связанные пучки хвороста срашины/ толщ ЭОс»связной •грунтдревеичат «efc ни вязни qoauiu,n из хвороипа на комахРис. 6. Дорога на фашинном настиле грунтом или торфом на толщину до 10 см и утрамбовывается. При тонком верхнем торфяном слое настилка устраивается в два, три и больше рядов, причем верхний слой- должен быть уложен обязательно .поперек дороги. Каждый ряд, как и первый, покрывается связующим грунтом (5 см). ''Канавы, уплотняющие и осушающие торфяную массу, следует рыть не ближе 10 м от подошвы насыпи. Высоту же насыпи следует делать по возможности меньшей, чтобы уменьшить общий вес полотна и его давление на болотную корку. Дороги на болотах третьей группы Основной работой здесь является прокопка с обеих сторон" боковых канав. Чтобы дать болоту осушиться и достаточно осесть, канавы эти следует копать за год вперед. Вынутый из канав болотный грунт разравнивается по полотну ровным слоем, а сверх него укладывается слой дерна (можно обойтись и без него), а поверх всего (на 25—30 см) хороший привозной грунт (суглинистый, супесчанистый и т. п.). Инж. Н. S1. МенгелКРАСНАЯ МОРДОВИЯ ПОБЕЖДАЕТ БЕЗДОРОЖЬЕПочва Мордовии, состоящая преимущественно из вязкого чернозема, очень неблагоприятна для строительства дорог. Нет ни необходимого дорожного инвентаря, ни руководящих кадров на местах. Многие руководители даже усомнились в возможности успешного разрешения этой задачи. Соседняя Чувашия имела 150 грейдеров, больше сотни других машин, а в Мордовии их было всего три. Дорожное строительство нужно было проводить ручным способом. Но для большевиков не страшны никакие препятствия. И вот Мордовская область организовала во всех районах райдоротделы при риках, они сразу же себя оправдали. Раньше в районах по существу не было ответственных за дорожное етроительство лиц—эту работу выполняли десятники. С организацией райотделов в районе появился хозяин дорог, который не только руководил дорожным строительством, но и обеспечивал уход за дорогами. Первое время и здесь были недочеты. Так, например, недостаточно высоким было качество работ. Песок набрасывался на вязкий грунт чернозема. В первые же дни его смывало, и до : роги принимали прежний вид. Но уже то, что дороги профилировались ис боков проводились кюветы, означало известный сдвиг. 1933 год был «как бы годом подготовки к решительному штурму бездорожья. К этому штурму областной дорожный отдел готовился с зимы. Заранее был составлен план строительства. Причем начинали его составлять не в облотделе, как это делалось обычно раньше, а на местах, в сельсоветах, с учетом всех местных условий и возможностей. Это помогло облотделу избегнуть прежних ошибок, когда хорошая дорога проектировалась там, где она была ненужна, и т. д. План обсуждался! на колхозных собраниях, в райотделе и только после этого корректировался уже в облотделе. И колхозники заинтересовались строительством. Массовое участие населения было обеспечено. : — Есть районы, где и сейчас еще недооценивается это дело. Таковы, например, Ковылкинский, Зубово-Полянский, Торбеевский, Ельниковский, Рузаевский и Кочкуровский районы. Эти районы тянут всю область назад. Совсем другое дело в тех районах, где оценили всю важность дороги для социалистического хозяйства. Взять например Дубенский район. Здесь план дорожного строительства 1934 года на 20 июля выполнен на 128 проц., в Старошайговском районе на 122 проц., Ичалковским—101 проц., Саранским—98 проц. Секретарь райкома ВКП(б) Дубенского района Сульдин и предрика Резвах, секретарь ВКП(б) Старошайговского района Журавлев и предрика Кукушкин добились привлечения к дорожному строительству всего населения. поголовно. К активному строительству дорог в этих районах привлечены автодоровская и осоавиахимовская организации. На 20 июля годовой план дорожного строительства по Мордовии выполнен на 85 проц. Это несмотря на отставание в отдельных районах и недостаток дорожных машин. К 15 сентября облдоротдел ставит своей задачей выполнить план на 110 проц. Для реализации этих планов все дороги Мордовии закреплены за определенными колхозами и сельсоветами. Для наблюдения за отдельными участками на местах выделены дорожные старосты. Прикрепление дорог к колхозам дало большой эффект: во-первых, улучшились дорожные работы, во-вторых, колхозы стали подгонять друг друга в деле ухода за дорогами. Ежемесячно облотдел созывает дорожных техников и мастеров на совещание, на котором они делятся опытом своей работы. На таких совещаниях обычна выявляется много недочетов и ошибок, устраняемых, в ходе дальнейшей работы. Красная Мордовия уверенно шагает по пути к успешному "завершению дорожного строительства. • •' А. Кердода