i « 'I шж^Шщ IИз воспоминаний бывшего командира 1-го Московского автомобильногоотрядаВ. Гогишабыло негде . Поэтому создалось необычное для воинской части положение : команда, как в походе, оказалась разбросанной >на постой по частным квар ­ тирам. Но, н есмотря на это, дисциплина бьгла железной : на поверке не было случая, чтобы отсутствовал хоть один красноармеец. Итак, л юдиипомещение появились. Не было только машин . Не было их, д олжно быть, и во всей Москве . И всетаки бойцы разошлись погороду — искать. За Пресненской заставой Дубоз набрел на военный склад. Поехали туда. С редиповозок , д вуколок действительно нашли несколько десятков санитарных «Студебеккеров», «Рено», «Крослеев», переделанных из легковых, со слабеньк ими двигателями в 20—25 сил, и нес колькогрузовых «Паккардов» и «Уайтов». Стоят они наполовину разобран ­ ные, п роржавелые , частью без двигателей, передних и задних мостов, колес, г одные только в вагранку, на переплав. Но делать было нечего, и вот под отк рытымнебом закипела работа. С раннего утра дотемна, безотлучно, здесь же наспех съедая нехитрый солдатский паек, работали шоферы : снимали двигатели, переставляли агрегаты, перебирали коробкипередач , заменяли рули , кузова, колеса. Через неделю первый десяток машин своим ходом вошел во дворотряда . Поиски по Москвепродолжались . Еще на одномвоенном складе нашли несколько грузовых « Ф иа ­ тов». Д велегковыемашины удалось об ­ н аружитьвразобранном виде на чер ­ даках ив подвалах особняков . Четыре мотоцикла нашли в сараях сбежавших собственников. Работа кипела. И вот ужеоколо трех десятков грузозых , санитарных илегковых машин имотоциклов выстроилось на территории отряда. П озднее командование передало нам новые стосильные «Фиаты». О трядпре ­ вратился вбоевую единицу. Не былоремонтных мастерских, и тем неменеепочти все машины всегда были на ходу. В тяжелейших условиях того времени со всей наглядностью подтвердилось непреложноеположение , что жизньмашины , ее техническое состояние зависят от шофера . По 16—18 часов работали бойцы , недоедали, н едо ­ сыпали, стремясь каждуюсвободную минуту отдать для ремонта автомобилей. Не было в то время ни наставлений, н и инструкций. Сама жизньтребо ­ вала: несмотря ни на что, м ашинадолж ­ на работать безотказно . Ночь. А втомобили вернулись, но лю ­ ди не расходятся, к опаютсяоколо них.Ф евраль 1918 года. М осквавсугро ­ бах снега. Н емногочисленные , закутанные до глаз, п рохожие . Пусто, тихо: р ед ­ к ие трамваи, случайные автомобили, к ое - г деизвозчики . Только красногвар ­ дейцы скрасными повязками на рука ­ вах, с жимающие заиндевевшие винтовк и , напоминают своей настороженностьюотом , что здесь напряженно бьется сердце резолюции. Из красногвардейского отряда, действовавшего на Украине , я приехал вМосквуи был зачислен в штаб военного округа . Командование обязало меня сформировать 1-й Московскийавтомо ­ бильный отряд. Сформировать срочно . М олодая республика в опасности, о кру ­ ж ена врагами, бои идут на всех фронтах. В городе нечем вывозить раненых сподходящих санитарных поездов, у чре ­ ж дения — без топлива, срываются воен ­ ные мероприятия , Весть оформировании отряда приве ­ ла первых добровольцев , д емобилизо ­ ванных военных шоферов Бацулина, Д убога , Котельникова. На пятый деньвот ­ ряде было уже пятьдесят человек. И вот первое собрание. Кто, почему идет в отряд, как думает работать? Запомнилось выступление Бацулина. — Вот я, — сказал он , — до войны пятнадцать лет да, почитай, войну всю баранку прокрутил . А нгляжу я, к ругомнарод подымается. Значит, и я пользу принести могу . А насчет того , что начальник нам, значит, и нформацию дал, что с машинами плохо, ремонтных мас ­ терских нет , — т ак это ничего. Были брукии голова на плечах. Все добытьможно ! И еще одно хочу сказать — насчет пьянства. Возить будемснаряжение , с набжениеи разные грузы , а в основн ом , видать, раненых и больных бойцов . Нетрезвому-то что? Л юдей побьет, себя убьет, да и машину на свалку пустит. Так я считаю: сивухи и нюхнуть не смей ! Капиталистов расстукаем, с войной пок ончим , тогда другое дело. А пока, до победы над гидрой , думай о фронте, чтоб сердце кипело ! Вот как порешим : кто в первый раз нетрезвым замечен — с машиныдолой , а во второй раз — из отряда вон. Так началась история отряда. Вскоре нашлось нам помещение : д ом № 41 по 1-й Брестской улице. Д ом неказистый, зато дворхорош , большой, с сараями. Правда, л юдям разместиться— Почему не отдыхаете? — опрашиваю Дубова.