Майор М. СРЕДНЕВD ОПРОС об организации мото^циклетных частей и их использовании в современной войне широко обсуждался в течение последних лет в; иностранной военной печати. Однако практическое применение мотоциклетные части получили сначала в германо-польской войне, а затем в западноевропейской войне. По сведениям французской печати, немцы при военных действиях в Северной Фр1анции использовали до 60 000 мотоциклистов. Таким образом, вопрос о боевых действиях мотоциклетных частей в современной войне приобрел особую актуальность. Широкое использование мотоциклов в своей армии Германия начала подготовлять после 'Окончания шрврй мировой имПериатиетимсг Ькой войны. Мотоциклетный парк Германии рос гигантскими темпами: к 1935 г. он достиг одного миллиона,, а к1 января 1940 г. — 1860 722 и составляет около 60% мирового /парка мотоциклов. Как видно из этих цифр, Германия сейчас обладает мощным мотоциклетным парком, который обеспечивает широкое использование мотоциклов в настоящей войне. В германской "армии мотоцикл рассматривается как самое подвижное наземное транспортное средство. Это вполне справедливо, так как мотоцикл значительно меньше автомобиля «привязан» к дорогам. Мотоцикл может свободно передвигаться по любой пешеходной тропе с достаточно большой средней скоростыа Считают, что мотоциклетные части могут передвигаться со средней скоростью 30—60 км в час, в то время как нродвювэние в этих же условиях моторизованных частей на автомобилях равно 2030 км/час. Иначе говоря, средняя скоррсйъ мотоциклетных частей примерно в 1V2—2 раза выше' автомобильных.' Мотоциклетные чаюти сочетают быстроходность с высокой проходимостью., Высокая проходимость определяется не только способностью передвигаться по трапам, но и тем, что трудные участки дорог бойцы могут преодолевать, ведя мотоциклы в руках. Мотострелковые части на мотоциклах могут подвозиться значительно б(лиж)й ж району бое[вы,х действий, чем на автомобилях. Спешивание и развертывание для боя мотоцйкЛетше части производят чрезвычайно быстро. На ходу бойцы поочередно «вываливаются» из' колясок и тотчас же, применяясь к местности, открывают огонь из ручных пулеметов и карабинов:. Мотоциклы, представляя собой малую цель, облегчают маскировку И позволяют дерясатъ их близко от 'огневого рубежа. Это обеспечивает готовность мотоциклов к быстрой • посадке спешенных бойцов для нового маневра. Основной мотоциклетной частью является 'батальон. 0 гврм&нсжой армии он состоит из 2—3 мотострелковых port р|оты тяжелого оружия, взвода связи и транспортного подразделения. Каждая мотоциклетная стрелковая ipora состоит из трех стрелковых (легколулеметных) взводов и пулеметного взвода (тяжелых пулеметов). В легкопулеметный взвод входят звено связи и3 стрелковых отделения. I Каждое отделение состоит из командирской машины — мотоцикла-одиночки и 3—4 мотоциклов с коляской. На каждом мотоцикле с коляской размещаются пулеметчик с пулеметам, один стрелок (он же подносчик патронов) и мотоциклис'г-водитель. 'Стрелки вооружены карабинами. В некоторых мотоциклах вместо тгулемета в коляске возится запас боеприпасов. В составе стрелковых подразделений, кроме пулеметов, имеются и легкие гранатометы. По данным итальянской газеты «Дяетрнале д'Италиа» от, 17 марта 1940 г., общая численность огневых средств стрелково-мотоциклетного батальона доходит до 900 карабинов, 61 ручного легкого пулемета, Мотоцикл драгунских частей француз12 станковых пулеметов, 4 мортир ской армии, вооруженный* пулеметом калибра 75 мм, 3 противотанковыхГерманский мотоцикл БМВ с легким пулеметом орудий калибра 37 мм, 9 легких и6 тялселых гранатометов. Как видно из1 этих цифр, огневая мощь такого батальона достаточно велика. При этом в состав батальона входят легкие типы артиллерии (мортиры, гранатометы, противотанковые пушки), позволяющие организовывать боевые действия стрелковых подразделений во взаимодействии с артиллерией. Такого типа мотоциклетные батальоны состоят в штате танковых и моторизованных дивизий германской армии. В качестве примера использования мотоциклетных частей в германо-польской войне еле|дуе1г привести боевые действия одного мо-^. тоциклетного батальона, названного' разведывательным!, входившего в состав танковой дивизии. Этот отряд состоял из двух мотоциклетных стрелковых рот, штабной роты и роты бронемашин (бронетанковой). На отдельных этапах боя в состав разведотряда входили противотанковые орудия, гранатометы и придавались саперы, Отряд за 18 дней (из них 3—4 дня он провел на месте) прошел ic боями по территории Польши не менее 600—700 км. Таким образом, отряд проходил в среднем с боями по 50 км в сутки. Отдельные разведывательные! и охраняющие дозоры