9
10
11
12
•АК СДЕЛАТЬ ПРОСТЕЙШИЕДЕРЕВЯННЫЕ ДОРОЖНЫЕ МАШИНЫРост автотранспорта и увеличение грузооборота настоятельно требуют скорейшего создания сети благоустроенных дорог во всех уголках нашей страны. Ликвидация бездорожьязадача огромной хозяйственно-политической важности. Основным типом дорог низовой сети являются грунтовые дороги. Постройка и содержание этих дорог с наибольшим успехом могут осуществляться путем применения простейших дорожных снарядов. Механизация дорожностроительных работ позволит быстрее ис меньшими затратами строить и поддерживать дороги в исправном состоянии. Учитывая это, Совнарком СССР в своем решении от 6 ноября 1934 г. о дорожном хозяйстве предложил местам «.организовать широкое массовое производство дорожных снарядов (катки, утюги, канавокопатели и пр.) на местных предприятиях для обеспечения механизмами дорожных работ с трудовым участием населения». Наряду с этим, в целях экономии металла, необходимого для выпуска сложных дорожных машин, Цудортранс распорядился прекратить производство металлических утюгов и предложил дорожным организациям приступить к массовому изготовлению их из дерева. Местные коллективы Автодора должны взять на себя инициативу изготовления простейших дорожных машин и внедрения их в дорожное строительство. Такими машинами являются дорожный утюг, канавокопатель, лопата-волокуша к каток. Центральным научно-исследовательским институтом механизации дорожных работ, эксплоатации и проектирования дорожных машин (Цудормашнии) разработаны рабочие чертежи этих машин. Деревянные машины легко могут быть изготовлены в любой колхозной кузнице. Ниже мы даем указания, как эти простейшие дорожные снаряды изготовить. Дорожные утюги4— При постройке грунтовых дорог с помощью дорожных утюгов производится передвижка грунта к оси дороги и планировка дорожного полотна для придания ему необходимой поперечной выпуклости. В дальнейшем, при содержании дорог, утюгом заравниваются на дорожном полотне все неровности, колеи, выбоины, с его же помощью излишек грунта подается к середине дороги для восстановления выпуклого поперечного очертания. Деревянные утюги конструкции Центрально? го научно-исследовательского института, предложенные к применению общесоюзным стандартом, могут изготовляться трех типов: из пластин, досок и из брусьев. Утюг из брусьев передвигается с. помощью трактора. Деревянный утюг из пластин Две пластины устанавливаются параллельно друг друга круглыми поверхностями внутрь (рис. 1). В этом случае наилучшим образом используется каждое ребро: переднее ребро, установленное своей острой .стороной вперед, хорошо срезает грунт, а заднее, поставленное вперед, выпуклостью, разглаживает грунт. Пластины изготовляются из соснового дерева толщиной 20 см и длиной 245 см. Устанавливаются они на расстоянии 93 см между плоскими гранями, причем передняя пластина по отношению' к задней сдвигается на 35 см. Обе пластины соединяются тремяРис. 1. Деревянный утюг из пластин. Цифрами обозначены номера деталей, указанных в таблице на стр. 10. деревянными распорками, двумя металлическими тягами и одной косой связью. Для распорок в пластинах посредине делаются три отверстия размером 6X6 см. В, передней пластине первое отверстие проделывается на расстоянии 15 см от правого края, второе на 88 см, а третье на 161 см; в задней пластине Материал, необходимый для изготовления утюга Наименование деталейМатериал и размеры в мм Количество Общий вес кг%1 2345 "Б7It8 9 10 12 13 14 . 15 16 17 18 19Пластина правая . . " . . . левая . . . . . Распорка поперечная . . Раскос Тяга железная ; Гайка к детали № 5 . . . Шайба к детали № 5 . . Планка железная . . . . Винты для планки . . . . Доска дяя настила . ."'