АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ В СЕМИЛЕТИИ 1959-1965 ГГ.езисы доклада товарища Н. С. Х ру ­ щева на XXI съезде КПСС открыва ­ ют перед советскими людьми величественные перспективыкоммунистиче ­ с кого строительства в нашей стране. К онтрольныецифры развития народн ого хозяйства СССР на 1959—1965 годы , получившие всенародное одобрение, п редусматривают дальнейший мощный подъем всех отраслей экономики на ба ­ зе преимущественного роста тяжелойин ­ дустрии, усиление экономическогопо ­ тенциала страны и на этой оснозе осуществление нового значительного повы ­ шения жизненногоуровня народа. П одъемнародного хозяйства требует дальнейшего развития транспорта. И з ­ вестно, что все многообразиехозяй ­ ственных связей в стране отражается на работе транспорта. Не случайно поэтому семилетний план намечает коренное техническое перевооружениеивсесторон ­ ний рост транспорта. П ри . э том наиболее быстро будут развиваться относительно новые его виды — автомобильный, в оз ­ душный и особенно трубопроводный. О бопережающих темпах развития авт омобильного транспорта по сравнению сростом транспорта нашей страны вце ­ л ом свидетельствуют следующие данные. За семилетие перевозкагрузов всеми видами транспорта увеличится в 1,74 ра ­ за, а грузооборот —' в 1,62 раза, тогда как автомобильным транспортом—^соответственно в 1,81 и 1,9 раза. К роме того, перевозки пассажиров автобусами возрастут болеечемвтри раза. Чтобы успешно решить эти большие за ­ дачи, н еобходимо упорядочить и значительно улучшить организацию транспортн ого процесса, мобилизовать внутренние резервы , а также оснастить автохозяйства современнымиперевозочными средствами, имея в виду главное — н е ­ п рерывноеповышение производительности труда. В 1959—1965 годах значительно расширится отечественное машиностроение . С учетом последних достижений науки и техники будут разработаны новые кон ­ струкции машин — в ысокопроизводи ­ тельных иэкономичных . Э тов полной мере относится ик автомобильной про ­ мышленности, являющейся материальной базой развития автотранспорта. В ближ айшиегоды она должна создать новые типы имодели автомобилей, наиболее удовлетворяющиетребованиям народного хозяйства посвоимтехнико - э коно ­ м ическим качествам. Д ля обеспечения перевозок самых разнообразныхгрузов , а также передвижения населения изменятся грузоподъемность и вместительность, ф орма кузова, д инамические качества автомобилей. Э то даст возможность снизить эксплуатационные затраты на единицу работы икилометрпробега . Все выпускаемыев настоящее время автомобили намечено заменить новыми, более совершенными . О сновными типами легковых автомобилей будут: м икролитражный четырехместный с двигателем мощностью20 — 25 л. е., р азвивающий максимальную скорость 80 км/час; м алолитражный че-ТА. ТАРАНОВ Госплан РСФСР тырехместный с двигателем мощностью 45—50 л, с , и меющий максимальную скорость 110—120 км/час; среднелитр ажный пятиместный с двигателем мощ ­ ностью 75—90 л. с , рассчитанный на мак ­ симальную скорость 130—140 км/час; б ольшого литража семиместный, о бору ­ дованный двигателем мощностью 180 — 200 л. с. и имеющий максимальную УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ГОРОДСКИХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА В ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ.№АВТОБУС-г: З8я TPAMBAH=dJSLSТРОЛЛЕЙБУС 13,5Щ62лскорость 160 км/час; высшего класса семиместный с двигателем мощностью 220—250 л. с , р азвивающий максимальн ую скорость 170 км/час. Расширяется и типаж автобусов. Д ляперевозки пассажиров в сельской местности и для пригородногосообще ­ ния предусматриваются автобусы: с 8 — 10 местами для сидения, рассчитанный на скорость 90 км/час ис 20 местами , р азвивающий скорость 70 км/час. В городах, а такжевпригородахбу ­ дут курсировать автобусы среднейвме ­ стительности. О дин из вариантов рассчитан на 40—42 пассажиров и имеет скорость 80 км/час, д ругой — на 50—60 и третий на 60—70 пассажиров (скорость обоих 70 км/час). П еревозки пассажиров в больших го ­ родах будут осуществлять автобусы вместимостью 110-—120 пассажиров, р азви ­ в ающие скорость 70 км/час. Для междугородного сообщения предназначается автобус на 32 места для си ­ дения, р азвивающиймаксимальнуюско ­ рость движения 95 км/час. В предстоящем семилетии резко увеличится производствогрузовых автомобилей, главным образом за счет выпуска автомобилей малой иособенно большой грузоподъемности . Так, автомобили будут выпускаться грузоподъем ­ ностью 0,25; 0,8; 1,5; 2,5; 4,0; 7,5; 12—14; 25 и 40 тонн. П риэтом значительную часть автомобилей предполагается изго ­ товлять скрытымиисамоопрокидываю ­ щимися кузовами. Автомобили грузоп одъемностью до 