Газогенератор „АВТОДОР IIВ СКОРОСТНОМ ПРОБЕГЕ МОСКВА — РОСТОВ на-ДОНУВ пробеге газогенераторных автомобилей по маршруту Москва — Ленинград — Москва, проведенном ЦС Автодора В1Ноябре 1934 г., успешно участвовал полуторатонный грузовой автомобиль ГАЗ-АА с дровяной газогенераторной установкой «Автодор II» (конструкторы И. С, Мезин' и его' помощник А. И. Пельцер). По своим динамическим и экономическим качествам, выявленным в пробеговых и .специальных дополнительных испытаниях, этот автомобиль показал прекрасные результаты. Газогенераторная установка «Автодор II» шо быстроте разжига и перевода/двигателя на питание газом (1,5—2 минуты) резка выделялась среди других установок, участвовавших в пробеге. Дальность действия автомобиля на одной загрузке бункера (80 км) была признана достаточной для нормальных эксплоатационных! условий. Техническая комиссия газогенераторного автопробега отметила, что «Автрдор-И» может быть передан на серийное производство с последующими испытаниями его в эксплоатации, указав на необходимость мелких конструктивных доделок отдельных, элементов установки по линии улучшения очистки газа от угольной пыли, упрощения обслуживания и облегчения ухода за нею. Доработку конструкции установки «Автодор ill» испытание ее принял на себя Цудортранс, поручив эту работу своему автомобильно-эксплоатационному научно-исследовательскому институту (ЦАНЙИ). В конце мая текущего года она была закончена и газогенераторный автомобиль прошел цикл испытаний, подтвердивших его высокие экеллоатационные качества и целесообразность произведенных конструктивных доделок. Невыявленной в полной мере осталась лишь способность установки к длительной бесперебойной работе на автомобиле без существенных дефектов, без поломок и без износа (прогара). Поэтому автомобильный совет ЦС Автодора решил провести испытание установки «Автодор II» в скоростном пробеге па маршруту Москва — Ростов-на-Дону. В середине июня пробег при участии Цудортранса был проведен. Пробегавое задание было формулировано так: «В кратчайший срок, без плановых остановок в пути, пройти расстояние от Москвы до Ростова на-Дону —1 200 км] на твердом топливе (дровяных чурках). Контрольные цифры: общее,время в пути — 40 часов,, средняя проб еловая скорость движения30 км/чае. Вести учет: 1) пробеговой и технической скоростей движения автомобиля (по перегонам), 2) всех обнаруженных дефектов, 3) количества и продолжительности простоев в пути,; связанных с работой газогенераторной установки и 4) экономичности автомобиля по расходу топлива». Непосредственна перед пробегом были произведены лабораторные исследования работы двигателя на бензине, газе и на бензине с присадкой газа при нормальной и повышенной степенях .сжатия. Как показали эти исследования, при нормальной степени сжатия 4,27 (по стандарту—^4,22) двигатель развивает на (бензине 34 л. с. при :2 200 об/мин.; перевод двигателя на питание газом снижает максимальную мощность до 22,5 л. с. при 1 900 об/мин., т. е. на 34о/о. Подобная потеря мощности в эксплоатации была бы ощутительна: автомобиль заметно утратил бы свою работоспособность. При степени сжатия 5,01 двигатель развивает на газе 26,9 л. е.. при :2 200 об/мин.' (потеря мощности против нормальной —21 проц.). Как показали. испытания, такая мощность приемлема, поскольку она гарантирует удовлетворительную в обычных условиях динамику автомобиля. При работе на бензине q !црисадкой генераторного газа, установлена, что с двигателя .можно снять 41,6 л. с . при 2400 об/мин., а это означает, что газогенераторный автомобиль,, подобный пробеговому, в необходимых случаях ив частности при преодолении значительных временных сопротивлений движению может развить большую тягу на ведущих колесах, нежели стандартный бензиновый автомобиль. Продолжительная работа на бензина с присадкой газа, конечно, на рекомендуется, так как это 'может привести к осмолению двигателя; малый отбор газа из генератора обусловливает ухудшение его состава и увеличение смольности. Следует также отметить, что перед 'Отправкой а пробег автомобиль -с газогенераторной установкой «Автодор II» был оборудован рядом контрольных приборов: аэротермометрами, вакууметром диафрагменного типа для наблюдения за сопротивлениями, возникающими в различных точках газопроводящей системы, и прибором «ТТК» (оригинал Брун) для автоматического учета работы автомобиля в iпробеге (времени движения, количества' и времени простоев пройденного пути и пр.).'Нагрузку газогенераторный автомобиль в пробеге, сверх «мертвого» веса, имел в 1315 кг. Старт был дан на Серпуховском шоссе, под Москвой, 11 июня!,, в 9 (час. утра. В Ростов; наДону автомобиль прибыл в ночь на 13 июня1 в1 час. 50f мин., т. е. через 40 час. ;50 мин. после старта. За это -время им было пройдено 1 267 км. Средняя пробеговая скорость: — 3,1 км/час — говорит о чрезвычайной напряженности режима пробега газогенераторного автомобиля. История наших пробегав' не знает столь форсированных дальних испытаний ни грузовых, нилегковых машин. Даже в дизельном пробеге 1934 г., одном из наиболее напряженных, средняя пробеговая скорость на перегоне Москва — Ростов на-Дону достигала лишь 7,9 км/час. Средняя техническая скорость в пробеге Москва — Ростов-на-Дону показала также отличное для газогенераторного автомобиля достижение — 34,2 км/час. (время фактического движения]—37 часов). На отдельных перегонах средняя техническая скорость поднималась даже до 42,3 км/час, и таким образом, газогенераторный автомобиль с установкой «Автодор II» показал почти в полтора раза более высокие \скорости, нежели такой же автомобиль с газогенераторной установкой «У — 5» (конструкция проф. В. С. Наумова) в пробеге 1933 г. на тех же перегонах (Москва — Харьков и Харьков — Ростов- на -Дону.). Простои газогенераторного автомобиля цадаерегоне Москва — Ростов-на-Дону носили ; , имущественно случайный характер: осмотры '(элементов установки, проверка герметичности соединений, крепление смесителя в пути (иебрёж-