. . Винты Крюк для прицепки цепи Рым для цепи Шайба к детали № 12—13 Гайка „ „ Кольцо цепи Крючок к детали M 16 . b Звено цепи . Кольца цепи • .Сосна 200 X 100 X 2450 „ 200ХЮ0Х245О 60 X 80 X 930 60 X 60 х1 юо d = 10 d = 10 50 X 40 X36XЮX2 450 Оd = 10, 1 = 85 сосна 25 X 160 X2 350 d = 6, 1 = 60• d = 161 131244d = 16 60X40X3 d = 16 d = 16 d=12 d = 7 d = 16J*.1 83 24 216312 75 2ИТОГО V,. ,29,2 29,2 8,1 2,42 1,22 0,048 0,296 11,3 0,416 18,06 0,144 0,822 0,411 0,516 0,105 0,42 0,54 3,6 0,246•-,>,. 107 кгэти отверстия соответственно проделываются на расстоянии: первое — 50 см, второе —120 см и третье —196 см от правого края. Для металлических круглых связей на расстоянии 8,5 см от верхнего края просверливаются два отверстия толщиной 1 см каждоепервое на расстоянии 25 см от правого края и второе — на 70 см от левого края передней пластины. Поперечные распорки делаются из соснового бруса размером 8X6 см, причем края бруса на расстоянии 8,8 см с обеих сторон делаются тоньше ( 6 X6 см). Длина каждой распорки 93 см (рис. 2).S3 СЛ--ч<?1Сi#*П4±±L••*.£11 щ*-7S,4Рис. 2. Поперечные деревянные распорки Железные тяги изготовляются из круглого железа толщиной 1 см и длиною 98 см. С двух сторон каждой тяги делается метровая резьба, причем с каждой стороны железная тяга завинчивается гайками, под которые подкладываются шайбы. Косая связь делается из соснового Зруса размером 6X6 см, причем концы его, которыми чон входит в гнезда пластин на 10 см, делаются тоньше ( 5 X5 см). К передней пластине прикрепляется железная режущая планка, изготовляемая из листового железа, длиною 245 'см, шириною 10 см и толщиною 0,6 см. Эта планка укрепляетсяна пластине при помощи 8 винтов, из которых каждый толщиной 1 см и длиною 8,5 см. При этом, для шляпок винтов в пластине просверливаются отверстия на расстоянии 33 см одно от другого. Край планки должен выступать на 0,6 см за нижнюю кромку передней пластины. Делается это для того, чтобы предохранить деревянную пластину от чрезмерного износа и улучшить режущее ее действиеТяговая цепь состоит из 75 шт. звеньев кузнечной сварки толщиной 0,7 см и длиной каждое 6 см. Цепь прикрепляется к передней пластине с одной стороны при помощи рыма из круглого железа толщиной 1,6 см, с другой — укрепляется на крюке. Крюк закрепляется гай_ кой на передней пластине. Крюк позволяет изменять длину цепи, а также длину отдельных звеньев от места прицепки, что дает возможность располагать ребра утюга под различными углами к оси дороги, в зависимости от условий работы. В средней части цепи устраивается кольцо диаметром 10 'см, к которому прикрепляется крюк от упряжного валка. Поверх деревянных поперечин устраивается помост для рабочего, состоящий из трех досок длиною 235 см, шириною 16 см и толщиною 2,5 см. Каждая доска прикрепляется к поперечине двумя винтами толщиной 0,6 см и длиной 6 см. Для передвижения такого утюга требуется две лошади. Как построить деревянный канавокопатель Конструкция и способ постройки деревянного канавокопателя также очень просты. Такой канавокопатель может быть построен в любой колхозной кузнице (рис. 3). Он состоит из двух досок разных размеров, устанавливаемых примерно под углом в 30° одна к другой и закрепляемых в такого положении поперечной доской — распоркой. 40\Сг* 4,85глйи?&•й^««il и*й<гдРис. 3. Деревянный канавокопатель. Цифрами обозначены номера деталей, Материалы, необходимые для постройки канавокопателяwуказанных ниже.2SНаименование деталей2£1 23456789 10 И 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 59Материал и размеры в ммКоличествоОбщий вес в кгНаправляющая доска Отвальная доска . . . Поперечная п . . . 