7,5 тбудут выпускаться внесколькихмодификацияхсразлич ­ ной формойкузова . Д ляперевозки больших масс груза из карьеров предназначаются 12-, 25- и 40тонные самосвалы. А втомобилидо 2,5 т включительно оборудуютсякарбюраторными двигателями; от 2,5 до4т — к арбюраторнымии дизелями и свыше 7,5 т — т олькоди ­ зелями. Максимальная скоростьдвиже ­ ния всех автомобилей грузоподъемностью до 12 т будет не менее 90—80 км/час, 12-тонного — 65 км/час и25 — 40-тонного самосвала — 30 км/час. На шасси грузовых автомобилей пред ­ у смотрено изготовление тягачей главным образом седельного типа. Д ля них наме ­ чен выпуск полуприцеповгрузоподъем ­ ностью 4, 7, 12 и 20 типрицеповгрузо ­ п одъемностью 0,5; 1,0; 1,5; 2,0; 3,0; 4,0; 6,0; 10,0 т. Тяжелые неделимые грузы будут транспортироваться в специальных полуприцепах грузоподъемностью 20, 40 и 60 т. О бщий выпуск автомобилей должен достичь в 1965 году 750—856 тыс. штук, тогда какв 1958 году их было построе ­ но около 500 тыс. штук. Таким образом , с овременный уровень производства будет превзойденв 1,5—1,7 раза. Д ляуспешного выполнения задач, намеченных семилетним планом, очень важно добиться резкого увеличения эксплуатационной скорости движения грузовых автомобилей искоростисооб ­ щения пассажирских автомобилей приодновременномсокращении материальных затрат на единицутранспортнойра ­ боты. О дной из причин , м ешающих дальнейш ему росту производительности труда на автомобильном транспорте, является все еще большая рассредоточенность автомобилей по многимпредприятиямИорганизациям . Это не позволяет органи ­ зовать транспортный процесс на уровне современных требований, вызывает не ­ п омерно большие простои автомобилей под погрузкой - в ыгрузкой . Теперь, к огда проведена перестройка управления про ­ мышленностью иобразованысовнархо ­ з ы , р асширены права союзныхреспуб ­ лик в хозяйственном икультурномстро ­ ительстве, в результате чего устранены ведомственные барьеры , — созданы условия для коренного улучшения работы автомобильного транспорта. Учитывая, что за последние годы автотранспорт общего пользования значительно вырос ив настоящее времяиме ­ ет разветвленную сеть автохозяйств в ИЗМЕНЕНИЕ УДЕЛЬНОГО ВЕСА ВИДОВ ТРАНСПОРТА ПО КОЛИЧЕСТВУ ПЕРЕВЕЗЕННЫХ ПАССАЖИРОВ И ТРАНСПОРТНОЙ РАБОТЕ. областных и районных центрах, на него должны быть возложены перевозки грузов для всех предприятий и организаций, расположенных в районе деятельности автотранспортного предприятия. На этой базе можно упразднить мелкие нерентабельные автохозяйства и тем самым значительно повысить производительность автомобилей и снизить стоимость транспортировки грузов. При этом формы и методы работы автотранспортных предприятий общего пользования должны быть изменены в соответствии с новыми задачами. Настало время, когда автохозяйства общего пользования должны осуществлять перевозки всех грузов для всех предприятий и организаций, расположенных в микрорайоне деятельности автохозяйств. Поэтому система взаимоотношений с грузовладельцами должна строиться не только на системе тарифных плат за тонно-километр. Должна также применяться почасовая оплата за пользование автомобилем. При такой системе отдельным предприятиям и учреждениям не будет надобности иметь «свой» автомобиль, который, как правило, используется непроизводительно. Помимо перевозки грузов, автотранспортные организации общего пользования примут меры для значительного увеличения перевозок пассажиров как в городе, так и между городами. Вместе с тем предстоит провести большую работу по созданию укрупненных хозрасчетных автохозяйств в совнархозах. Они должны будут обслуживать все предприятия и организации экономических районов. На этой основе и будут ликвидированы мелкие неэкономичные автохозяйства заводов, фабрик и строек. Применяя единые тарифы, такая автотранспортная организация сможет обеспечить централизованные перевозки массовых грузов, а также предоставлять мелким предприятиям из расчета почасовой оплаты грузовые автомобили для транспортировки небольших партий грузов. Подобный опыт уже имеется. Функционируют автотресты в Орловском, Тамбовском, Ленинградском, Свердловском, Горьковском, Куйбышевском, Сталинградском, Ярославском, Мордовском, Иркутском и Красноярском совнархозах. В Челябинском, Свердловском, СезероОсетинском, Иркутском и Кемеровском советах народного хозяйства созданы автотранспортные управления. Практика ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ (МЛН. ПАСС).работы этих организаций подтверждает целесообразность такого развития автотранспорта экономических районов. Благодаря этому создаются условия для более ритмичного и дешевого транспортного обслуживания предприятий и строек. Итак, упорядочение использования автомобилей должно проводиться по двум направлениям. С одной стороны, .