ПРОЛЕТАРИИВСЕХСТРАН,СОЕДИНЯЙТЕСЬ!АВТОМОБИЛЬТРУДЯЩИМСЯ1 ЦС Автодора—Москва, Маросейка, 3,13. Телеф. 4-84-65. РЕДАКЦИЯ: Москва, 1-й Самотечный пер., 17. Телеф. Д 1-23-87. Трамваи: 28, 11, 14. Массово-тиражный сектор телеф. 6-51-69 ПОДПИСНАЯ ЦЕНА на 1934 год: год—7 р. 20 к., 6 мес — 3 р. 60 к.; 3 мес—1 р. 80 к.ПОПУЛЯРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ВСЕСОЮЗНОГО ОБЩЕСТВА АВТОДОРВ ЫXо .д итД ВАРАЗАВМЕСЯЦГОДИ ЗДАНИЯПОДГОТОВКУ МОЛОДЕЖИ К СДАЧЕ ТЕХЭНЗАМЕНА ПРОВЕСТИ ПОЛНОСТЬЮ ИВ СРОК• ЦК комсомола совместно с оборонными общественными организациями поставил перед Автодором задачу—к X съезду комсомола подготовить 700 тыс. комсомольцев и беспартийной молодежи к сдаче технического экзамена по автомобильному или тракторному мотору. Центральный совет ассигновал один миллион рублей на издание и закупку учебников и необходимых наглядных пособий. В полуторамесячный срок отдел подготовки кадров ЦС Автодора издал 150 тыс. экз. и закупил около 100 тыс. учебников на книжном рынке (книги проф. Чудакова, инж. Курова и др.) и, кроме .того, направил местным организациям наглядные пособия и необходимую денежную помощь. Впервые за все время своего существования Автодор должен был в пятимесячный срок дать знание автомобильного или тракторного мотора сотням тысяч молодежи и для этого на местах были организованы тысячи кружков, привлечено большое количество преподавателей ив помощь местным организациям ЦС направил своих инструкторов. Наиболее тяжелая задача в проведении технического экзамена заключалась в подборе необходимого контингента преподавателей. Если эта задача без особого труда была разрешена в крупных центрах, с наличием большого автомобильного парка и, следовательно, большого количества специалистов-автомобилистов, то в гораздо худшем положении очутились районные организации. Они вынуждены были вместо опытных преподавателей по автоделу использовать шоферов и зачастую не только первой, но даже второй и третьей категории. Следует отметить, что большинство преподавателей пришло на эту работу или в порядке личного желания или в порядке общественной мобилизации. К сожалению, результаты техучебы с молодежью на 1 сентября пока еще мало утешительны. Объясняется это, главным образом, тем, что до сих пор учеба проводилась лишь в летние месяцы, т. е. в период отпусков, увлечения молодежи спортом, сдачей норм на ГТО и „Ворошиловского стрелка". Посещаемость занятий была очень низкой. Отдельные комсомольские организации и штабы по проведению техэкзамена уделяли Автодору в общем плане подготовки крайне мало времени. В результате на 15 сентября автодоровские организации Союза подготовили по 30-часовой программе 40 тыс. чел. и охватили учебой до 200 тыс. чел., что составляет в общем не более 30 проц. задания. Автодоровские организации в большинстве не излечились от старой болезни—плохого учета, несвоевременной информации. Учет ив этом деле сильно хромает. Сведения, которыми располагает отдел подготовки кадров Центрального совета, отнюдь не могут претендовать на полноту. Достаточно привести такой пример: по сведениям отдела подготовки кадров на Средней Волге было подготовлено 3 тыс. чел., а через несколько дней выяснилось, что эта цифра должна б.>.ть увеличена в четыре раза. В ряде областей движение по обучению молодежи приняло действительно массовый характер. Если Центральный совет рассчитывал на то, что крупные центры—Ленинград, Москва, Свердловск и др.ы SX<.'£&UJПодготовку молодежи к сдаче техэкзамена провести полностью ив срок С. С. ПЕРЕПЕЛКИН. —Дизельмоторный пробег Москва-Тифлис-Москва . . ЛИТВИНОВ,—Ярославские шасси в дизельном пробеге АВТОДОРОЖНАЯ ХРОНИКА Г. АВТОМОНОВ.—Не пора ли организовать общемосковское хозяйство.1 3789Ф. ЖАРКОВ.—Двигатель Мак-Ларен вращающимися клапанамис 16ОКТЯБРЬ 1934 г.Инж А. КАРЯГИН. —Управление автомобилем 18 НОВЫЕ КНИГИ 19 Инж. МАКАРОВ.—Как проверить правильность установки колес . . . . 20 ОБМЕНИВАЕМСЯ ОПЫТОМ ГАРАЖЕЙ 22 НОВОСТИ МИРОВОЙ АВТОДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ . . . 24 Инж. И. ДЮМУЛЕН.—Еще о 8-цилиндровом Форде модели 1934 г 28 ТЕХНИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ . . . ВЕСТИ С МЕСТ 29 3119Инж. Н. МЕНГЕЛ.— Шире используем местные дорожностроительные материалы 10 Н 3.—Сегодня и завтра автомобильного гиганта 12 .© Инж. Е. ВАЖИНСКИЙ.—Легковой авто«а мобиль ЗИС-101 14 придут к финишу с лучшими показателями, то он, к сожалению, ошибся. В настоящее время имеютсч лишь несколько областей, которые близки к выполнению задания по техэкзамену — это ДонецкаяиИвановскаяобластииСредне - В олжский край. Л енингра д.