10
11
12
13
Инж. С. НОТОВРЕМОНТс тАТЬЯ4ТОМОБИЛЕЙ НОВЕЙШИМ ОБОРУДОВАНИЕМ СОВЕТСКОГО ПРОИЗВОДСТВА] значит стержень не погнут, и головку можно шлифовать. Вращением ручки Ж производится долевой ход салазок с клапаном, а вращением ручки 3—поперечный ход. Таким образом ручкой 3 головка клапана подводится вплотную к шлифовальному кругу, а ручкой Ж продвигается по ребру круга от одного до другого края. При обратном движении головки клапана п» ребру круга поперечная подача увеличивается. Это повторяется до тех пор, покуда будут оконПроверка и ремонт клапанов на станке чательно очищены чернота и точки, и головке клапана будет придана гладко отшлифованная После тщательной очистки клапана от нагара поверхность. необходимо вставить клапан стержнем в самоКаждая такая операция, включая и _установлецентрирующийся патрон бабки В (рис. 1) и ние клапана в патрон, должна отнимать менее закрепить 'его рифленым винтом. При включеодной минуты. нии электромотора шлифовальный крут П буС \ точки зрения смазки станок представляет дет вращаться в одну сторону, а клапан — в несколько групп деталей. Каждая группа трепротивоположную. Если головка клапана не бьет, бует своего режима смазки, с своей периодичностью и своим маслом. Ежедневно производится смазка следующих с деталей: подшипника, поддерживающего шпиндель патрона,— через масленку "В, подшипника шпинделя холостого хода—через масленку С, -.. .. .. . . шпинделя гибкого вала через масленку Е — . •»);:ip jlili ,. до полного наполнения картера. Все эти детали смазываются легким маслом. мТем же маслом, но уже раз в четыре дня, 111 смазываются салазки и подшипники ручных колес Ки 3—через масленки д. Раз в месяц смазываются подшипники моIs. тора м—костяным маслом и винты подачи—. автолом. ;;Ш: Шарикоподшипник шпинделя шлифовального ЗЙШ* : Й: круга смазывается раз в два месяца через маК' сленку Ас добавлением тяжелого машинноге масла..Станки и приспособления по проверке и ремонту клапанов Прежде чем'приступить к. притирке ...клапанов К' гнездам необходимо клапаны проверить. До последнего времени у нас для такб%- проверки не было. никакого оборудования, если не считать имевшихся в нескольких автохозяйствах ручных станочков, не .дающих,. однако, необходимой гарантии точности. Ни один из импортных станков не отвечал' полностью предъявляемым- нами требованиям: на основе лучшего, что можно было взять от каждого из изученных станков, сконструирован особый станок, который изготовляется Бежецким заводом, Монтированный на станине электромотор в 0,3 л. с. сообщает шлифовальному кругу до 6500 об/мин. Полный шпиндель с самоцентрирующимся патроном покоится в специальной1 'бабк"ё;: имеющей поворот под iуглом 90°. Это; дает возможность шлифовать головки клапанов автомобилей разных марок. Натяжение ремня, вращающего шпиндель шлифовального круга, регулируется лениксом. Для вращения шпинделя гибкого вала от шпинделя бабки приведен короткий, ремень, который вращает через червячную передачу шпиндель с клапаном, взятым в самоцентрирующийся патрон. Простота конструкций этого станка доводит экономию металла до максимума. Это сказывается даже в рукоятках, которые осуществлены - без маховичков.Рис. 2.,Установка -лиарошки в патрон, монтированный на салазках станкЯ»шВо10Рис. 1. Станок для ремонта клапанов и шарошекОчистка и заточка шлифовального круга Для этой операции применяется специальный резец, граничащий по твердости с алмазным, им производится очистка и заточка круга, и Рис. 3. Проверка зазора шарошки при помощи специального калибра выверка нового. Резец устанавливается в находящееся с боку рабочей головки отверстие Ми затягивается рифленым винтом У (рис. 1). Острие резца осторожно подводится к кругу так, чтобы оно только прикасалось к нему. Для того, чтобы п'ри чистке кюга не произвести на камне ризку, нужно' кускЯг тонкой бумаги промерить расстояние между острием резца и кругом. Затем, не увеличивая глубины резания, передвигать резец поперек всей лобовой части поверхности круга ив последующих операциях применять глубину резания от 0,001" до •0,002". ^ Так