ДВИГАТЕЛЬМДК-ЛНРЕНС ВРАЩАЮЩИМИСЯ КЛАПАНАМИПочти все бензиновые двигатели имеют нормальные грибовидные клапаны. Основные достоинства их заключаются, во-первых, в простоте регулировки хода, и, во-вторых, в том, что благодаря пружинам они очень быстро закрывают клапанные отверстия. Однако грибовидные клапаны обладают й крупными, недостатками. Они вызывают шум в двигателе, увеличивают вредное влияние возвратно-движущихся масс и препятствуют Достижению наивыгоднейшей формы камеры сжатия. Все эти недостатки были очевидны еще на заре автомобильного производства и заставляли конструкторов искать возможности создания «бесклапанных» двигателей. Такие двигатели существуют уже очень давно. Роль клапанов выполняют в них гильзы, скользящие между стенками цилиндров и блоков. В строго определенные моменты эти гильзы открывают и закрывают проходные отверстия в стенках цилиндров и дают хорошее распределение. Известные автомобильные фирмы «Даймлер», «Панар-Левассор», «Найт» и др. уже в течение двух десятков лет выпускают машины с бесклапанными двигателями. Двигатели этих фирм пользуются заслуженной славой, но они чрезвычайно • д'ороги, сложны в изготовлении и потому не имеют широкого распространения. Английский инженер Мак-Ларен построил тип бесклапанного двигателя с многосгенной чугунной трубой А (рис!. 1 и 2), расположенной горизонтально над цилиндрами. Внутри цилиндров вставлены гильзы Бс вогнутыми по окружности головками, плотно прилегающими к трубе А благодаря Действию винтовых пружин В. Головки гильз имеют отверстия, совпадающие с определенными отверстиями клапанной трубы А. Труба эта вращается в четыре раза медленнее коленчатого вала и приводится двумя цепями Г. через короткий промежуточный вал "И шестернями Д. Над каждой гильзой цилиндров Бв клапанной трубе А расположены в порядке, диаметрально противоположном друг другу, два впускных отверстия Еи два выпускных отверстия Ж (рис. 2 и 3). Газы,- проходят через про-Рис. 2. Продольный и поперечный разрезы двигателя Мак-Ларен с вращающимися клапанами странство между двумя стенками трубы Аи выходят наружу через неподвижную, незамкнутую по сечению, выхлопную трубу 3, закрепленную с обоих концов двигателя. Горючая смесь от карбюратора поступает в клапанную трубу А по фасонной впускной трубе И. На рис. 4 схема I показывает состояние впуска горючей смеси в цилиндр-, а схема II — состояние ее выпуска из цилиндра. Направление вращения клапанной трубы показано стрелкой Р. Двигатель имеет водяное охлаждение. Пространство для циркуляции воды образовано в крышке цилиндров К, в рубашках цилиндров Ли между стенками .выхлопной трубы М. Вода циркулирует от помпы, поступает сначала в заднюю часть двигателя, омывает все стенки цилиндров и идет в переднюю часть двигателя Н. и далее в радиатор. . .. Для повышения прочности клапанной трубы А вдоль ее длины между внутренними стенками с одной стороны и впускными и выпускными отверстиями с другой > расположены несколько перегородок и трубчатых стоек, которые служат также для направления газового потока. Уплотнение между головками гильз и клапанной трубой достигается не только пружинами В, но и давлением горючих газов в продолжение их пуска, сжатия и воспламенения. В продолжение хода выпуска давление между клапанной -трубой и головкой гильз падает, но все же не настолько, чтобы сгоревшие газы могли проникнуть в картер двигателя. •Рис. 1 Двигатель Мак-Ларен с вращающимися клапанами в полуразобранном виде