ПОДГОТОВКА И СОДЕРЖАНИЕ ДОРОГВ ПЕРИОД ОСЕННЕ-ЗИМНИХ ПЕРЕВОЗОКВиды на урожай почти во всех местах нашей великой страны настолько высоки, что можно заранее предвидеть огромный рост осенне-зимних перевозок, в частности хлебных и других грузов. Поэтому исправному содержанию дорог в этот период нужно уделить серьезное внимание. Осенью из-за распутицы дороги обычна ослабевают, движение по ним становится более затруднительным, особенно если проезжая часть их не укреплена. Местами дороги прорезаются глубокими колеями. Уходя же под снег в раз, мокшем и изрытом состоянии, дороги разрушаются еще быстрее и весною долго не просыхают. донобая канава На некоторых дорогах, например, с успехом применяют! обычный досчатый утюг. При обильных осенних дождях дороги, особенно! сельские, покрываются слоем грязи,' которая натаскивается на одежду дорог с обочин. Необходимо очищать дороги от этой грязи. С наступлением первых заморозков надо особенно внимательно следить за состоянием проезжей части грунтовой дороги и наблюдать за тем, чтобы дорога ушла под снег выглаженной утюгами. С приближением зимы необходимо закрыть отверстия малых искусственных сооружений (труб, мостиков), хворостом, соломой и т. п., чтобы их не забило снегом и легче было прочистить весной. Это лучше сделать поздней осенью, чтобы; не мешать проходу воды через трубы во время осенних ливней. С осени же надо готовиться к зимнему содержанию дорог, Снег покрывает дорогу сначала рыхлым слоем. После заморозков, когда снег, не успев слежаться, .промерзнет, он развевается ветром. При этом одна! часть дороги может совершенно обнажиться, а другая, наоборот, будет занесена снегом.. В метель дороги сильно заносит снегом и на них появляются ухабы, которые иногда достигают больших размеров. Поэтому зимние дорожные работы в основном; сводятся к предупреждению заносов ик очистке дооог от лишнего снега. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАНОСОВ Снежные заносы предупреждаются обычно путем установки различного рода защитных сооружении! На местах у нас часто недооценивают роли снеговой, защиты и вместо действительной борьбы с заносами ограничиваются иногда уборкой с дороги снега. Между тем своевременно поставленная и хорошо налаженная снеговая ващита служит прекрасным, экономным средством против снежных заносов. Ведь на уборку снега приходится затрачивать много сил. К наиболее применяемым видам снеговых защит относятся снеговые стенки и Валы,, хвойные гетки, переносные щиты и древесные насаждения. С неговыестенкиивалы применяются там, где нет леса и не бывает больших заносов. Валы устраиваются, когда снежный покров достигает 30 — 40 см и снег становится плотным. Из рыхлого снега вал делать нельзя, потому что ветер будет разносить такой снег И .снова заносить дорогу. Лучшее время для устройства валов — оттепель. Вал располагается (на расстоянии 20—30 м от оси дороги и, устраивается высотой от 1,5 до 2 м. Стенки возводятся из снежных кирпичей, нареза6jdbuH<x_ Рис. 1. Спуск -робик воды из выбоин на дорожном doMoeaj) ногнос7>сх полотне Зимой занесенные снегом дороги также трудна проходимы для автомобилей. Весьма неудобны для авто- и гужетранспорта боковые перекосы (раскаты), ухабы и тому подобные из'яны зимней дороги. Необходимо поэтому подготовить дороги так, чтобы с наступлением осени они могли лучше сопротивляться разрушающему влиянию распутицы, чтобы они ушли ПД снег с ровной, О выглаженной поверхностью. Дороги должны быть в исправном состоянии круглый год. Этого можно достичь лишь при постоянном уходе и наблюдении за ними., Чтобы сохранить дорогу и облегчить движение по ней в течение осени и зимы, необходима к Этому своевременно подготовиться. Одной; из основных работ по содержанию дорог 'Осенью является отвод воды. До наступления осенних дождей необходимо проверить, все ли канавы (боковые, отводные, нагорные и т. д.) прочищены; если это не сделано, то надо немедленно это выполнить. Правильная работа дорожных канав в значительной степени способствует сохранности дорог во время распутицы. Второй, не менее важной