1-я настильная доска 2-я „ . з-я „ • ,. : 4-я , . Ручки для рабочего . . Оковка железная . . . Стяжной болт Клин угла Скоба для ручки . . . Петля для цепи задней Петля для цепи передней Шайба к № 10 . . . . Шайба петли Кольца цепи . . . . . . Прицепное кольцо . . . Гайка Шайбы петли Гайка Уголок „ . . . . . . . . Болт Гайка Болт Гайка Винт . Гвоздидерево 40 X 250 X 3500 40X250 ЮX 250 40 X 150 40 У 150 ; 40 X 150 : N 40 X 150 X 580 50 X 65 X 1500 5X ЮО X 3290. d = 20, 1 = 325 дерево 5X75 d 12, 1 : 260 d = 12; 1 :325 d : 45 d : 60; a = 5 d : 7; 1 = 155 d 12; 1 = 260 d : 20 d a: a : d: d ddd = 21 : 8; 1 = 160 : 8; 1 = 160 : 16; 1 = 65 : 16 : 10; 1 = 60 : 10 - 10; 1 = 85 1 = 1001 111111211121112 112 11221199883 2024,5 18,75 5,87 5,2 4,48 3,2 2,5 8,32 11,8 0,8 2,56 1,576 0,2 0,29 0,17 0,24 5,32 0,25 0,10 0,20 0,20 0,50 0,5 0,72 0,45 0,24 0,16 0,12 0,20Итого. около 100 кг Длинная доска называется направляющей. Она делается из соснового дерева длиною 350 см., шириной 25 см и толщиной 4 см. Назначение ее — давать направление в работе всего снаряда.»*1ч*ьРис. 4. Поперечная распорная двСка. Короткая доска, расположенная под углом к" направляющей, называется отвальной. Она делается, также из соснового дерева, длина ее 264 см, ширина 25 см и толщина 4 см. Доска эта служит для срезания грунта и передвижки его в боковом направлении. Передний край направляющей доски скашивается под углом в 30° (для прикрепления к ней отвальной доски), для чего вырубается гнездо глубиной 2 см, на высоту 15 см и ширину 8 см. В направляющей доске на расстоянии 20,8 и 45,8 см от наружного края просверливаются два отверстия диаметром в2 см, для укрепления стяжных болтов при постановке деревянного клина. В 189,3 см от наружного края доски вырубается сквозное гнездо, размером 4X 10 см, для помещения шипа распорной доски. В передней части отвальной доски под углом в 30° делается шип шириной 8 см и высотой 15 см, который входит в гнездо направляющей доски и, таким образом, соединяется с ней.По всей длине отвальной доски просверливается ряд отверстий для/укрепления скоб для ручек и болтов, соединяющих отвальную доску с передним клином, и болтов, прикрепляющих тяговую цепь. Нижний край отвальной доски для лучшего врезания в грунт и соскабливания его оковывается полосовым железом толщиной 0,5 см и шириной 10 см. Эта оковка для лучшей сохранности передней грани канавокопателя, которая несет более тяжелую работу, загибается и прикрепляется винтами к направляющей доске. Передняя часть усиливается деревянным клином, который крепко соединяется с направляющей и" отвальной досками. Направляющая и отвальная доски в задней части соединяются поперечной распоркойТ-4£2с?гРис. 6. Болты для укрепления тяговой цепи (рис. 4), которая изготовляется из доски толщиной 4 см, шириной 25 см и длиной 113 см. По краям распорной доски нарубаются шипы высотой 10 см, которые входят в гнезда, устраиваемые в направляющей и отвальной досках. Помимо этого поперечная распорка прикрепляется к доскам с помощью уголков (рис. 5). К отвальной доске прикрепляется тяговая цепь, длиною около 3 см., для чего в передней и задней частях ее устраиваются болты с кольцами (рис. 6). Прицепное упряжное кольцо, к которому крепится крюк стельваги с вальками и постромками, помещается так, чтобы одна часть цепи была короче другой. Это нужно для того, чтобы при движени канавокопателя направляющая доска сохраняла движение как раз по направлению тяги. Поверх канавокопателя устраивается площадка из 4 косых досок толщиной 4 см ь шириной 15 см, которые прибиваются гвоздями к направляющей и отвальной доскам. В ближайших номерах журнала мы дадим указания о том; как построить деревянный каток и лопату-волокушу. Н. М—лW40-AРис. 5. Уголки для укрепления поперечной распорки В отвальной доске на расстоянии 40 см от заднего края вырубается сквозное гнездо глубиной 4 см и шириной 10 см, в которое входит шип распорной доски.