152
153
154
ТЕХНИКААЛЬТЕРНАТИВНОЕ ТОПЛИВО MAZDAМашины чистой водыБывает ли фантастика научной и становится ли явью? За рулем водородного автомобиля на эти вопросы пытался ответить Сергей Канунников.Иведь едет! Немного своеобразно, особенно если принять во внимание эффектную спортивную внешность. Но  едет! Наверное, похожие чувства испытывал Карл Бенц, более 120 лет назад перемещавшийся со  скоростью пешехода на  невиданном, высоком и  неуклюжем экипаже. Ну ая на шоссе, на крейсерской – 100–110 км/ч – скорости, даже забываю на какое-то время, что машина выделяет из  выхлопной трубы водяной пар, который после конденсации можно пить. По крайней мере теоретически...ВОКРУГ ДА ОКОЛО РОТОРА Основы конструкции машин на  водородном топливе любителям техники давно знакомы. Их два вида. Вопервых, электромобили – они ездят благодаря топливным элементам, в  кото-рых водород взаимодействует с  кислородом, в результате создавая электрический ток. Во-вторых, автомобили с двигателями внутреннего сгорания, приспособленными для работы на  водороде. Первая конструкция эффективней и  перспективней, вторая  – проще и  дешевле. Именно поэтому фирма «Мазда» уже довела второй вариант до образцов, не  просто ездящих по  дорогам общего пользования, но и переданных в лизинг фирмам в Японии и Норвегии. В Стране фиордов я познакомился с  машинами, несущими  шильдик Hydrogen на крышке багажника и обозначение Н2 на горловине одного из топливных баков. Водородная «Мазда RX-8 Hydrogen RE» не только внешне, но и под капотом мало отличается от  стандартной. Там  – известный роторный двигатель «Ренезис», способный работать как на бензине, так и на водороде; последнийдля улучшения наполнения впрыскивают в камеру сгорания через отдельную форсунку. Японские конструкторы утверждают, что именно роторный двигатель лучше, нежели поршневой, пригоден для водородного питания. Поскольку впуск и  сгорание у  него происходят в  разных камерах, топливо попадает в менее нагретую, что улучшает сгорание. С  бензина на  водород можно переходить прямо на ходу, нажав кнопку секунды на  две. Мощность битопливного двигателя заметно упала – до 109 л.с., притом что самая слабая версия обычного «Ренезиса» развивает под  200 л.с. Зато из выхлопной трубы идет безвредный водяной пар. «Мазда-Примаси Hydrogen RE Hybrid» (в Европе – «Мазда-5») еще интересней. Под  капотом тот  же битопливный роторный агрегат, но  механической связи между мотором и коле-«Мазда-Примаси Hydrogen RE Hybrid», вполне резвый пятиместный минивэн.152 За рулем 09/2009 Облик «Мазды RX-8» с динамическими возможностями водородомобиля не очень вяжется. Но если не относиться к машине как к спортивной, все становится на свои места.Заправка водородом через отдельную горловину выглядит вполне буднично. А ведь давление в баллоне – 35 МПа.Багажника в «Мазде RX-8» фактически нет – в нем царствует баллон с водородом.Слева от тахометра традиционный датчик уровня бензина, справа – водорода.сами нет. Их  крутит электродвигатель, получающий энергию от  роторного агрегата, а  на  малых скоростях  – только от  аккумуляторной батареи. Как  и в  других гибридомобилях, ДВС включается не сразу, а лишь при наборе скорости. При  необходимости  – во  время интенсивного разгона или обгона  – электромотор питают ротор и  аккумуляторы вместе. И,  наконец, при отпущенной педали акселератора батареи подзаряжаются. Обе машины (праворульные «примаси» специально привезли из  Японии, а купе RX-8 работают по лизингу в Норвегии, очень активно старающейся не  допустить загрязнения воздуха, чтобы потом с  ним не  бороться) довелось опробовать в окрестностях Осло.