48
49
50
51
АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ АМОРТИЗАТОРЫ «ЛАДЫ-КАЛИНА»Тряхнем старинойНовые производители амортизаторов для «Лады-Калина» вывели на рынок свою продукцию. А оценку ей вывел Сергей Воскресенский. Фото: Константин Якубов.На вопрос продавец откликнулся вопросом: «Передние стойки на «Калину»? Вам под какие пружины  – конические или «бочки»? Возникла пауза  – я почувствовал себя отсталым, некомпетентным. Затем отправился поприседать возле машины: а на нашей-то какие? Да,  умеет отечественный производитель загадывать ребусы. Как выяснилось, за  два года подвесочная начинка «Калины» почти не изменилась, но... появились иные передние пружины, притом, как часто случается, не  взаимозаменяемые с предыдущими (см. справку АВТОВАЗа на с. 50). А  в  остальном все спокойно  – в  том смысле, что конкурентов у основного поставщика АВТОВАЗа – Скопинского автоагрегатного завода почти не  прибавилось. Западные производители по-прежнему не  желают тратить время и  деньги на  освоение оригинальной неразборной стойки, пусть и для довольно популярной малолитраж48За рулем 09/2009ки. Противопоставить СААЗу что-то свое осмеливаются две-три компании. Обязан заметить: та «Калина» с кузовом универсал, что в  зарулевском автопарке, почти во  всем устраивала нашего многолетнего «калиновода», и  предложение подобрать для нее очередной пакет амортизаторов он встретил прохладно. Ведь стойки SS20 «Комфорт», которым некогда было отдано предпочтение (ЗР, 2007, № 12), в повседневной жизни оказались слишком жесткими, утомляющими и водителя, и пассажиров. А  серийные изделия СААЗа  – конечно, не бог весть что, зато комфортны. Подобное мнение отражает позицию многих владельцев вазовских автомобилей, которым не  до  жиру  – лишь бы работало понадежнее. Для полноценного теста без самарских «эс-эсов» все равно не обойтись, да мы и  не  испытали еще их базового, самого «мягкого» варианта, именуемого «Стандартом». А  еще наметились кон-куренты – молодая, но амбициозная питерская компания «РусАм» (не  путать с «Плазой»!) уверенно заявила, что только она готова изготавливать продукцию на  самом современном (читай: европейском) уровне. Против такого напора устоять трудно, а  попробовать новинку всегда интересно. Итак, на  дорогах полигона  – универсал «Лада-Калина» с  пятью вариантами настройки подвески.СААЗ Эти изделия, как и  прежде, заслуживают критики за посредственное качество изготовления, за то, что не обеспечивают «Калине» выразительной управляемости. Но когда понимаешь, что не в одних амортизаторах дело, что этот автомобиль все равно не  будет реагировать на руление, как импортные конкуренты, остается наслаждаться плавностью хода. Универсал надежно, без раскачки идет по  пологим волнам, не  утомляет под- робным повторением профиля дороги. Однако на этом фоне неожиданно шумно и  резко реагирует на  мелкие неровности. Швы, стыки, ступеньки асфальта – все это грубо, небрежно передается на кузов и даже подушки сидений. Поведение на  дороге не  вызывает никаких эмоций, а  если и  вызывает, то негативные. Желания водителя и реакции «Калины» не совпадают настолько, что поначалу не  очень-то попадаешь в  самые элементарные повороты. Потом приходит понимание машины, а  работа рулем на  опережение рождает чувство, что лучше не мешать «Калине», а лишь время от времени корректировать выбранное направление. На прямой машина вполне удобна. Ну а для поворотов нужно привыкнуть к  кренам кузова и довольно «резиновым» реакциям на  действия рулем. Самый большой сюрприз поджидает на  переставке, где приходится изрядно потрудиться, чтобы достичь мало-мальски приличного результата. В принципе, этого и ожидал, но, тем не  менее, запаздывания и  углы поворота руля огорошивают. Так что достигнутые 87,3 км/ч – почти подвиг.SS20 «СТАНДАРТ» То, что с  ними «Калина» жестче, плотнее, – чувствую сразу. Она подробнее повторяет профиль дороги и, самое неприятное, откровенно загрохотала на  дорожной мелочи, очень болезненно реагируя на  сколы асфальта. Зато, на  первый взгляд, стала точнее в  управлении и  немного внимательнее к  моим командам. Понятнее ведет себя в  повороте, особенно попав на  неровности. Но  стоило поверить в  некоторые положительные качества «Стандарта» и  поехать понаглее, «Калина» превратилась в  прежнее аморфное существо, в  еще большей степени страдающее от огромных кренов кузова и  лености реакций. Амортизаторы попросту обманули ожидания, проявив себя даже похуже СААЗа. Похоже, самарцы решили малой кровью подкорректировать характеристики и  лишь немного ужесточили дроссельный режим, прочее  же осталось прежним. Поэтому, как только возросли скорости и  амплитуды вертикальных перемещений, затея с треском провалилась. Особенно это проявилось на  переставке, где «Калина» едва дотянула до 85,0 км/ч.