продолжать до тех пор, пока поверхность станет совершенно чистой и ровной. Скорость, с которой надо передвигать резец поперек круга, должна быть немного меньше той скорости, с которой передвигается обрабатываемый клапан, и только в последний раз скорость надо немного увеличить. Заточка шарошек, употребляемых для прошарошки клапанных гнезд На шарошках имеется нечетное число зубцов. Режущий край желобка выступает над линией центра на 0,0050". Благодаря этой особенности оба режущих края не расположены один против другого. Для того чтобы клапанное гнездо точно приходилось по клапану, необходимо, чтобы оно/имело тот же угол, что и рабочая кромка головки клапана. Поэтому шарошка клапанного гнезда должна затачиваться на том же станке и под тем же углом, на котором шлифуется клапан. Если необходимо изменить установку шлифовальной головки с 45° на какой-нибудь другой угол, необходимо изменить и заточку шарошки под тот же угол, под которым шлифуются клапаны. Заточка шарошки производится следующим образом. 1. Надо надеть шарошку на конус стержня, который завернут в самоцентрирующийся патрон, как указано на рис. 2, точно так же, как был бы установлен клапан при шлифовке его головки.. 2. Винт Н отпустить (рис. 1) и сдвинуть вниз коробку червяка так, чтобы червяк открепился от червячного круга. Включить в действие электромотор. Круг начнет вращаться, но рабочая головка, держащая шарошку, останетсянеподвижной и ее можно самостоятельно вращать рукой. 3. Установить кронштейн для заточки шарошки в патроне, как указано на рис. 3, и отрегулировать поддерживающий пружинный палец так, чтобы он соприкасался с выемкой шарошки у ее большого диаметра. Пружинный палец должен находиться между выемкой шарошки и лобовой поверхностью круга. 4. Оттянуть к себе кронштейн пальца так, чтобы пружинный палец был натянут против выемки шарошки. В этом натянутом положении затянуть рифленый винт У (рис. 1) для того, чтобы сборка была в правильном положении. 5. Теперь можно вращать левой рукой шарошку в направлении против часовой стрелки. Каждый раз, когда к пружинному пальцу будет подходить выемка, он будет входить в углубление между двумя последовательными выемками. • 6. После того как пружинный палец был по» вернут за выемку, поворачивать его вверх или по движению часовой стрелки, пока пружинный палец не установится на плоской части выемки. 7. ЕСЛУ установочное кольцо на пальце не выступает из патрона, конец пружинного пальца будет удерживать выемки шарошки так, чтобы образовался правильный зазор. 8. Затем надо придвинуть выемку к лобовой поверхности круга так, чтобы он прикасался к ней, причем шарошку надо придерживать рукой, иначе она при соприкосновении с кругом будет вращаться. Не делать слишком глубоких вырезов, так как это может повредить выемку шарошки. 9. После этого полностью произвести выемку шарошки поперек лобовой поверхности круга. 10. Установить шарошку так, чтобы обработке подвергалась следующая выемка, причем шарошку нужно держать точно таким же образом, как это делалось в первый раз. Затем надо произвести выемку поперек всей лобовой поверхности круга. Повторять эту операцию до тех пор, пока все выемки не будут заточены. 11. В случае если при первой обработке не все выемки будут полностью очищены, надо еще раз обработать каждую из них в отдельности. После того, как все выемки будут зао WРис. 4. а — установочный калибр для замера расстояния между, толкателем и поверхностью гнезда; б — микрометрическая головка точены до одинаковой глубины, шарошка опять будет готова к работе. Не следует забывать, что при изменении глубины заточки надо обработать обязательно все выемки. На всю операцию требуется 5 минут. Если это не удовлетворяет местным требованиям, пружинный палец можно поднять или опустить, регулируя установочное кольцо для того, чтобы зазор получился желательной величины. Установка рабочей головки для обработки под различными углами Если понадобится шлифовать клапан, установленный под углом в 30°, или! какие-нибудь клапаны, установленные под стандартными углами, то установку