11
12
13
14
Приемка автомашин, прибывших с завода игл. Сталина на первый участок строительства магистрали Москва—Донбасс Фото Блохина (Союзфото)СОВЕТСКИЙ АМОДОЛЖЕН БЫТЬ ЛУЧШЕАМЕРИКАНСКОГО АВТОКАРАНа Всесоюзной конференции Автодора по качеству автомобилей АМО-3 и АМО-4 28 и 29 июня этого года в Москве состоялась Всесокюная конференция по качеству автомобилей Амо-3 я Амо-4, организованная ЦС о-ва Автодор. На конференции присутствовали председатель ЦС о-ва т. Лежава, председатель автосек'ции ЦС о-ва т. Халапский, представители автохозяйств как Москвы, так и периферии, представители учреждений, научных организаций и автодоровекий актив. В фойэ была организована заводом выставка наиболее характерных дефектных деталей. Открывая конференцию, т. Халелский говорит: «Тысячи автомобилей завода им. Сталина уже работают в промышленности, сельском хозяйстве ив Красной армии Советского согоза. Сталинский завод, один из -первых гигантов пятилетки, в короткий срок освоив сложные процессы производства, готов к массовому выпуску машин в кюлмн-вотве до 100 шт. в сутки. Перед автодоровской общественностью стоит важная задача — определить, насколько машины завода отвечают требованиям нашего огромного Союза. Сейчас мы хотим организованно собрать этот, материал с тем, чтобы с пос о бств оеать дальне йш ему уоов.ер ше не твованию массового выпуска Амо-3 и Амо-4, которые по существу являются сборным типом машины американского производства, перенесенной на советскую землю. Конференция должна дать той материал, который сейчас нужен для развития массового стандартного выпуска, для того чтобы лучше поставить вашу машину на службу нашему хозяйству. После вступительного слова т. Халепского конференция заслушала доклад представителя п/отдела качества завода им. Сталина т., Андриевского. Еще до пуска нового производства работники завода поставили вопрос о необходимости всестороннего изучения будущих машин. При п/отделе качества ОТК была организована группа эксплоатационного контроля, которая повела наблюдение за машинами в эк- 'Сплоатаций, установила живую связь с потребителем Я научными организациями и стала 'систематизировать все материалы по техническому состоянию работающих машин. Помимо непосредственного наблюдения за машинами в хозяйствах, завод получает письма, рекламации, акты о дефектах и дефектные детали. На основе этих материалов на заводе открывается лицевой счет дефектной машины, а больная деталь переносится в карточку деталей с указанием номера машины, с которой взята деталь. Такая система позволяет следить за качеством машин, по мере выпуска. Когда выявляется какой-либо дефект, на заводе принимаются соответствующие меры. На сегодня выпущено около 7 тыс. машин. За все время получено 1 173 рекламаций, от-той—19, в пятой—13. Наиболее характерные дефекты первой тысячи — обрыв конца стержня клапана (неправильная термообработка), разбалтывание крепления вентилятора и обрыв приятое на крышке распределения, порча лопастями вентилятора радиатора, (не были сбалансированы лопасти), расплавление подшипник вала пр'ивода водопомпы (перекос вала, перехвачена плоскость блока), заедание поршней и выплавление подшипников шатуна (разжижение смазки вследствие плохой карбюрации), случаи ослабления болта верхней головки шатуна (пользовались гайковертом, который не по резьбе направлял болт), шум и стук двигателя (не 'было эталонных шестерен распределения), карбюратор давал большой расход бензина (небрежное изготов% ИОиЕСТВвОТК,иа ииепн тСтппияаДЕФЕКТЫ В МИШИНИХ ДМП-Зи пма-4 ПР ТЫСЯЧАМзи 3ймесячный ГЕРИСШ зксппаптвции ПОСЛЕ ВЫПУСКАкрыто карточек на 591 больную машину, выявлено 115 больных деталей и 1298 однородных и разнородньих дефектов. Для того чтобы иметь 'Правильное суждение о -качестве машин, дефекты были .