— Эх, товарищ командир ! Не доот ­ дыха теперь. А исправная машина сейчас, что винтовка на фронте. Брата у меня казаки кончили, большевика, Всегда выдержанный отличный шо ­ фер старик Котельников гневно кри ­ чит: —- Я раненых возил сегодня . Сил нет смотреть. Ведь люди за счастье, за правду, не за жирныйкусок кроаь льют. И каждыйжил , как на фронте. А труд ­ ностей все прибавлялось. Двигатели и основные агрегаты требовали ремонта , а производить его было нечем . Д ля расточки цилиндров, шлифовки коленчатых валов идругих сложных работ не было никакого специального оборудования. Выручали опять-таки сами шоферы . Где-то на стор онеони ремонтировали все это, и чер езнесколько дней машина снова бы ­ ла на ходу. И тем не менеемы никогда не знали, с/ложем ли работать на след ующий день. Все упиралось вгорю ­ чее. В середине 1918 года бензин выдавался поособому списку, в ограниченной норме. Автомобильный отряд выполнял первостепенные задания, был на специальном учете, и все жевскоре снабжение бензином прекратилось — запасы шли только на фронт. Появился газолин, п отом бензол, с короис этим начались перебои . О трядперешел на керосин . З имойхолодные двигатели на нем не запускались, и по возвращении вотряд приходилось, не выключая, д ер ­ жать их вгорячем состоянии. Износ ма ­ шин увеличился внесколько раз. Теперь ужевремени для сна не оставалось со ­ всем. Так мы дотянули до лета 1919 го ­ да. К этому времени большинство авт омобилейвМосквеужене работало. П одошелмомент , к огдаи наш автомо ­ бильный отряд остался без горючгпоь Ивдруг телефонный звонок из штаба округа. — Д вагрузовика —• за спиртом - с ыр ­ ц омк опирто-водочному заводу!4 Шоферы не поверили. Что? Спирт? Да на рынке пол-литра дрянной самогонки тысячи рублей стоит. А тут спирт жечь тоннами. Но вот машины вернулись, и громадные бочки стоят на дворе. Все столпились вокруг. — Разрешите оказать, — обратился ко мне шофер, бывший моряк-балтиец Голубев. — Товарищи просят проверить качество нового горючего. — Ну, проверьте, — разрешил я, не догадываясь в чем дело. Голубев повернулся к кладовщику, вынул из кармана кружку: — А ну, налей. Снял фуражку, вылиЛ1 — Ух... Машины будут работать бесперебойно, товарищ командир! Все расхохотались. Машины действительно работали безотказно. .Но ни один человек не нарушил установленного с первого дня жесткого парадка: спирт только для машин! Между тем положение с транспортом все ухудшалось. Трамваи почти не ходили: не хватало топлива для тяговых подстанций. Лошади падали от голода, и жители растаскивали их по кускам: конина была лакомством. Разруха, голод и холод. Но на всех франтах отбивалась, громила врагов, закалялась и крепла Красная Армия. Вместе с ней рос наш автомобильный отряд. Прошлогодних добровольцев нельзя было узнать: весь состав подтянулся, как-то приоделся, приобрел воинский вид. Люди сработались, освоили 1овои «гробы». Заботливые руки шоферов делали, казалось, невозможное: истекли вое сроки амортизации, но машины с утра до поздней ночи сновали по Москве. Летом 1919 года отряд отмечал годовщину своей работы. В этот день на омотр к нам приехали представители из Плавного санитарного управления республики и Московского военного округа. На следующий день читаем приказ: «Командование нашло отряд в блестящем виде. Все машины в отличном состоянии, вполне исправны. Команда выглядит бодро, отлично одета. Нужды эвакуации в Москве удовлетворяются почти исключительно работой отряда, что облегчает работу фронта. Тем самым работа отряда стоит в непосредственной связи с учреждениями фронта». В приказе объявлялась благодарность всему личному составу отряда, «так необходимого в теперешних, особо тяжелых условиях положения транспорта в городе Москве». Приказ необычайно поднял настроение шоферов. Мы работали на победу, мы знали это, и нам казалось, что враг далеко, что он «а франте. Но он был и среди нас. Нам не хватало запасньге частей, инструментов, материалов. Надо было доставать их, и я пошел в Главное автомобильное управление. В сутолоке втиснулся в кабинет начальника управления и остановился пораженный. За большим столом оидел человек, мне хорошо знакомый. Сразу вспомнился Петроград конца 1914 года, база формирования автомобильных частей царской армии. Командовал ею генерал Секретёв, его помощником был полковник Трестер. А сейчас этот полковник сидел за столом начальника Главного автомобильного управления. Как же так? Впрочем, ведь в Красной Армии было немало спецов из «бывших». Подошел, представился: — Где вы служили? — .