Маркировка питерского производителя.ИЛЛЮЗИЯ НАДЕЖНОСТИЭтот амортизатор отработал на редакционной «Калине» меньше года и прошел около 30 000 км. Стойки марки СААЗ еще вполне работоспособны: нет течей, даже запотевания. Однако глубокие раковины на поверхности штока под буфером сжатия говорят: жить амортизатору осталось считаные месяцы. Как только ржавчина доберется до уплотнения, стойки умрут.Удобно, когда фирменная наклейка четко ориентирует, к какой «жесткостной» группе относится изделие. Стойка и амортизатор Скопинского автоагрегатного завода выглядят просто, и цена соответствующая: 1150 и 700 рублей.На правах рекламы АВТОМОБИЛИ | СПЕЦТЕСТ АМОРТИЗАТОРЫ «ЛАДЫ-КАЛИНА»По терминологии АВТОВАЗа амортизаторная стойка 1118 (внизу) – под коническую пружину, изготовленную ОАО «Агрегат», а стойка 1119 – под бочкообразную, производства Mubea, Чехия.Передний и задний амортизаторы Damp производства «РусАм», Санкт-Петербург. Рекомендованная цена варианта D3 – 1750 и 1300 рублей соответственно, стойка D3 SE немного дороже – 1780 рублей.Амортизаторная стойка и задний амортизатор SS20, производитель НПП «Система технологий», Самара – 2300 и 1400 рублей (за штуку) соответственно. «Стандарт» и «Комфорт» ценой друг от друга не отличаются.DAMP D3 Ярко-желтые питерские двухтрубники с  газовым подпором низкого давления, сдается, не  зря так напоминают изделия одной из самых продвинутых фирм. Стремление походить на  корифеев заметно ив том, как солидно и аккуратно выглядят буфера сжатия и  грязезащитные чехлы-гофры. «Калина» двояко выразила свое отношение к «русамам». С одной стороны, она протестующе продолжила греметь на мелких неровностях, дав понять, что газ, создав на  штоках дополнительную выталкивающую силу, не улучшил ситуацию. Зато автомобиль словно взлетел над дорогой, отвечая на  большинство даже глубоких колдобин лишь небольшими покачиваниями кузова. Теперь он как  бы скользит по  их вершинам, лишний раз доказывая, что плавность хода «Калины»  – главное достижение «русамов». Хотя, спустившись с вершин, скажем, на  брусчатку, понимаю: над резиновыми элементами в  опорах стоек заводу еще работать и работать. Но и  управляемость наконец-то стала интереснее. Уменьшились крены, быстрее стала реакция на  повороты руля – словом, машина более собранна и  отзывчива. Конечно, и  этот вариант далеко не  идеален, но  теперь универсал более четко следует заданной водителем траектории, иногда даже удивляя послушностью. Улучшения не могли не  отразиться на  переставке. Наконецто в  откликах «Калины» появились напористость и  стремление объехать внезапное препятствие. 88,3  км/ч  – неплохой и вполне ожидаемый результат. DAMP D3SE Двухтрубные гидропневматические амортизаторы отличаются измененными по  отношению к  D3 характеристиками 50За рулем 09/2009и  настроены прежде всего на  высококачественные дороги. Но таковых у нас немного, а на обычных «Калина» сразу дает почувствовать, что стала подчеркнуто упругой, даже жесткой, подробно повторяющей профиль дорожного полотна. Не церемонится она и на сколах асфальта, откровенно вытрясая душу. Зато легко и охотно следует за рулем, чутко реагируя на  изменение траектории. Более того, даже провоцирует к темпераментной езде именно тем, как охотно входит в  быстрые виражи. Однако злоупотреблять этим не стоит, в том числе из-за своеобразной настройки задних амортизаторов. Этот вариант отличается от предыдущего лишь более жесткими передними стойками, задние же демпфирующие элементы оставлены прежними (версия  D3). Поэтому при больших поперечных ускорениях «Калина» как  бы приседает на  заднюю ось, сразу теряя цельность реакций. Конечно, с  этим можно смириться, но уж больно «размазанным» становится автомобиль именно в  острых ситуациях. Отсюда, в  частности, и очень условный выигрыш в предельной скорости на переставке: результат всего-то на километр выше предыдущего – 89,2 км/ч.SS20 «КОМФОРТ» И что комфортного нашли в  них создатели?! Эти изделия уж точно не  знают слов любви по отношению к находящимся в салоне. Кажется, в «Калине» загрохотало все, что могло, она еще плотнее припала к  дороге, стараясь повторить каждую впадинку на ней. Привыкнуть к тряске испытатели, конечно, смогли, но  даже на  фоне предыдущего варианта сразу поняли, чем так не  понравились нашему «калиноводу» эти настройки. Грубые они, создают ощущение, что нуждается в замене минимум половина деталей подвески.