подытожены по тысячам машин за трехмесячный период эксплоатации после выпуска. В сводку вошло 5 000 машин и на диаграмме наглядно показано, какое количество дефектов имеет каждая тысяча. В первой тысяче —333 дефекта, во второй — 118, в третьей — 55, в четвертой — 59 ив пятой 37. Приведенные цифры и резко падающая кривая диаграммы отражают все трудности, которые преодолевал коллектив завода осваивая ва первой тысяче машин сложные процессы нового производства и налаживая улучшение качества машин. Вторая диаграмма показывает, как распределяются дефекты по агрегатам машин, отражая наибольшее количество их в наиболее сложных механизмах, причем и здесь кривая также резко падает. По двигателю в первой тысяче —117 дефектов, во второй —42, в третьей —15, в четвер-ление, неправильные размеры и форма диффузора), плохо работал бензинонасос (небрежное изготовление и плохое качество диафрагмы). По радиаторам первая тысяча имеет 71 дефект, вторая—57, третья — 23, четвертая — 7 и пятая — 2 . Второй отдел завода плохо изготовлял радиаторыони кипели и текли. Их стали более тщательно изготовлять, внимательнее принимать и дефекты значительно уменьшились, а начиная с четвертой тысячи перешли на трубчатый радиатор, запроектированный еще до пуска нового производства, но запоздавший из-за задержки в получении заграничного оборудования. По заднему мослу первая тысяча и-меет 49 дефектов, вторая и третья — 7 , четвертая и- пя* тая — 3 . Сначала на оборку подавали роликовыб подшипники двух фирм. В результате перепутали обоймы. Было несколько случаев слабой запрессовки трубы полуоси и единичный случай, кшшчество ДЕФЕКТОВ.Д ЕФЕКТЫВПГГРЕГПТНХ ПР ТЫСГЯЧНМ= (ЗР 3е% качество ОТЧада " • , " , СталинаМЕСЯЧНЫЙ ПЕРИОД зксплоитвции ПОСЛЕ ВЫПУСКР]мпшин HMD - З иПМР - 4u r ^ C EHbiE РБСЗМР.МРМИРСЕШЕКТЬ пс ЛЬУ.ГРТЕПЮ.- PQOHflTQPy — — ЗДШМПСТУи СЦЕПЛЕНИЮj , КОРОБКЕ СКОР. — KRPORM ЛЕРЕЛЯЧИ ПЕРЕПН.ПСЬ и РуЛЕВ. УПРРВЛЕнкогда по недосмотру прошли оез закалки 3 цилиндрические шестерни редуктора. По коробке скоростей и сцепления в первой тысяче 34 дефекта, во второй — 3, в трет ьей — 0, в четвертой — 5 ив пятой — 9. Дефекты первой тысячи — шум шестерен (перетяжка подшипника), выпресеовывались втулки заднего хода (слаба посадка), и заедали шестерни вовдушного насоса на оси (плотная пригонка). По сцеплению—случаи неправильной регулировки и поломка отжимной листовой пружины (неоднородная сталь). За счет этих! пружин несколько увеличились дефекты на четвертой и пятой тысячах. Сейчас временно перешли на заграничную сталь. По карданной передаче в первой тысяче 30 дефектов, во второй — 2, в третьей — 4, в четвертой—2 ив пятой—3. Здесь свертывались трубы по месту сварки. Когда научились сваривать, дефекты прекратились. По передней оси и рулевому управлению на первой тысяче 13 дефектов, дальше незначительное количество. Здесь дефекты главным образом относятся к плохому качеству импортных подшипников, как .ступицы переднего колеси и червяка руля. Был один случай поломки шкворня поворотного кулака из-за несоответствующего материала. Дефекты, которые не вошли в диаграмму агрегатов—это электрооборудование. Здесь плохо обстоит дело с электрощитками, сигналами, сигнальными кнопками и аккумуляторами. В отношении прибора зажигания, динамо и стартера особых нареканий нет (ставится импортное оборудование). Теперь относительно общих недостатков. Плохо с гидротормозами, которые недоукомплектовьгваются шлангам'* и манжетами. Вообще тормоза недостаточло хорошо работают из-за плохого ферро,;л Картер маховика —слабое место —сейчас несколько усилен. Только с1 июля будут ставиться щитки под мотор, до сих пор не были готовы штампы. Нет воздухоочистителей — пробные