опросил Трестер приглядываясь. . — Первая авторота в Петрограде, затем — фронт. — Хороша. Мой воспитанник, так сказать. Прервал нас вошедший сотрудник: — Василий Васильевич, Петроград на проводе. Трестер взял трубку, послушал и закричал: — Мною приняты все меры. Бензин у Бологого, через несколько часов будет в Петрограде. Бронемашины без горючего не оставлю. Пока он говорил по телефону, я, не отрываясь, смотрел на вошедшего. Во внешне ничем не приметном сотруднике, с застывшими за стеклами пенсне глазами, мне показалось, я узнал прежнего гвардейского вьюокомерного полковника, грозу солдат царской армии, избивавшего их за малейшую прав;инность. Трестер положил трубку, посмотрел на сотрудника и безразлично сказал: — Петроград в панике. Третий день нет бензина для бронемашин и фронтовых частей. Сотрудник безмолвно вышел. «Почему эти люди здесь?» — .неотвязно стояло в голове, когда я уходил. Назавтра был снова у Треотера. И вновь вчерашние сомнения боролись с^''Ш ? й^тем, что много бывших генералов и офицеров работает теперь с большевиками под наблюдением комиссаров. Передал заявки Трестеру. Опять вошел вчерашний сотрудник: Трестера снова вызывал Петроград. И опять он с горячностью кричал в трубку, что цистерны с горючим для Петрограда вчера прошли Бологое, что он срочно продвинет их к Петрограду и обеспечит фронт гарючим. Положил трубку, бросил холодно сотруднику: — Петроград без горючего. «Где же тревога за бензин для Петрограда? Почему он не отдает никому никаких приказаний? Почему они безразличны к крикам из Петрограда?». Схватив подписанные заявки, я выскочил из кабинета Заехав назавтра за нарядами и не получив ничего, кроме шплинтов и болтов, возмущенный бросился як Трестеру. Он был озабочен и неразговорчив. Мы все были Озабочены. Деникин стремительно наступал с юга. Над молодой республикой нависла 'смертельная опасность. Трестер бросил на ходу: — Подождите, скоро будет лучше... Кому лучше? И что же это за сотрудник в пенсне? Неужали тот самый гвардеец? Со авоими сомнениями и тревогой поехал як Сумину, комиссару округа. Через три дня мы узнали, что Трестер и irpynna его помощников, бывших офицеров из Главного автомобильного управления, была разоблачена Чрезвычайной комиссией и расстрел ян ai В памяти возникли его слова: «Подождите, скоро будет лучше». С тыла взрывал он революцию и подсчитывал ее последние часы. Но революция победоносно шла вперед и безжалостно сметала всех, кто становился ей на пути. На фронте было тревожно. Деникин подходил к Орлу, рвался к Туле, в его обозе плелся белый конь, приготовленный для въезда в Москву. Набатом прозвучал клич Ленина: «Все на борьбу с Деникиным!» Партия объявила всеобщую мобилизацию коммунистов и комсомольцев, членов профсоюза, рабочих и крестьян. Из Москвы день и ночь шли на фронт отряды. Я получил приказ сдать наш Московский автомобильный отряд, срочно сформировать новый и выехать с ним под Тулу. Молча разошлись красноармейцы, выслушав приказ. А наутро группами и по одному сгали приходить ко мне. «На франт!» — таково было общее решение. —i Почему на фронт, товарищ Свиридов? Пожилой вы и семейный, да ив отряде полезный... — Если сейчас не поможем, жизни потом не будет. Сами видите, весь народ поднялся. Бацулин и Котельников идут за убитых сыновей, Дубов — за расстрелянного брата. У каждого свой счет. На собрании одумались: а как же Москва? И Москва сейчас, как фронт. Постановили: дать новому отряду костяк без особого ущерба для московского. Так и сделали. Снарядили и проводили его туда, на юг, где готовился смертоносный удар по Деникину. Литературная запись Ю. КОТЛЕРА2. «За рулем» № 2