• = / - • - . .ШКОЛЬНИКАМ ПРОЧНЫЕ ЗНАНИЯажность изучения курса «АвтомоВ биль» в средних школах нененуждается в доказательствах. Тем менее преподавание автодела, на наш взгляд, страдает существенными недостатками, зависящими во многом от несовершенства школьных программ. Автомобиль в школе изучается в течение двух лет, но почему-то примерно в середине этого периода запланирован значительный (3—5 месяцев) перерыв в изучении автомобиля. Вполне естественно, что за это время учащимися очень многое забудется. Из общего курса устройства автомобиля (в девятых классах) искусственно вырван раздел «Электрооборудование автомобиля» и введен в курс общей электротехники, изучаемый в десятых классах. В то же время в девятом классе изучается система зажигания, которая фактически представляет собой часть электрооборудования автомобиля. Прерыватель-распределитель, конденсатор, индукционная катушка и свечи изучаются в девятом классе, а источники питания — генератор и батарея аккумуляторов, без которых система зажигания не может работать, изучаются только в десятом классе. К недостаткам школьной программы по автоделу надо отнести и то, что количество часов, отведенных на практические занятия, совершенно недостаточно. Ча изучение, например, системы охлаждения отведено два часа. За это время преподаватель должен не только объяснить работу и устройство приборов системы охлаждения, но и научить учащихся разбирать и собирать водяной насос, испытывать и устанавливать термостат, сменять и регулировать натяжение ремня вентилятора и т. д. Но, конечно, недостатки в изучении школьниками автодела зависят не только от неудачно составленных программ. Дисциплину «Автомобиль» в средней школе подвели под рубрику «труд», в то время, как на самом деле изучение устройства автомобиля является теоретической дисциплиной. Чрезвычайно остро стоит в школах вопрос об учебно-материальной базе. Планового снабжения со стороны РОНО и Министерства просвещения нет. Школы уповают лишь на своих шефов. А они, как известно, не всегда могут помочь. Разве министерства просвещения республик не могли бы договориться с соответствующими организациями и получить для школ списанные автомобили, пришедшие в негодность детали? Конечно, могли бы! Равнодушием к очень важному и большому вопросу можно объяснить и то, что до сих пор не пересмотрены составленные в спешке программы. Советский народ заинтересован в том, чтобы подрастающее поколение имело ясные и твердые знания по устройству автомобиля — машины, которая в наше время получила самое широкое распространение во всех отраслях народного хозяйства. Органы народного образования должны помочь школам организовать по-настоящему полноценное изучение автодела. М. ШЛЕЗИНГЕР, ст. методист Московского АМК.:: • v лДВАДЦАТЬ ВОСКРЕСНИКОВВ ПС КО ВЕ АВ t ЩЩТ ОДРОМ С/Г РОЯ Т;... СВОИМИ РУКАМИ ,Д иректори Псковского ипподрома тверд непоколебим:был— Нет! — сказал * он. — Мотоциклистов на ипподром не пущу! Этот отказ был последней каплей, переполнившей чашу терпения псковских мотоспортсменов. Пора обзаводиться собственным мотодромом, решили они. Но как это сделать? Правда, в Пскове слышали о строительстве мототрека в Ленинграда и потому находились люди, считавшие, что нужно подождать годик—другой, может, и в Пскове тоже построят. Но были и другие голоса, настаивавшие на том, чтобы, не дожидаясь «манны небесной», строить трек самим. Заседание президиума Псковского областного комитета ДОСААФ было бурным. После долгих споров, обсуждения всех «за» и «против» президиум постановил строить •автомотодром, причем строить силами общественности. Постановлением президиума автомотоклубу разрешалось все сваи денежные доходы использовать на это строительстзои Кроме того, часть средств выделялась областным комитетом ДОСААФ. Теперь нужно было получить участок. Это — не простое дело, так как он должен отвечать многим требованиям: быть достаточно обширным, находиться в черте порода, чтобы зрители могли быстро доехать до места соревнований, и, наконец, хотелось, конечно, чтобы будущий автомотодром располагался в живописном месте. У областного комитета имелся на примете хороший участок, отвечавший всем требованиям, — между рекой и шоссе, на окраине города, но... на этот участок уже были претенденты. В горисполкоме завязались «ожесточенные и упорные бои». Досаафовцы держались стойко ив конце концов одержали победу — 12 июня 1956 года состоялось решение горисполкома об отводе шести с половиной гектаров земли в районе Новокорытовского шоссе под строительство автомотодрома. Итак, первый этап был пройден, теперь нужен был проект автомотодрома. Воспользоваться ленинградским проектом псковичи не могли — не говоря уже о том, что построить такой трек было не под силу, этот проект был слишком «привязан» к ленинградским условиям. Поэтому решили проектирование азтомотодрома и составление сметы на строительство заказать облпроекту.• Каким же он будет, Псковский автомотодром? Большую его часть — три с половиной гектара — займет автодром. Расположенному рядом мотодрому с полосой препятствий отведено полтора гектара. А у самого шоссе, ближе к входу, будет находиться кольцевая гаревая дорожкам Ее длина 400 метров, ширина на прямых 12, а на виражах 16 метров. Проектом также предусмотрены автомобильные и мотоциклетные стоянки, пункт технического обслуживания, парк и даже купальня. И все это по смете должно стоить 163 тысячи рублей. Дешево? Очень! И вот почему. Территория выбрана отоль удачно, что для строительства дорожки и трибун не потребуется земляных работ — просто будет использован естественный рельеф местности. И даже щебеночное основание под дорожку не придется укладывать (как, например, в Ленинграде), потому что сразу же под небольшим слоем земли лежит слой крепкого известняка. Кроме топо, территория автомотодрома будет окружена не оградой, что всегда очень удорожает строительство, а зелеными насаждениями. Это гораздо дешевле и красивее. К весне 1957 года проект был готов, все организационные и финансовые вопросы решены и работы по сооружению азтсмотодрома начались. В субботние и воскресные дни активисты ДОСААФ, члены первичных организаций предприятий, учреждений и учебных заведений работали на строительстве автомотодрома. В каждом воскреснике (а их было более двадцати) участвовало по 50—80 человек. И, конечно, не было воскресника, на котором бы не трудились преподаватели и учащиеся азтомотоклуба, энтузиасты и любители автомотоспорта, мотоциклистыспортомены. Особенно хорошо работали инструктор по вождению автомобиля Л. Дианов, судья первой категории, заведующий учебной частью АМК П. Смирнов, преподаватель Ф . Проломов. За лето и осень была спланирована вся территория, сделаны насаждения, обведена и подготовлена к укладке гари дорожка. Летсм 1958 года Псковский азтомотодром будет открыт. Л. ХВОЛОВСКИЙ (наш корр.).10