рабочей головки можно изменить, опустив два винта, которые прикрепляют шайбы к шарнирной рабочей головке. Шкала показателя и стрелки покажут нужную установку для головки. Перед изменением угла, под которым установлена головка, надо поднять штифт. Рис. 5. Замер расстояния между толкателем и рабочей поверхностью гнезда клапана. Замер производится установочный калибром Приспособление для прикрепления шарошек К 'станку (рис. 1) должны быть изготовлены приспособления для крепления шарошек под углам в 15 и 75°. Эти приспособления прикрепляются болтами к подкладке на верхней стороне салазок, передвигающих рабочую головку. В каждом имеются свои оправки для установки шарошки. Зазор пружинного пальца регулируется так же, как и для шарошек, устанавливаемых под угЛоМ в 45°. Установка зазора пружинного пальца Расстояние, на которое пружинный палец отстоит от центра круга, определяет величину зазора для выемок шарошки при шлифовке. Центр рабочей головки и центр головки круга должны находиться на одной линии. Конструкция шарошки такова, что конец пружинного пальца надо устанавливать над центральной линией на расстоянии равном 0,050". Если необходимо немного уменьшить зазор, " надо сдвинуть вниз регулировку установочного кольца на кронштейне стрелки так, чтобы конец пружинного пальца' оказался немного ниже, чем он был установлен ранее. Если же зазор понадобится увеличить, надо поднять кронштейн вверх. При более низкой установке пружинного пальца заточка получается более гладкой, но значительна более медленной. Проверка зазора шарошки при помощи калибра Для проверки зазора применяется установочная проба (рис. 3). Для этой операции надо калибр вставить в патрон точно так же, как был бы вставлен стержень клапана, причем маленький палец должен быть направлен от патрона к рабочему. Устанавливать приспособления для прикрепления шарошки на станок надо так же, как это было бы сделано для заточки шарошки, но установочный рифленый винт не следует закреплять. Конец пружинного пальца надо передвигать вперед и назад над верхним концом! пальца калибра так же, как это изображено на рис. 3-. Если конец пружинного пальца только прикасается к верху пальца, это означает, что шарошка была заточена' с зазором равным 0,050". Общие указания для ухода и обращения 1. Станок надо регулярно смазывать. 2. Его надо содержать в особой чистоте, иначе работа будет неточна, так как небольшие крупинки пыли могут вывести стержень клапана из правильного положения в патроне. 3. Правку шлифовального круга надо производить, предварительно очистив его. 4. Перед шлифовкой головки клапана и стержня надо проволочной щеткой счистить с них нагар. i . I 5. Обрабатывая^клапан или затягивая шарошку, надо применять легкие вырезы. 6. На время, когда станок не работает, его надо покрывать. 7. В желобке под шлифовальным кругом всегда должно иметься масло, в которое при шлифовке осаждается пыль. Установка зазора в клапанах с толкателем Последнее слово передовой техники дает для этой' операции микрометрическое приспособление. Оно позволяет установить правильную длину стержня клапана, - устраняет всякую работу на-глазок и значительно сокращает стоимость работ по регулировке зазора клапанов после притирки. Зазор между толкателем и стержнем клапана регулируется с помощью этого приспособления так: Установочный калибр а (рис. 4) вставляется в 'Отверстие для клапана (рис. 5) с таким расчетом, чтобы шляпка села на гнездо клапана, а - Ш•••••:•. .:•• • ' , ,.-у.4ш1 Ж-W:.- ••• • Шл'ШМл^ШШ. .•••'ЩШРис. 