174
РЕМОНТ И СЕРВИСКОНКуРСАнтидетонаторВладимир Скорых из Николаева за ответ на задачу № 18 получает от торговой компании ЗАО «РИК» автомобильный GPS-навигатор NTW (модель GNT-C430) в комплекте с кардридером Microsonic. Подробности – на сайте www.r-i-c.ru.Человек по  природе ленив  – отсюда соблазн уповать на  интуицию. А она подводит, и попадаешь в неприятность. Случай, который лег в основу задачи № 18, это подтвердил. Напомним: собирая мотор «семерки» после расточки цилиндров, двое приятелей отрегулировали зазоры в  ГРМ, вычистили карбюратор, сменили фильтры. Зажигание решили скорректировать на  ходу, ориентируясь на  возникновение детонации. Да  не  вышло: как ни  добавляли УОЗ, не  получили и  намека на «стук пальчиков», машина шла вяло, не  быстрее 60 км/ч. Позже, конечно, ошибку обнаружили, устранили – и автомобиль полетел ласточкой. В чем же была причина конфуза? На  этот вопрос знатоки отреагировали бурно  – ответов тьма. Некоторые даже вспомнили о  грузиках центробежного регулятора УОЗ  – они, мол, ни с  того ни с  сего стали заедать на  осях. Но в  чем  же тогда «ошибка» наших мотористов? Кто-то счел, что «горе-механики в  спешке забыли подключить в  распределителе зажигания тягу вакуумного регулятора или не надели шланг». Мысль понятна: должно  же что-то ограничить мощность двигателя! Конечно, предполагать можно что угодно, но люди, самостоятельно собирающие двигатель, вряд ли поставят поршень задом наперед или неправильно прикрутят звездочку распредвала, а вот забыть совместить метки – могут. Тот, кто впервые регулирует зазоры, строго следует инструкции и,  конечно, будет внимателен. Составители книжки, естественно, все описали предельно просто: совмести метки  – и  регулируй зазоры. Очевидно, расчет правильный  – на  добросовестного, но не слишком опытного человека, которому рассказывать об  особенностях фаз газораспределения нет никакого смысла, пусть ими интересуется инженер-моторист. А всякий опытный мастер знает, что особой точности при этой регулировке не  требуется. Достаточно, что к  рычагу клапана  – роке-ру – обращена тыльная сторона кулачка. В результате коленчатый вал может быть повернут на  значительный угол, при  котором зазор между рокером и  круглой стороной кулачка все еще в  норме, но  фазы, если недосмотреть, могут «уйти». Отрегулированные зазоры вовсе не  гарантия правильных фаз газораспределения, а вот о них-то легко могли запамятовать. Кстати, скорость 60  км/ч на  «семерке» соответствует мощности около 8 л.с. Где остальной «табун»? Даже с заклиненными грузиками или неработающей второй камерой карбюратора автомобиль выдаст больше 100 км/ч, разве что разгоняться будет медленнее. А с заглушенным вакуумным регулятором, который тут ни  при чем,  выдаст и максимальную скорость.  Некоторые озаботились процедурой регулировки зажигания: мужики, мол, неправы – «выставлять его по детонации нельзя  – вот и  ошиблись». Действительно, в книгах по «Жигулям» рекомендовано сначала выставлять УОЗ по  приборам, но  (!) затем все  же корректировать по детонации. Оценив юмор авторов, многие сразу подбирают УОЗ по  детонации  – так быстрее и  надежнее. В  каких случаях даже на  предписанном инструкцией бензине возможна детонация? Само собой – если велик УОЗ. Причем  детонирует смесь правильного состава, не  разбавленная отработавшими газами и,  что важно, максимально плотная – то есть когда наполнение цилиндров по  массе наибольшее, при правильных фаЗадача № 21! ПРИЗзах ГРМ. Отсюда вывод: если сдвинуть фазы в сторону поздних, детонации тоже не будет. Победитель конкурса Владимир Скорых написал: «Ребята прокололись на  метках газораспределения. После пробной поездки они смогли вычислить свою ошибку и исправить ее, сняв крышку клапанов и  совершив известные манипуляции со  звездочкой распредвала… Несовпадение составляло один или два зуба, причем распредвал отставал от  коленвала. Звездочка коленвала имеет 19  зубьев, значит, несовпадение всего на  один зуб соответствует сдвигу фаз примерно на 20 градусов. Но  если фазу перекрытия впускного и  выпускного клапанов (22  градуса) сместить на  этот угол в  сторону запаздывания, перекрытие реально произойдет при положении поршня после ВМТ, на  фазе впуска. Продувки цилиндра практически нет, резко ухудшается эвакуация продуктов горения…». Далее победитель подробно рассматривает последствия: «Состав газов в  цилиндрах мотора с  запаздывающим распредвалом абсолютно деградированный  – такая смесь еще может гореть, но ни раскрутить мотор, ни детонировать не в состоянии». Всех участников конкурса благодарим. Владимира Скорых поздравляем с победой!МАЙОР ПРОНИН В ПОГОНЕ Вечером бригада смотрела фильм про ментов. Напряжение на экране нарастало. Пока майор Пронин на ВАЗ-2112 догонял «Рено-Меган», управляемый обкурившимся наркоманом, впереди показались городские окраины – любым способом надо остановить негодяя или вытолкнуть с дороги. Обойдя противника на полкорпуса, майор стал прижимать его к обочине, но тот лишь давил на газ... На этом интересном месте серию прервала реклама, и буровики заспорили: как лучше действовать заслуженному милиционеру, чтобы самому не разбиться? Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 октября 2009 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10, или по e-mail: [email protected] Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи.174 За рулем 09/2009