14
15
с тАТЬЯ5Серия статей т. Карягина рассчитана на начинающих водителей, знакомых с устройством автомобиля, и имеет своей целью дать им необходимые сведения по технике управления и по поведению самого автомобиля при различных условиях езды. Те конкретные указания по технике управления, которые связаны с конструкцией автомобиля, Ьриентированы на автомобили Форд и ГАЗ модели Аи АА, а в остальной части касаются, конечно, автомобилей любых марок и систем.При крутых поворотах (на 90°) следует: а) заранее снизить скорость движения автомобиля путем уменьшения подачи газа и плавного подтормаживания с одновременным выключением сцепления; эти операции производятся с таким расчетом, чтобы при подходе к повороту скорость была не выше 5—10 км/час; б) подойдя к повороту, надо дать звуковой сигнал, выкинуть руку, чтобы предупредить о повороте едущих сзади (фиг. 1), и, двигаясь по инерции или на одной из низших передач, повертывать рулевое колесо в сторону поворота, а затем, когда поворот будет выполнен, в обратную сторону до выпрямления колес; в) при этом, если поворот был вправо, то центр перекрестка или дороги должен оставаться вне линии поворота, а если влево, то внутри нее, так чтобы автомобиль находился постоянна на своей правой стороне, не заезжая на левую (фиг. 2). Для того чтобы сделать разворот (т. е. поворот на 180°), для изменения направления движения на обратное, нужно: а) заранее убавить скорость движения автомобиля так же, как это делается при приближении к повороту; б) взять ближе к правому краю дороги или улицы настолько, чтобы можно было развернуться без применения заднего хода (если это вообще возможно); в) дать звуковой сигнал, выкинуть руку и оглянуться на мгновенье назад, для того чтобы убедиться в том, что путь свободен;г) если путь свободен, медленна двигаясь по инерции или на одной из низших передач, быстро повертывать рулевое колесо влево, а затем, когда разворот будет сделан—обратно, т. е. вправо до выпрямления колес. Если, вследствие недостаточной ширины полотна дороги, развернуться без применения заднего хода окажется невозможным, то после выполнения операций, указанных в пунктах аи б, следует поступать так: д) медленно двигаясь по инерции или на одной из низших передач, быстро повертывать рулевое колеса влево, а затем, когда передниеРис. 2. Правильное и неправильное пересечение переч крестка. „Срезание" угла воспрещается14колеса будут приближаться к левому краю дороги, обратно, т. е. вправо, для того чтобы заранее подготовить движение машины в нужную сторону при заднем хеде; е) остановив автомобиль у левого края дороги, включить задний ход, дать звуковой сигнал и, глядя через правое или левое плечо, назад, медленно двигаться, повертывая рулевое колесо вправо, а затем, пока движение машины продолжается,—влево; ' ж) остановив автомобиль, включить первую передачу и медленно тронуться, повертывая рулевое колесо влево, а затем вправо до выпрямления колес (фиг. 3). , Для того чтобы развернуться на очень узкой дороге без нескольких последовательных движений вперед—назад, следует пользоваться боковыми дорогами, воротами и т. д. На фиг. 4 показан пример разворота с испольРис. I. Предупредительный сигнал о повороте налевогоризонтально вытянутая левая рука, при повороте впразованием бокового въезда. во—левую руку вытянуть горизонтально и поднять В этом случае нужно проехать несколько вверх дальше въезда, заехать в него задним ходом и выехать передним ходом на дорогу в нужном направлении. П рохождениекривых на загород ­ ных дорогахс большими скоростями представляет значительную опасность в смысле заноса или даже опрокидывания автомобиля. Дело в том что при прохождении закруглении на автомобиль, помимо силы тяжести, направленной вертикально, начинает действовать центробежная сила, направленная горизонтально (фиг. 5). Центробежная сила, стремящаяся опрокинуть автомобиль или сдвинуть его к внешней сторонек пtиРис. 5. С — центробежная сила, действующая на автомобиль при повороте влево. G — сила тяжести (и это самое важное) или увеличение радиуса поворота. Уменьшение скорости всегда, конечно, возможно для водителя, увеличение же радиуса поворота связано с'переходом автомобиля на левую сторону, а это запрещается существующими правилами движения за городом. Фиг. 6 иллюстрирует возможность искусственного увеличения радиуса* поворота путем перехода на левую сторону. При движении автомобиля по внешней кривой (обозначена пунктиром) радиус поворота равен 8 масштабным единицам. Правильно же рассчитанным переходам на левую сторону радиус поворота можно увеличить до 12 масштабных единиц (сплошная линия), Однако следует иметь в виду, что при запоздалом переходе на левую сторону центробеж-Рис. 3. Правильный разворот на дороге дороги, будет тем больше, чем больше масса автомобиля или меньше радиус закругления и, самое главное, чем больше скорость движения автомобиля: центробежная сила возрастает пропорционально квадрату скорости. Так, центробежная сила, действующая на автомобиль весом в 1500 кг, п рипрохожде ­ нии закруглениярадиусав 100 м будет составлять: при скорости 36 км/час ПО м/сек)—152 кг, при скорости 72 км/час (20 м/сек)—608 кг, при скорости 102 км/час (30 м/сек)—1376 кг. .Сила сцепления колес с полотном дороги, противодействующая сдвигу автомобиля, зависит от веса автомобиля и каэфициента сцепления.I хРис. 6. Радиусы поворотов п,ш прохождении по внешней и гнутренней кривой ная сила может не уменьшиться, а наоборот увеличиться. Как видно из фиг. 6, неплавный (поздний) переход на левую сторону может снизить радиус поворота до 6 масштабных единиц. В результате центробежная сила соответственно возрастет. К переходу на левую сторону дороги при- поворотах влево водителей побуждает также и неправильный профиль дорог, не рассчитанных на быструю автомобильную езду. Наши дороги имеют обычно двухскатный профиль на закруглениях, тогда как правильно было бы двухскатный профиль делать только на прямой, с переходом этого профиля на закруглениях в односкатный с приподнятым внешним краем, как это представлено на фиг. 7.Рис. 4. Разворот с использованием бокового въезда/Так как вес автомобиля и коэфициент сцепления шин с полотном дороги представляют собой величины, изменить которые водитель обычно не в состоянии, то единственными мероприятиями водителя, направленными к снижению центробежной силы, могут быть уменьшение скорости