В ЫПУСТИМ СОВЕТСКУЮ УНИВЕРСАЛЬНО-ДОРОЖНУЮ МАШИНУМы добились специализации производства дорожных машин. Пять заводов соответствующим образом оборудованы для производства сложных дорожных машин. Они уже выпускают их в значительном, а некоторые машины даже в массовом количестве. Но вопросы о том, какого качества машины выпускаются, какие типы машин должны в дальнейшем выпускаться,—-все эти злободневные вопросы дальнейшего усовершенствования дорожных машин как-то не выходят за пределы конструкторского и производственного отделов Дормашоб'единения. Взять например, проект конструкции дорожной машины «Универеаль», предложенный начальником проектно-коиструкторского отдела Дормашоб'ецинения т. Леманом. Уже более 3 месяцев как он был принят узким специальным совещанием при Дормашоб'едияен'Ии. Отдельные заводы, как например кременчугский завод дорожных машин, весьма заинтересовались этой машиной. готовы немедленно приступить к ее производству. Но об этой машине очень мало знают в Цудортрансе, не имеют представления в Ц. С. Автодора, ее конструкция еще не подвергалась обсуждению в дорожных общественных кругах, а сам проект конструкции машины лежит где-то без движения, хотя и имеется пожелание совещания специалистов о том, чтобы «в кратчайший срок изготовить общие и групповые чертежи машин». Эту машину не совсем правильно называют «дорожным комбайном». Комбайн предполагает синтез некоторых механизмов, более механизированные и упрощенные .процессы работ комбинированного механизма. Более высокую конструкцию механизмов часто заменяющую ряд в^'ханизмов. Задача «универсальной» машины *, Лемана более простая. Устроить иа одной раме ряд механизмов, которые лишь отчасти могут одновременно выполнять разные функции при строительстве грунтовых и гравийных дорог. Мысль конструктора такова: сложных дорожных машин у нас пока выпускается немного. Средние - и мелкие дорожные хозяйства (колхозы, совхозы и коммунальные хозяйства), не располагающие отрядом различных дорожных машин, могли бы с успехом использовать предлагаемую универсальную машину. Основная часть машины — шасси. Рама шасси состоит из 2 массивных боковых швеллерных шен!келей,1которые путем клепки жестко соединяются с системой поперечин, преимущественно из углового и листового железа, образуя закрытые со всех сторон два проемапередний и задний. ' На раме может устанавливаться ящик для перевозки камня, песка, дров, асфальта и др. стройматериалы с общей погрузкой в 2,5 тонн. К заднему проему шасси присоединяется кирковка, которая работает в качестве рутера, разрыхлителя, механических граблей и для кирковки. Пластинка заднего проема, которая является опорной плитой для кирковки, связана угольниками с передним проемом. Двойные втулки опорной плиты поддерживают вертикально стоящий вал кирковки, средняя втулка служит для направления регулирующего шпинделя кирковки. В центре кирковки навинчивается коробка, в которой находится под'емная шпиндельная гайка и предохранительная бугрерная пружина. На верхней 'поверхности остова кирковки находятся две подставки, здесь ^помещается планштабер. При устройстве к боковым шенкелям рамы двух вращающихся крыльев планштабер применяется как пленер и как снегоочиститель. Регулировка планштабером происходит одновременно с кчрковкой, посредством его шпинделя. Для того чтобы планштабер в случае надобности мог бы' устанавливаться независимо от кирковки, к нему приспособлены 2 маленькие, сходные с кирковальвым, регулирующие шпинделя, с предохранительными бугрер'Ными пружинами. При раме машины приспособлены: ребристый каток для разнообразных земляных работ, гладкий каток для укатки новых гравийных и щебенных дорог, а также для ремонта старых — механическая лопатка, которая применима для всех земляных работ. Катки могут изготовляться из котельного листового железа гладкий каток с баластом) или из железных досок и чугунных ободов. Осевой вал, который применяется гари гладком или ребристом катке, а также для механической лопаты, имеет с обоих концов по одному подшипнику с втулками, которые предохранены от скольжения. Подшипники сконструированы в виде вращающегося сегментного оцепления. Подшипники таким образом сцепляются на стальном ковсоле рамы зубьями. Для вращения подшипника, включения и выключения его из сцепления с консолом, каждый подшипник располагает рукояткой, которая при оцепленном ооетоянии подшипника находится в шарнирном соединении с предохранителем у рамы. Механическая лопата помещается на подвесках, в которых вращаются укрепленные на боках лопаты ее цапфы. Перевозка машины наметается колесная (вегусевичная) при легком грунте возможна конная тяга, при тяжелом—тракторы от '20 до 50 л., с. Точная стоимость машины еще и» опоеделена, ориентировочная—3 500—4- 000 руб. Конструкция имеет в виду за счет экономии металла на раме изготовлять остальные части машины. Проектируемая стоимость наибольшая, если иметь в виду, что одна только механическая лопата «Беккер» стоит 280 руб. Весь механизм по возможности упрощен. 'Нет шестерен <и шарикоподшипников. Более сложно устройство механизма лопаггы, при наличии планетарной системы передач. Вес машины /небольшой. Она не > тяжелее одного гатка, выпускаемого Креме ннупоким заводом. Необходимо, чтобы проект конструкции универсальной дорожной машины был всесторонне рассмотрен на совместном совещании дорожной секции Ц. С. Автодора и Цудортоанся. с широким участием автодоровоких организаций. |И. С отое