6. Установка по калибру микрометрической головки на станок Рис. 7. Примитивный способ испытания клапанных пружин нижний конец стержня клапана упирался в толкатель. После этого шляпка закрепляется верхней гайкой. Полученный таким образом замер переносят на Микрометрическую головку Б (рис. 4) и, как указано на рис. 6, регулируют с таким расчетом, чтобы стержень установочного калибра едва касался шлифовального круга. Затем установочный калибр удаляется и головка микрометрического приспособления вращается вправо на столько тысячных дюйма, сколько необходимо для нужного зазора. Последующей операцией в освобожденное калибром отверстие вставляют клапан, и конец стержня ошлифовывается на необходимую длину с микрометрической точностью. Моторы с отрегулированными клапанами при пользовании этим приспособлением работают значительно бесшумнее и экономнее, так как приспособление позволяет добиться абсолютно точных зазоров. При установке зазора в клапанах с помощью описываемого приспособления экономия производственной работы достигает 75 проц. и совершенно предотвращает возможность брака. И наоборот, работа' без этого приспособления влечет целый ряд отрицательных последствий. Помимо излишней затраты рабочего времени при укорачивании на-глазок торца клапанного гнезда нередки случаи, когда после пробы приходится вновь разбирать двигатель, так как чрезмерно укороченный один или несколько стержней клапанов вызывают в двигателе стуки. Но всего хуже) то, что в таких случаях неизбежное уменьшение зазоров почти всегда вызывает повторную притирку клапанов, а это значительно раньше времени приводит в негодность блок цилиндров. Остановимся еще на одном аппарате, который в большинстве гаражей при ремонте и испытании системы клапанов оставляется как-то без внимания, тогда как он играет весьма важную роль. Речь идет об испытании клапанных пружин. Дело в том, что многие, механики при ремонте двигателя совершенно не учитывают, что старые пружины недостаточно осмотреть и убедиться в их целости: необходимо их испытать. Те же, которые считают это испытание нужным, часто лишены возможности произвести его за отсутствием соответствующих аппаратов1. Отдельные механики пользуются различными примитивными способами испытания клапанных пружин. Один из таких способов приведен на рис. 7. В плите а высверливается прямоугольное отверстие глубиною в 1—2 витка, которое предохраняет вставленную в углубление пружину от ускользания под силой груза. На одном концеплиты укрепляется стойка Б, к которой на шарнире монтируется рычаг вс направляющим стержнем, приклепанным к рычагу в месте, обозначенном литерой г. Сидящая на этом направляющем круглом стержне чашечка помогает ему при давлении рычага на пружину не нарушать ее стрелы. На противоположном конце плиты под линией рычага укрепляется рейка. Клапанная пружина Форд при. определенном сжимании ее должна выдерживать давление 16 кг. С этой целью на конец рычага, удлиненного в соответствующее число раз, помещается гиря весом в4 кг. Под рычаг) (устанавливается выверенная новая заводская пружина и на рейке отмечается чертой положение рычага. Для пружин двигателей других марок на! рейке градуируются новые знаки, по которым в дальнейшем можно производить проверку клапанных пружин. Такими примитивными способами вынуждено пользоваться большинство наших гаражей. Между тем у ГАРО имеется богатый выбор гораздо лучших, более культурных способов. И совершенно непонятно, почему трест до сих пор не наладил массового производства этих нужнейших приспособлений. Одним из лучших способов испытания клапанных пружин считается прибор, приведенный на рис. 8 под лит. А. Пружина закладывается внутрь цилиндрической коробки. При нажиме на выступ пружина сжимается до нужного размера, определяемого по цилиндрической шкале делений, нанесенных на наружной стороне внутренней цилиндрической коробки. Имеющийся сбоку динометр показывает при этом силу сопротивления пружины. ..Приспособление, с помощью которого производится нажим на пружину, установленную в аппарат, как это видно из того же рис. 8, несетРис. 8. А—аппарат для испытания клапанных пружин. Б—испытание пружин. В—приспособление для испытания, снятия и постановки клапанных пружин двойную работу: кроме испытания пружины оно служит для снятия и постановки клапанных пружин. i В ГАРО имеются уже даже рабочие чертежи этого приспособления, сделанные конструкторским бюро Авторемснаба и переданные в свое время тресту.. Остается пожелать, чтобы этот несложный, но крайне важный в деле ремонта двигателей объект был в ближайшее время поставлен на массовое производство. Инж. С. Нотов