомобилю ярко выраженную недостаточную поворачиваемость). Поскольку момент дви- ГРУЗОВИКИ | ПИКАПЫMitsubishi L200За грозной внешностью скрывается флегматичный характер, с которым найдет взаимопонимание спокойный владелец. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: реечное рулевое управление, трансмиссия «Суперселект». Широкие возможности трансмиссии, наличие в опциях автомата и блокировки заднего дифференциала, возможность постоянного полного привода («Суперселект»), комфортная подвеска, высокая экономичность, просторный второй ряд сидений. Вялые разгон (с автоматом) и тормоза, замедленные реакции.Nissan NavaraПикап премиум­сегмента, что подтверждается мощным мотором, богатым салоном и высокой ценой. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: реечное рулевое управление, электронное управление раздаточной коробкой. Самый мощный двигатель, высокая экономичность, возможность заказать автомат, просторный второй ряд сидений, богатая комплектация. Достаточно жесткая подвеска, высокая цена.гателя высок, а  корма загружена мало, все пикапы в  заднеприводном варианте склонны к заносу, что особенно опасно зимой. Лишь «Мицубиси» с опционной трансмиссией «Суперселект» имеет в  своем арсенале, помимо всех остальных режимов, постоянный полный привод с межосевым дифференциалом. Общее достоинство пикапов  – пониженный ряд в  раздаточной коробке, дающий заметную прибавку тяговых возможностей и проходимости на тяжелом грунте. Наряду с другими профильными техническими решениями, большей части которых лишились обычные вседорожники, это делает пикапы наиболее серьезными вездеходами.СПЕЦИФИКА ЖАНРА Разные производители указывают грузоподъемность пикапов по-разному: 212 За рулем 09/2009одни – с учетом массы водителя и даже пассажиров, другие  –  без. Чтобы избежать путаницы, мы приводим характеристику грузоподъемности как разницу между полной и  снаряженной массами, а  уж в  каком соотношении поделить ее между экипажем и грузом – дело водителя. При  этом снаряженная масса обычно дается для наиболее простой базовой версии, топовые же могут быть на  несколько десятков и  даже на  сотню килограммов тяжелее. Высокую грузоподъемность «Форда» или «Мазды» не  следует воспринимать как безусловное преимущество (конечно, если вы всерьез не  собираетесь возить мешки с  цементом). Ведь чем на  большую нагрузку рассчитана подвеска, тем она жестче, и  расплата за это – тряска на неровностях и вдобавок дергающие всю машину большиенеподрессоренные массы. Впрочем, этот недостаток в той или иной мере присущ всем пикапам. Равно как и громоздкость (почти у  всех длина превышает 5  метров), а также немалый радиус поворота (прочные массивные приводы и рычаги не  позволяют повернуть большие колеса на значительный угол). Другое следствие высокой грузоподъемности  – порожний автомобиль не в силах полностью прожать мощную подвеску, из-за чего диагональное вывешивание на  неровностях наступает довольно рано. На  этот случай у  некоторых моделей в списке опций есть задний дифференциал повышенного трения или его принудительная блокировка. Менее эффективное и надежное, но легко реализуемое решение – так называемая электронная блокировка (подтормаживание буксующего колеса) у наиболее ГРУЗОВИКИ | ПИКАПЫNissan NP300Честный трудяга, иногда суровый и даже грубый, но надежный и предсказуемый. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: торсионная передняя подвеска. Великолепная эластичность мотора, высокая экономичность, хорошая проходимость. Жесткая подвеска, велик уровень шумов и вибраций, простоватый салон, высокий пол, узкие задние двери, тесный второй ряд сидений, высокая цена.SsangYong Actyon SportsПочти легковой автомобиль с кузовом грузовика. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: электронное управление раздаточной коробкой, пружинная подвеска и дисковые тормоза сзади. Комфортабельная подвеска, почти легковое поведение, наличие автомата, хорошая шумо- и виброизоляция, высокая экономичность, небольшая погрузочная высота пола. Слабоватый мотор не очень согласован с трансмиссией, скромный дорожный просвет, низкая энергоемкость подвески, тесный второй ряд сидений, спорная внешность.современных и  богато оснащенных пикапов. Вместимость кузова в любом случае избыточна для повседневного использования, если только не  возить в  нем мото-, квадро-, гидро- и  прочие «циклы». Впрочем, пикапам по силам гораздо боМодельFord Ranger Great Wall Sailor Great Wall Wingle Mazda BТ-50 Mitsubishi L200 Nissan Navara Nissan NP300 SsangYong Actyon Sports «УАЗ-Пикап»*Рекомендованная цена.лее серьезный груз, ведь они отличные тягачи для буксировки трейлеров с катером, яхтой, лошадьми и  прочими атрибутами активной жизни. Для  большинства максимально разрешенная масса прицепа достигает 3 тонн, однако в этом случае только легковой категории  ВДвигательТД 2,5 л (143 л.с.) Б 2,2 л (105 л.с.) Д 2,8 л (95 л.с.) ТД 2,5 л (143 л.с.) ТД 2,5 л (136 л.с.) ТД 2,5 л (174 л.с.) ТД 2,5 л (133 л.с.) ТД 2,0 л (141 л.с.) Б 2,7 л (128 л.с.)в  правах недостаточно  – нужно дополнительно открыть категорию Е.И ДРУГИЕ… За  рамками обзора осталось несколько моделей китайских пикапов, в  незначительных количествах завозимых серыми Цена*, руб.684 000–911 000 427 000–465 000 555 000–580 000 759 000–1 032 00 769 000–1 049 000 1 263 000–1 495 500 835 000–990 000 631 00–828 00 435 000–485 00Размеры, мм5170×1805× 1762 5135×1690× 1705 5040×1800 ×1730 5075×1805 ×1760 5075×1800×1780 5220×18501774 5090×1825×1715 4965×1900×1755 5200×2080×2000Масса снаряженная/ Грузополная, кг подъемность, кг1850/2985 1510/2335 1860/2665 1800/3030 1965/2850 2040/2850 1860/2860 1912/2740 2090/2890 1135 825 805 1230 885 810 1000 828 800Коробка передачМ5 М5 М5 М5 М5, А4 М6, А5 М5 М5, А4 М5Публикации в ЗР2009, № 4; 2007, № 10 2006, № 9 2009, № 3 2007, № 10; 2008, № 12 2009, № 6; 2007, № 10 2006, № 1 2009, № 6; 2008, № 10 2007, № 10 2009, № 3; 2008, № 12214 За рулем 09/2009 UAZ PickupСамый большой и эффектный, но быстро обнаруживает типичные недостатки отечественных автомобилей. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: неразрезной мост спереди, бензиновый двигатель. Самый большой салон, простая конструкция, обширная сервисная база, очень привлекательная цена. Ограниченные тяговые возможности мотора, высокий расход топлива, траекторные рыскания, размазанные реакции, повышенный уровень шума и вибраций, малое передаточное отношение нижнего ряда раздатки.дилерами, а  также снятых с  производства, но еще встречающихся в продаже. Нет здесь «американцев» и  «японцев» с  многолитровыми моторами, предназначенных для американского рынка (их опять-таки продают у  нас лишь серые дилеры, причем буквально поштучно). Не  получил развития проект производства в  Таганроге пикапов «ТагАЗ-Роуд Партнер» («СанЙонг-Муссо Спортс»), хотя сколько-то машин на заводе собрали. Так  и не  вышла из  стадии экспериментального производства «Нива-2329». А  долгожитель «Ленд-Ровер Дефендер Пикап 110/130» настолько утилитарен и  при  этом несусветно дорог, что теряет главное преимущество в  сравнении с  классическим «Дефендером». Впрочем, и  без того в  сегменте пикапов неплохой выбор.На правах рекламы