выдвигались для выполнения особых боевых задач в стороны от ОСНОВНОЙ оси движениявсего отряда и сделали не менее Г. 000 им.4 На первом этапе войны мотоциЕ ладный разведотряд был выслан из Восточной Пруссии с вадалей определить слабые участки польских укрепл1эвиых позиций, которые сможет легче преодолеть танковая дивизия для прорыва в глубь польской территории. И после прорыва, при действиях в глубинах, разведотряд, двигаясь впереди танковой дивизии, выбрасывал дозо* ры, устанавливавшие наличие противника в населенных пунктах или рубеясах. Если противник был слаб, его сбивали, если силен — искали обходные пути. •Разведагряд самостоятельно 'Занимал крупные населенные пункты, захватывал переправы через реки и (эбеспечйвал nfepenipiatey главных сил дивизии. Отряд татше пере1 хватывал дороги, идущие к районам расположения танковой дивизии, охранял фланги от неожиданных ударов противника. Приведем несколько эпизодов. 2 сентября в7 час. 30 мин. отрядом) было получено задание — ускорить продвиясениб и занять Прасныш. При движении было установлено, что мост под Кжияовлога Мала был взорван. Тотчас же была произведена разведка обходного пути. Для /преследования отходящего противника дивизия сформировала из1 пехоты, артиллерии и танков смешанные группы преследования, причем разведотряд был подчинен самой передовой из этих групп. В 23 часа разведотряд получил приказ продвинуться к Цеханову. Двигаясь с потушенными огнями, он достиг в полночь северо-восточного выхода из Цеханова. Вторая мотоциклетная стрелковая рота выделила подразделения для обеспечения дороги в Грудуск. Одваясды, обнаружив бронепоезд противника, открывший огонь по мотоциклистам, разведотряд взорвал железнодорожные пути в прекратил возможность дальнейшего двиясения бронепоезда. На втором этапе боевых действий отряд должен был захватить мост через р.еку Нарев и не допустить его разрушения поляками. В районе Ломвка части дивизии встретили превосходящего по силам противника и вынуждены были отойти. Разведотряд в качестве арьергарда прикрывал отход. Эту задачу выполняли по очереди стрелковые роты на мотоциклах. На третьем этапе боевых действий отряд наступал в направлении Седлец — Сорочин. На одном из участков движение производилось быстрым темпом по хорошей дороге. Мотоциклетно-стрелковые взводы приняли на себя охранение дорог, ведущих на юг, юго-восток, северо-восток и север. 12 сентября в6 час. утра отряд выступил в Седлец и через полтора часа достиг города (средняя скорость 30—40 км в нас). Заняв Седлец, разГерманские мотоциклисты на ночном марше ведотряд захватил большие трофеи 1) для охранения танковых и мои .немедленно выслал дозоры из стрелков на мотоциклах для охраны торизованных частей на марше; главнейших дорог, идущих в заня2) для дальней разведки противнитый город. Продолжая движение, ка во взаимодействии с бронеавто13 сентября отряд перерезал дорогу мобилями и танками; 3) в качество отряда для захвата Варшава — Люблин. При выполнепередового нии этой боевой задачи один из доважных пунктов местности (мозоров, состоявший из 12 мотоцикстов, переправ, населенных пункотхода листов, захватил в плен 300 поляг тов); 4) для прикрытия ков. В боях в районе Сорочин разсвоих частей, а также для уставедотряд потерял убитыми 11 чел. новки заграждений и взрыва мои ранеными 40 чел. Захватил тростов на путях движения противниотходяфеи — 12 пулеметов и . несколько ка; 5) для преследования щего противника и 6) для действий гранатометов. 15 сентября одна мотоциклетная в тылу противника, нарушая подрота получила задачу — охранять воз предметов снабжения, разруяселезводорожные мосты обоз ДИВИЗИЙ (транспортную авт> шая колонну), который должен был дои т. п. ставить частям дивизии снабжение. Мотоциклетные! иасти) '© сЬвреВечером 16 сентября был полуменней войне находят широкое причен приказ выступить обратно чеменение. рез Седлец, Роясаны и выйти к сеФранция создавала в своей арверу от Моддина (35 км северо- мии мотоциклетные части, входивзападнее Варшавы), очевидно, с шие в состав «возимых драгун», целью окружения Варшавы. Отряд однако они себя не проявили так в последнем этапе совершил марш широко, как немецкие мотоциклипротяясевием в 300 км. Этим законсты. чились) боевые действия мотоци* клетного отряда. ОсвавйахиМ' ..:s& организации Расемотрепный пример и уставдолжны изуг.. ъ опыт использованые положения германсасой армии ния мотоцикл'; • ;:ых частей в сопозволяют сделать вывод об испольвременной воине Они доляшы быть зовании мотоциклетных частей. готовы дать Красной Армии высоМотоциклетные части могут искоквалифициров% шые кадры военпользоваться: ных мотоциклисыв.Мотоциклетно- стрелковый взвод германской армии5