дали неудачные результаты и теперь переделываются. Нет спидометров и амперметров. Рассыхаются кабины и платформы (их вынуждены делать из недостаточно сухого материала), рвутся вентиляторные ремни. Последние дефекты относятся к поставщикам. С поставщиками неблагополучно как ис металлом. Вот список смежных производств, качество продукции которых оставляет желать много лучшего. Здесь может помочь автодоровская общественность. Харьковский завод ГПУ (шайбы, пружины) дает 100°/о брака. Тульская артель «Спартак» (петли кабин) — 75%. Самарский з-д (болты, заклепки) — 50°/о. Резиносбыт —50%. Техстройстекло40% .Кержачский з-д (задние фонари и фары) — 100°/»ЗЕТ (сигналы и щитки — 45°/о). Леншнур (провода) — 25°/о. «Знамя труда (арматура) — 30°/о. «Красный треугольник» (ферродо, фрикционные кольца) — 100°/о. ФиброкомбикЬт — 30%. Фетро-Фильц (войлок) — 40%. ВЭО (лампочки)— 75°/о. Ф-ка Ногина (дерматин) — 50%. Понятно, что при таком качестве поставок невозможно выпустить безупречные машины. Многие из дефектов, которые вошли в диаграммы, относятся к плохому yxcyiy за машинами. В 4-й базе Союзтранса например не налажены мастерские, работает одна молодежь, нет опытных работников, они бегут в шоферы, так как в 'мастерских тяжелая и ответетвеннаи работа, к тому же она хуже оплачиваемая. Это ненормальное положение имеется в большинстве хозяйств и на это надо обратить внимание, как и я\а подготовку кадров. Последние тысячи машин значительно улучшились по качеству. Дальнейшие улучшения будут зависеть в значительной мтое от правильной и своевременной информации завода о дефектах в машинах с обязательным указами ем номера шасси и номера двигателя, так как обезличенным материалом завод оперировать не может. Кроме того зазод приступил к изучению естественного износа машин по методике, разработанной совместно с НАТИ. чтобы глубже изучить машины. Заканчивая доклад, т. Андриевский от имени завода благодарит автодоровскую общественность, принимающую активное участие в коллективном творчестве над улучшением качества машин. Выступавшие участники конференции отмечали следующие недостатки: потолок кабины низок, кабина скоро расшатывается, так как нет угольников. Переднее стекло, когда открыто, утомляет шофера: приходится нагибаться, чтобы ввдеть дорогу. Сидение в кабине для двоих широко, для троих—тесно. Ломаются пружины в подушках сидения. Нет решетки к заднему окну. Грубая обработка рулевой баранки. Рычаг ручного тормоза мешает пользоваться щитом. Бензиновый бак мал по своей емкости и из пробки выплескивается бензин. В полу много отверстий, зимой холодно ногам. Щиток в кабине для прикрепления руля слаб. Плоха шраска всей машины. Плохи сигналы и аккумуляторы. Электрощиток непрочен и имеет сложную схему. Не работают маслоконтролеры. Нет амперметра, спидометра, воздухоочистителя и щитков под мотор. Низко сидит багажник для запасного колеса. Плохо изготовлен инструмент., мал комплект, нахватает торцовых ключей. Плохие пр'еес-таз отними и домкраты. Нет приспособления для монтажа реосор. Ломаются кронштейны передних крыльев. Крылья лопаются по кромке -(нет заката). Разбалтываются кулаки передних рессор. Передние рессоры очень жестки. Срабатываются шаровые колпаки кардана. Пропускают сальники задних колес и плохо работают тормоза. Часто приходится регулировать клапаны. Протираются диафрагмы бензонасоса;. Моторы дают неполную мощность. Карбюраторы неэкономичны. Надо ввести экономайзер. Представитель гаража ВЦИК отметил, что завод до сих пор не провел предложение работников гаража сделать замок под головки болтав для удобства регулировки задних тормозов. Представитель пожарной общественности отметил, что завод сдает для пожарных машин стандартные моторы, которым первые 