Но есть в этой агрессивной уверенности и  свои плюсы. Управляемость универсала наконец-то приобрела цельность, четкость, даже некоторую выразительность. Пожалуй, нет легкости отПОЯСНЯЕТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬОАО «АВТОВАЗ» Дирекция по техническому развитию Управление проектирования шасси В настоящее время по действующей документации на автомобилях семейства «Калина» устанавливаются следующие виды пружин: 1. Передняя подвеска. а) на автомобилях с 8-клапанным двигателем (кроме модели 1117 универсал) устанавливаются конические пружины 1118-2902712 производства ОАО «Автоагрегат» (г. Кинешма) или фасонные «бочкообразные» пружины 1119-2902712 производства фирмы Mubea, Чехия. Пружины идентичны по техническим характеристикам, но отличаются по установочным параметрам, а потому взаимозаменяемы только в составе стойки телескопической с опорой и пружиной в сборе. б) на автомобилях с 16-клапанными двигателями и моделях 1117 устанавливаются пружины 11186-2902712 и 11196-2902712 с более высокими жесткостными и нагрузочными параметрами. 2. Задняя подвеска. На все автомобили семейства «Калина» устанавливается единая цилиндрическая пружина производства ОАО «АВТОВАЗ» 1118-2912712-10. кликов, присущих машине с  предыдущими амортизаторами, зато она надежна и  прогнозируема. Лишен автомобиль и изъяна, связанного с недостаточной вертикальной жесткостью задних амортизаторов. «Калина» остается цепкой и  собранной даже при возникновении скольжения. Активному водителю мешает лишь одно  – слишком ощутимая недостаточная поворачиваемость. На  переставке это отчасти даже упрощает задачу, машина уверенно достигает 89  км/ч. А  вот в  крутых виражах ее приходится заставлять следовать заданной траектории, постоянно увеличивая угол поворота руля.ИТОГИ И РЕКОМЕНДАЦИИ Сначала кажется, что все бесполезно, одной заменой амортизаторов нашей «Калине» не поможешь: она – универсал, а  это не  то  же самое, что хэтчбек или седан, у  нее иные плавность хода, управляемость, отношение к командам водителя... И  все-таки машина откликается на  изменения в  подвеске. Выставляя оценки испытанным амортизаторам, условно разделим их на две группы. В  «Стандарте» первое место у  Damp  D3 компании «РусАм». Продукт оказался не только ярким внешне, но и  вполне удачным по эксплуатационным характеристикам. Отсюда и  заслуженное лидерство. Второе место мы присудили изделиям Скопинского заво-да. С ними езда на «Калине» становится более комфортной; еще одно достоинство этих амортизаторов – они недорогие. Будь это подкреплено еще и  соответствующим качеством, потребность в  их замене отпала  бы, по  крайней мере, для непритязательного потребителя. На третьем месте – SS20 «Стандарт» (НПП «Система технологий»). Амортизаторы, прямо скажем, не  впечатлили. С  ними «Калина» теряет больше, чем приобретает,  – превращается в  нечто аморфное, неуклюжее. В  группе, которую условно назову «Спорт», расставить конкурсантов по  местам непросто. Если вы хотите спровоцировать «Калину» на  некий экстрим, рассмотрите вариант с  амортизаторами SS20 в версии «Комфорт». Правда, о  комфорте как таковом придется сразу забыть, но  управляться машина будет более-менее честно (даже в острых ситуациях). Машина с  амортизаторами Damp D3SE на  этом фоне... интеллигентнее, что ли: хороша и послушна прежде всего на шоссе, но как только дорога становится извилистой, а боковые перегрузки значительными, подвеска начинает давать сбои, в первую очередь из-за стандартных задних амортизаторов. А  общий вывод таков: производителям еще есть над чем поработать и поломать голову. Другое дело, что у  владельцев «калин» хоть какой-то выбор появился – уже хорошо!ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ ПОВЕДЕНИЯ УНИВЕРСАЛА «ЛАДА- КАЛИНА» С РАЗЛИЧНЫМИ АМОРТИЗАТОРАМИ (максимум – 10 баллов)Оцениваемый параметр Плавность хода Вибронагруженность на мелких неровностях Поведение на дороге Изделие СААЗ 9,0 7,0 6,0 SS20 «Стандарт» 8,0 6,0 6,0 Damp D3 9,0 6,0 7,0 Damp D3SE 7,0 6,0 8,0 SS20 «Комфорт» 6,0 5,0 9,0На правах рекламы