|
20
|
21
|
|
HAH ПРОВЕРИТЬПРАВИЛЬНОСТЬ УСТАНОВКИ КОЛЕСВ одном из широко распространенных американских журналов недавно появилась статья, в которой описывается ряд несложных приемов, позволяющих проверить, правильно ли установлены колеса на машине. Тут же даны практические указания, как исправить обнаруженные погрешности. Дело в том,_ что малейшая ненормальность в установке автомобильного колеса приносит покрышкам колоссальный вред и влечет за собой Преждевременный износ их. На рис. 1 представлены 3 покрышки, преждевременно износившиеся вследствие различных ненормальностей установки колес. Покрышка А изношена из-за неправильного уклона колес и недостаточного наполнения камеры. Покрышка Виз-за ненормального уклона колес внутрь. Повреждения покрышки С имеют своей причиной кривизну оси. При всей разнице в конструкциях передаточных .механизмов / различных машин- важнейшую роль во всех машинах играют 3 момента пригонки частей; продольная игра осей, движение вверх-, и вниз рулевой колонки и игра червячной передачи. Для укрепления червячной передачи передние колеса приподнимают домкратом и, взяв их в руки, как это показано (на рис. 2,. несколько раз сдвигают и раздвигают, проверяя игру подшипников продольной связи. Если это испытание покажет, что подшипники износились, необходимо немедленно отремонтировать их. Это позволит избежать ненормального износа покрышек. После этого следует проверить втулку. Как это делается, показано на рис. 3. Колесо берут руками у верхней и нижней части и пробуют вытащить и вставить его. Дефекты втулки влекут за собой уклон колеса и покрышки внутрь. Это испытание дает одновременно возможность проверить подшипник колеса. Сделать это можно при помощи клина, который вставляется между концом оси и тормозной коробкой, как это показано на рис. 4.Рис.2. Проверка игры подшипников продольной связиКлин служит для того, чтобы на время испытания подшипника колеса уничтожить игру подшипника шкворня. Если игра в этой части' все же заметна, надо слегка стянуть подшипник, лучше всего так, чтобы колеей испытало при повороте легкую задержку. Потом надо отпустить колесо на,четверть или на полоборота.Рис. 3. Проверка втулки попыткой снять * колесо , Весьма важно так же проверить болты рессор, скрепы и опорные серьги. Расшатанность этих частей влияет на угол оси и нарушает равновесие. Чтобы' проверить правильное положение оси по отношению к рессоре, надо взятьРис. 1. Преждевременно износившиеся покрышки Для того чтобы проверить эксцентричность колеса, надо поднять машину домкратом и, медленно поворачивая колеса, давать им после каждого оборота останавливаться. Если колесо не эксцентрично и не односторонне тяжело, оно не должно останавливаться на одном и том же месте. Кроме того, если остановить его рукой Рис. 4. Вставка клито дальше оно двигаться не будет. Если же на между концом оси колесо, предоставленное после поворота самому себе, будет останавливаться всякий раз на одном и тормозной короби том же месте, так что в нижней части будет кой оказываться всегда одна и та же точка окружности, значит колесо неуравновешен©. Этот дефект можно исправить, прикрепив к -противопобрусок и измерить расстояние от пружинной задвижки рессоры до оси у шкворня (рис. 5). Если механизмы управления были подтянуты и этого оказалось недостаточно для приведения машины в порядок, то надо проверить величину наклона передней оси назад; эта величина выражается в градусах и показывает, в одинаковом ли положении оба колеса. Недостаточный угол наклона влечет за собой сильное раскачивание передних колес из стороны в сторону и стремление машины двигаться неровно, с отклонениями вправо и влево. у Если проверка показала, что ось машины согнулась, необходимо эту ось передать на исправление. — Осадку рессор можно легко исправить своими средствами. Делдется это посредством \вставки стальных клиньев между рессорой и осью. При этом необходимо проверить величину прогиба у обоих колес. Неравномерное давление веса машины на колеса часто вызывает некоторый наклон верхней части колес внутрь. Чтобы уравновесить эго давление, колесам сообщают в верхней их части некоторый наклон наружу. На рис. 6 показано испытание, дающее возможность проверить одинаковый ли уклон" имеют оба колеса в своей верхней части. Для этого верхнюю и нижнюю часть правого и левого колеса измеряют при Рис. 5. Замер расстояния от пружинной задвижки помощи линейки и доски с точными прямыми рессоры до оси у шкворня углами. Результаты измерения будут наиболее' точными, если колеса и брусок, на который упиложной спице противовес. В качестве противорается доска, будут на одной плоскости, т. е. веса можно использовать проволоку, какой-нибудут стоять на доске, как на ровном полу. будь грузик и т. п. Грузик можно приделать так, В различных машинах уклон колес различен, чтобы его по мере надобности можно было, перено важно убедиться, что в одной и той же мадвигать вдоль спицы. шине оси одинаковы для обеих пар колес. Приведенные в настоящей статье элементарные «Пляска» колес, т. е. резкие движения вверх приемы испытания рассчитаны на то, чтобы имиРис. 6. Проверка уклона колес и вниз бывают обычно следствием плохой уравновешенности. Иногда эти неправильности вызываются искривлением колеса, односторонним износом шин или наличием вздутых-^участков на них (например, толстые заплаты На камерах). мог воспользоваться- каждый шофер. Однако все они .носят ориентировочный • характер и'- могут быть усовершенствованы- любым шо'фером в за, висимости -от его смекалки и изобретательности. *: Инж. Маковер