работой осенью является своевременный спуск воды с дорожного полотна в канавы^ В образующихся на дорожном полотне выбоинах, хотя бы и Незначительных по своим размерам, во время дождей застаивается вода. Если ее оттуда не вывести, то она размочит полотно. А размокшее полотно значительно хуже сопротивляется давлению повозок,^ вследствие чего быстрее прорезается. Воду Из таких выбоин обычно выводят в боковые канавы путем устройства небольших открытых рвов (рис. 1). При наступлении осенних дождевых дней дорогу надо чаще выглаживать при помощи утюгов. Ждать, пока дорога просохнет, зачастую не приходится. Для того чтобы не образовалось слишком глубоких колей, иногда следует выезжать для выглаживания дороги даже тогда, когда грунт еще сырой. В этих случаях, конечно, не требуется особенно тяжелых утюгов.20-3&.. • ~ Снег • • . . , . . . - . . . -мТ"Рис. 2. Установка хвойной защиты на снеговом валу , 150 WQ'&S'tiUРазрел..Рис, 3. Решетчатый деревянный щит высотой 1,5 мс вертикальными планками2000-емых деревянной лопатой, в два —три кирпича по ширине. Эти кирпичи следует укладывать в перевязку. Снеговые валы можно устроить, просто сгребая! снег лопатами с обеих сторон намеченной линии защиты. З ащитаиахвойныхветок (лапниковая защита) применяется в районах, где имеются хвойные породы, по преимуществу ель, вереск. Этот вид защиты, благодаря сравнительно невысокой Стоимости приобрел весьма широкое распространение на дорогах низовой сети. зсгй/гзхаРис. 4. Установка щитов на кольях Хвойные ветки' надо заготовить еще с осени, примерно за 1 — 2 мес. до снегопада. Если заготовить их раньше, то иглы веток могут высохнуть и осыпаться. Ветки, длина которых должна быть не; менее 1 м, следует развезти и сложить в кучи вдоль дороги, за канатами. Пролежав в таких кучах около двух месяцев, ветки становятся плоскими, как веера. Лиственные породы для защиты непригодны, так как они теряют листья и сами по себе не настолько густы,, чтобы препятствовать заносам. Для устройства защиты из хвойных веток (рис. 2) намечается линия установки. По намеченной линии устраивается снежный валик, высотой 50 — 70 см и шириной поверху 50 см. Ветки втыкаются в вал из среднего расчета по 3—4 штуки на 1 пог. м вогнутой стороной против движения снега. Когда защита из веток отрабатывается, то ветки надо переставить на вершину образовавше„За рулем" № 14гося вала. Перестановку следует производить тог2 да, когда вал достигнет /з высоты веток. За ветками надо все время следить и своевременно поправлять поврежденные ветром места. П ереносныещиты . При отсутствии хвойных веток, а также и тогда, когда снега наносится очень много, выгодно бывает прибегнуть к устройству специальных переносных деревянных щитов. Такие щиты изготовляются из тонкого теса или из толстой драни. Размеры отдельного щита—2 Мв длину, 1,5 мв высоту (рис.. 3). Для; изготовления такого щита требуются следующие материалы: Планки из шелевки для раскосов толщиной 13 мм, шир. 90 мм дл. 2 225 мм. . . 2 шт. Тоже горизонтальных обвязок толщиной 13 мм, шир. 85 мм дл. 2 000 мм. . . 4 „ Тоже для крайних стоек заборки толщиной 13 мм, шир. 85 мм, дл. 1 500 мм. . . 2 „ Тоже для промежуточной заборки толщиной 10 мм, шир. 75 мм, дл. 1 500 мм. . . 13 „ Гвоздей длиной 63 мм, толщин. 2,8 мм 16 шт 0,04 кг Гвоздей длиной 51 мм, толщин. 2,8 мм 14 шт 0,03 „ Проволоки для скоб 2,8 мм общ. дл. 3 м . 0,14 „ Общий вес щита из ели — около 16 кг. Установка щитов обычно производится при\помощи кольев длиной не менее 2,8 м. Эти колья следует установить заблаговременно, до заморозков, в заранее вырытые ямки глубиной 40 — 60 см и на расстоянии друг от друга, равном длине щита, по намеченной линии установки их. Щиты привязываются к кольям со стороны поля шпагатом, мочалой или отожженной проволокой.Рис. 5. Хранение щитов в штабелях Щиты не должны опираться на землю, иначе они могут примерзнуть к ней, поэтому оставляется зазор в 20 см (рис. 4). По мере усиления заносов щиты необходимо перестанавливать. Весной щиты отвязываются от кольев,, сносятся в кучи и укладываются в штабеля партиями по- 50 —100 шт. (рис. 5). Колья вытаскиваются ;из землц и складываются также в кучи на подкладках.