с каяорганизация получила задание подготовить к техэкзамену 100 тыс. чел. комсомольцев и беспартийной молодежи. На 1 сентября "здесь сдали экзамен 12 тыс. чел. В ближайшее время сдадут экзамен еще несколько тысяч человек, и таким образом цифра закончивших учебу будет близка к 20 тыс. С 15 сентября ленинградский Автодор охватил учебой 45 тыс. чел., причем по подсчетам областного совета 30 тыс. из них сдадут экзамен к1 ноября. Таким образом ленинградская организация кX съезду комсомола выполнит лишь 50 проц. задания. Гораздо хуже положение вМосквеиМосковскойобласти . К 15 сентября в Москве из 70 тыс. чел. подготовлено лишь 2 998 и охвачено учебой 17 тыс. чел. Если считать, что все 17 тыс. обучаемых сдадут экзамен без всякого отсева, то ив этом случае Московская организация сумеет выполнить лишь едва 30 проц. задания. В отдельных районах Москвы явный прорыв. В Сокольническом районе обучаются 1 192 чел., в Октябрьском—1 500, в Краснопресненском—807, в Пролетарском—195 чел. Для таких крупнейших рабочих районов Москвы, как Краснопресненский и Пролетарский, указанные выше цифры позорны. Прорыв объясняется главным образом отсутствием оперативного руководства со стороны райсоветов, неумением подобрать кадры преподавателей и слабой технической и организационной подготовкой инструкторского состава. Возможности успешного выполнения плана техучебы имеются во всех районах Москвы ив одина-, ковой мере. А, между тем, результаты учебы совершенно различны. В качестве положительного примера отметим Бауманский район Москвы, который идет первым. Здесь к 15 сентября подготовлено 1 630 чел. и около 2 500 чел. обучаются в кружках. Среди сдавших технический экзамен много отличников. Чем же объясняется относительный успех Бауманского райсовета? Прежде всего крепкой связью и деловым контактом в работе с комсомолом и Осоавиахимом. На учебных базах ОСО райсовет подготовил к экзамену 490 чел., он регулярно отчитывается в районном штабе и получает необходимую поддержку от райкома ВЛКСМ. Бауманцы недавно вызвали на соцсоревнование отстающий Пролетарский райсовет и обязались помочь ему. В Московской области положение не лучше, чем в городе. При контрольной цифре в 30 000 чел. здесь на 10 сентября обучается 11500 и закончило учебу 2 380 чел. Занятия в кружках проводятся бессистемно, с большими интервалами, иногда не чаще двух раз в месяц. Прирост обучаемых затормозился. Уже в течение полутора месяцев цифра учащихся остается без изменения. В таком же скверном положении находится Днепропетровская , С вердловская области и др. До окончания технической учебы и сдачи экзамена осталось мало времени. 4 ноября на X съезде комсомола Автодор должен рапортовать о выполнении принятого им задания по подготовке 700 тыс. комсомольцев и беспартийной молодежи. Поэтому в оставшийся период необходимо всеми имеющимися средствами добиться того, чтобы наверстать упущенное летнее время, ликвидировать отставание. Сейчас уже не может быть никаких отговорок, никаких оправдывающих обстоятельств. Период летних отпусков, „летних настроений" прошел. Октябрь вполне благоприятный месяц для учебы. Помимо предприятий и учреждений в учебу могут и должны быть широко вовлечены учащиеся техникумов, вузов и втузов, а в качестве преподавателей могут быть использованы студенты последних курсов автодорожных учебных заведений. Но необходимо предостеречь автодоровские организации и от погони за голой цифрой в ущерб качеству. Этим, к сожалению, грешат многие из них. Задача автодоровских организаций заключается в том, чтобы наряду с большим охватом молодежи техучебой всемерно заботиться о высоком качестве учебы, о том, чтобы процент отсева был минимальным. Надо иметь в виду, что 1 ноября не заканчивается подготовка молодежи к техэкзамену, что обучение комсомольцев и беспартийного молодняка надо будет продолжать и дальше в течение всего зимнего периода, тем более, что интерес молодежи к автомобильной технике все время растет. Особый упор в зимнее время надо сделать на деревню—на МТС и колхозы. Охватить колхозную молодежь труднее, чем в городе, но это сделать необходимо. На этот путь сейчас становится ленинградская организация. Она не заканчивает техучебы 1 ноября. В ноябре предполагается охватить еще 50 тыс., которые будут сдавать техэкзамен в декабре. Таким образом ленинградский Автодор намечает к концу этого года выполнить 100 проц. задания центрального штаба. Одновременно автодоровские организации должны подготовиться ик выполнению другой чрезвычайно важной задачи. Молодежь, оканчивающая кружки по 30-часовой программе, желает учиться дальше, повышать свое автомобильное образование. Автодоровские организации должны во-время позаботиться о том, чтобы интерес молодежи к автоделу не остыл, чтобы, закончив первоначальное обучение, они могли бы продолжать занятия в новых кружках по повышенной 120-часовой программ. Пример в этом отоншении показывает опять-таки ленинградская организация, которая намечает охватить учебой по повышенной программе 12 тыс. чел. сдавших техэкзамбн. И еще одно важное замечание. Автодоровские организации в большинстве своем забыли о том, что молодежь, сдающая экзамен по автоделу, является той огромной армией людей, которая должна составить актив общества. Сотни тысяч комсомольцев должны влиться в ряды Автодора, став организаторами автодоровской работы на своих предприятиях. К сожалению даже в Бауманском районе Москвы^ где результаты техучебы можно считать вполне удовлетворительными, из 1 600 комсомольцев, сдавших экзамен, в ряды Автодора вовлечено только 150 чел. и организовано на местах лишь 4 новых коллектива. Автодоровские организации должны провести необходимую массово-разъяснительную работу с комсомольцами-кружковцами с тем, чтобы значительную часть их втянуть в ряды Автодора и сколотитьиз них крепкий автодоровский актив.