1000 км нельзя давать полную нагрузку. И вот случись пожар, а пользоваться насосом нельзя, жди пока мотор приработается. Представитель воевведа отметил, что на заводе недостаточно развит экспериментальный отдел. Представители ВАТО остановились на отмене формуляров и недостаточной активности потребителей в отношении информации завода о дефектах, что тормозит дальнейшее улучшение машин. Выступавшие отмечали также отсутствие в конторах Авторемснаба запчастей и резины. До сих пор нет каталога на запчасти. Представитель Авторемснаба заявил, что завод недодает по договору детали, в которых ощущается наибольшая нужда. Все представители хозяйств отметили, что машины Амо-3 и Амо-4 вполне пригодны для работы в условиях Союза при наличии дорог, и в основном по своим качествам вполне удовлетворительны, за исключением отмеченных общих дефектов, которые необходимо устранить в кратчайший срок. Представители научных организаций высказали пожелание наладить треугольник — завод-потребитель—'.научные институты—и отметили, что в автохозяйствах нет еще должного ухода.ва машинами, плохо поставлен ремонт и отсутствует технический учет, вследствие чего машины ранее срока выбывают из строя. Присутствующие высказали сожаление, что в числе участников конференции не было товарища из заводоуправления, технического, конструкторского и экспериментального отделов и рабочих цехов. Особо подчеркнули отсутствие представителя коллектива Автодора завода. Выступавший в прениях т. Лежава остановился на недопустимом факте провала формуляров. Автохозяйства их не заполняли, автодоровская общественность своевременно не взялась за это дело, а завод пошел по линии наименьшего сопротивления и вместо того, чтобы взять в свои руки инициативу и потребовать заполнения — отменил формуляры. Ближайшая задача автодоровской общественности'повести борьбу в .автохозяйствах за техническую ютчетность. Проф. Чудаков, подводя итоги работы конференции, намечает пути для будущего развития и отмечает: — Завод чрезвычайно успешно справился с дефектами и быстро устранил целый ряд грубых ошибок, причина которых лежала в неправильном технологическом процессе. Это наглядно отражается в снижающейся кривой. о которой говорил докладчик. В этом большая заслуга подотдела качества, который смог систематизировать материал и подсказать технической мысли завода правильное решение. Темпы, которые показал завод при развертывании производства в выпуске 70—80 шт. машин в день — это образец для наших заводов и любых заграничных. Бели за последнее время есть снижение производства, то это по причине, лежащей вне завода — недостаток металла. Теперь второе — советский Амо должен быть лучше американского Автокара. Завод до сих под не уделял1 этому делу должного внимания, как и научные институты. Воздухоочистителей нет, карбюраторы—всем известно — негодные. Рессорные подвески плохи. Заводом ничего в отношении подвески не сделано. Надо отметить, что задача введения улучшенных конструкций в машинах ведется у нас до сего времени недопустимым темпом. Экепериментельный отдел завода должен быть развит в большей мере, чем сейчас. Кроме того наши институты должны подойти ближе к производству. Работа на заводе любого института должна получить марку завода Третий вопрос — это с три*-, к а всех машин под одну гребенку Завод должен выпускам машины, приспособленные как для специальных нужд, так и для эксплоатации в различных климатических и дорожных условиях. Следующий вопрос — запасные части. Мы приняли номенклатуру, которая не была осно чана на научном изучении По ней завод выполняет программу. Мы должны всеми сила ми осуществить правильную номенклатуру. Насколько я знаю, целый ряд научных организаций занимается этим вопросом.