ОЧИСТКА ДОРОГИ ОТ ЛИШНЕГО СНЕГА Хотя снег, переносимый. ветром, и задерживается защитой, на все же трудно избежать частичных заносов; кроме того, сильный снегопад также может затруднить движение по дороге. Поэтому нужно очищать, дороги от снега, не допуская образования слоя снежного покрова на дороге более 20 см. При отсутствии машин очистку дороги лучше всего производить, простейшими снарядами — треугольниками. От ручной очистки надо отказаться, так как для этого требуется много рабочих, и стоимость очистки будет высокая. Простейший дорожный снаряд для. расчистки снега — треугольник — может быть легко изготовлен на месте, в любой колхозной кузнице. Такой снегоочиститель легкого типа изображен на рис. 6. .Он состоит из двух боковых досчатых стенок, сходящихся вверху под острым углом. Каждая из этих стенок состоит из двух досок, поставленных друг на друга на ребро и соединенных между собой потайными шипами и шпонками. Длина его—4,25 м, ширина2,8 м, высота боковых сторон—-0,55 м. Строится он следующим образом'. Две нижние доски треугольника, образующие его стороны, складываются вместе одними концами, а другие концы разводятся так, чтобы между ними получилось расстояние в 2,8 м. Сложенные вместе концы досок скашиваются так, чтобы получилась острая, режущая грань. Между концами вставляется деревянный клин. Затем на этих досках размечают места для поперечных распорок и шпанок и Делают в них соответствующие прорезы. Для шпонок прорезы делаются на глубину ys толщины досок, длиной 120 см; для распорных б.русьев провез должен быть длиной 18 см и глубиной 4,5 см. После этого доски наглухо прибиваются к клину гвоздями и ставятся на место поперечные брусья, в которых также делаются пазы, на ширину досок и на глубину в 4,5 см против соответствующих пропилов в досках. Установив все поперечные брусья нижнего ряда, пробивают в нижних досках пазы для потайных шипов в количестве 5 — 6 на каждую доску. В верхних досках делают разметку прорезов для, нижних и верхних поперечных брусьев, для пазов под шипы и шпанки и разметку особого паза для скобы, предназначенной для прикрепления дышла, концы которого попадают между клином и верхними досками. Затем верхние доски устанавливаются на место и закрепляются шпанками и клиньями. Задний и средний поперечные брусья стягиваются между собой болтами. Передний поперечный брусок соединяется с концом дышла врубкой в йапу, а самое дышло протягивается к клину ик верхним доскам скобой, через которую, пропускается болт. Дышло и передний брусок должны быть тщательноРис. 6. Треугольник-снегоочиститель легкого типа Древесныенасаждения . Чтобы, не возиться с временными установками, прибегают к постоянной защите в виде живых древесных насаждений. Вдоль дороги в наиболее заносимых снегом местах садят деревья или кустарники, имеющие густые листья. Деревья сажаются в несколько рядов, в расстоянии около 20 м от оси х дороги. Нормальная высота такой изгороди 2 /2 — 3 м. Снеговые защиты в зимнее время имеют решающее значение для дорог. Поэтому для правильной расстановки защиты необходимо подробно изучить участок. При определении направления ветров надо иметь в виду не годовые, а зимние ветры, а также знать, в какое время бывают наиболее метелистые. Зная направление наиболее опасных ветров, нужно с осени для каждого отдельного места определить направление заносов и, руководствуясь этим, устанавливать защиты. Если ветры дуют с боков дороги, то установка защиты особых затруднений не представляет. Гораздоiсложнее устанавливать защиту тогда, когда1 ветры дуют вдоль дороги. В этом случае в ряде мест практикуется установка защиты по обеим сторонам полотна сближенно, чтобы путем усиления воздушных потоков заставить ветер выносить с Дороги образующиеся снежные отложения. Защита особенно нужна при низких насыпях на ровных, открытых местах, а также вдоль неглубоких выемок. При высоких насыпях и глубоких выемках защита не нужна.Рис. 7. Треугольник с откидными крыльями