И ВСЕ-ТАКИ ОНИ ЕДУТ! Стартуя на «Мазде RX-8», позорно заглох. Уж очень непривычен в наше вре-мя мотор, ну совсем не желающий работать на низких оборотах. Чтобы уверенно, без рывка поехать, нужно надавить педаль от души. А дальше… На мое замечание, что «низов» у мотора нет, коллега иронично отозвался: «Верхов тоже!». Он,  конечно, немного преувеличил, но  смотреть, как неторопливо, словно на  замедленном показе, стрелка тахометра движется вправо, действительно забавно. Мотор просыпается после 4000  об/мин, хотя и  в  этом случае спортивным не становится. Впрочем, влившись в  дисциплинированный поток на  норвежском шоссе, машина уверенно держит 100–110 км/ч. Но  снижение темпа потребует энергичной работы рычагом пятиступенчатой коробки передач. Попробовал ехать на  бензине – отличия минимальны. Скепсис по  отношению к  этой «Мазде» во  многом психологического свойства: дизайн купе не вяжется с флегматично-стью. Но не надо относиться к этой машине как к  спортивному авто, она  – прототип, носитель агрегатов. А едет-то в обычном потоке, причем не хуже многих! Так и катил бы, гордясь причастностью к зеленому движению. Но… недалеко: запас хода на  водороде – 145 км, а бензобак всего лишь 5-литровый. Что связано со спецификой договора с  Норвегией. В  Японии на водородных «маздах» стандартный 61-литровый бак. Но  в  скандинавской стране этим машинам – невиданные льготы: помимо налоговых, бесплатное перемещение по платным дорогам, а в городах – даже по полосе городского транспорта. А  чтобы столь привилегированные водители не злоупотребляли «нечистым» топливом, его объем и сократили до мизера. Почему от  него совсем не  отказались? Изощренный восточный ум решил, что водителям, по  крайней мереЗа рулем 09/2009 153 ТЕХНИКА | АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ТОПЛИВО MAZDA 20 ЛЕТ СПУСТЯПервый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, способным работать на водороде, – «Мазду HR-Х» построили еще в 1991-м. Годом позже появился гольф-кар с топливными элементами. В 1995 году на дороги общего пользования впервые вывели «МаздуКапелла Карго» с роторным битоплив«Мазда-Капелла Карго».ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯс водородными двигателямиMazdaМодельRX-8 Premacy Hydrogen RE Hydrogen RE (европейская Hybrid версия)«Мазда HR-X».ным мотором. В 1997-м представили модель FC-EV – машину на топливных элементах с кузовом «Мазды-Демио» (в Европе – «Мазда-2»). В 2005-м фирма показала первый водородный гибрид. С 2006-го компания начала передавать машины в лизинг в Японии, а с 2008-го – и в Норвегии.Устройство «Мазды RX-8 Hydrogen RE».Общие данные Размеры, мм: длина ширина высота база колея спереди/сзади Снаряженная масса, кг Топливо/ запас топлива, л Пробег на одной заправке, км Двигатель Расположение Конфигурация Рабочий объем, см3 Мощность, кВт/л.с. Крутящий момент, Н.м Трансмиссия Тип Коробка передач4435 1770 1240 2700 1500/1505 1450 А95/5; Н2/105 45 (А95); 100 (Н2)4565 1745 1620 2750 1530/1520 1760 А95/25; Н2/150 400 (А95); 200 (Н2)спереди роторный двухсекционный 654×2* 80/109 80/109 электромотор 110 кВт 140 350 заднеприводная М5 переднеприводная –Устройство «Мазды-Примаси Hydrogen RE Hybrid».торного двигателя. Сбрасываю газ  – становится заметно тише, а  дисплей посредине панели демонстрирует: батарея заряжается, воздух не  загрязняется. Чистая работа! Да и ехать на этой «Мазде» без дозаправки можно внушительные 600  км  – впятером! Правда, практически без багажа. Впрочем... Есть ли за теми живописными холмами водородные заправки?КУДА КАТИМСЯ? Сколько в нынешних «маздах» от 100-процентного идеального водородомобиля? Руководитель проекта Акихиро Кашиваги прямо ответил: «Тридцать. И такой автомобиль мы не  можем предлагать массовому потребителю». В идеале нужно проектировать новый. Или, по  крайней мере, изначально рассчитанный еще и  на  это топливо. Рационально мыслящие японцы откровенно заявляют, что и  через 10  лет доля водородомобилей на  дорогах будет невелика, хотя и  вырастет. Кстати, без налоговых и  прочих льгот, думаю, не  обойтись. А  еще предстоит совершенствовать оборудование, создавать инфраструктуру, в первую очередь заправки… Но  ведь 120  лет назад, когда чудак Бенц покупал пузырьки с бензином в  аптеке, мало кто представлял, во что это выльется!на нынешней стадии внедрения водорода, необходима психологическая уверенность, что хоть на  бензине, но  до  дома они доедут. От себя добавлю: скорее всего, подстраховка и впрямь не повредит.154 За рулем 09/2009Вторым номером  – гибридная «Мазда-Примаси». Ее  дизайн как раз в  полной гармонии с  ездовыми возможностями. Вэн резво разгоняется под необычную однотонную песню ро-