нужно укрупнять и переводить на хозяйственный расчет автохозяйства "совнархозов, с другой — объединять автомобили всех других организаций и ведомств в автохозяйствах общего пользования. Во избежание параллелизма в работе желательно территориально разграничить сферу их деятельности. В пунктах, где имеется мощная автотранспортная организация общего пользования, целесообразно возложить на нее транспортное обслуживание всех предприятий без исключения и не создавать укрупненного хозрасчетного автохозяйства совнархоза и наоборот. Так, например, в Таганроге предполагается организовать общегородской автотрест общего пользования, который будет перевозить грузы для всех предприятий и строек и на этой основе упразднить мелкие ведомственные автохозяйства. То же самое намечено сделать в Ярославле и Рыбинске. А вот другой пример. Автохозяйство общего пользования, занятое на вывозке руды из Михайловского рудника Курской магнитной аномалии, передано совнархозу. Следовательно, при перестройке работы автотранспортных организаций должна превалировать не форма, а содержание. Главное —• обеспечить высокую производительность автомобилей и низкую себестоимость перевозок, улучшать транспортное обслуживание народного хозяйства. Резко возрастают в семилетии прогрессивные формы перевозок массовых грузов — централизованные перевозки. В дальнейшем при создании укрупненных территориальных автохозяйств следует переходить от централизованных перевозок отдельных грузов к централизованной доставке всех грузов автомобильным транспортом на данной территории. Это потребует хорошо организованной диспетчерской службы и даст возможность значительно сократить простои автомобилей под погрузкой и выгрузкой, а также порожние пробеги автомобилей, лучше использовать их грузоподъемность. Расширяется парк грузовых таксомоторов. Новое в их использовании — организация прокатных баз для обслуживания мелких предприятий. Наряду с увеличением транспортной работы и улучшением транспортного процесса при внутригородской доставке значительно возрастут междугородные перевозки. Этому будет способствовать усиление строительства автомобильных дорог общегосударственного значения (рост в 2,8 раза по сравнению с прошлым семилетием), расширение сети дорог республиканского и местного значения, а также выпуск автомобилей и полуприцепов большой грузоподъемности. На магистральных автомобильных дорогах намечено создать и оборудовать грузовые станции, станции технического обслуживания автомобилей, а также автобусные вокзалы и павильоны. Забота о людях всегда была предметом особого внимания Коммунистической партии и Советского правительства. Не случайно поэтому в 1959—1965 годах намечается дальнейшее улучшение культурно-бытового обслуживания населения, и в частности увеличение перевозок пассажиров. По темпам увеличения перевозок пассажиров автотранспорт превзойдет все другие виды транспорта (за исключением воздушного). Он значительно расширит сферу своей деятельности и станет массовым видом транспорта не только внутри городов, но и при меж-. дугородном сообщении на расстоянии до 1000 километров. Наряду с ростом парка автобусов намного увеличится количество легковых таксомоторов. Парк их пополнится новыми комфортабельными легковыми автомобилями типа «Волга» и «Москвич». В гораздо большем числе городов, чем сейчас, будут организованы таксомоторные перевозки. Внедряются и новые формы их применения. Получит широкое распространение, например, обеспечение трудящихся легковыми такси без шофера из прокатных баз. Рост перевозок грузов и пассажиров и увеличение количества автомобилей в стране повлекут за собой развитие гаражно-технической службы и ремонтной базы автомобильного транспорта. С целью повышения технической готовности парка и сокращения трудовых затрат при ремонтных работах будет широко применяться агрегатный метод ремонта. Намечается строительство разветвленной сети авторемонтных и агрегатноремонтных предприятий как на ав^тотранспорте общего пользования, так ив совнархозах. Бурный рост автомобильного транспорта потребует поднять уровень руководства автотранспортными организациями. В связи с этим важное значение приобретает улучшение подготовки кадров водителей и других массовых профессий, а также подготовка высококвалифицированных техников и инженеров. Руководящие работники средней и высшей квалификации должны обладать прочными практическими навыками, хорошими знаниями в области эксплуатации автомобилей, уметь правильно организовать транспортный процесс, использовать и внедрять передовые методы труда, а также достижения науки и техники в практику деятельности автохозяйств. Из задач, поставленных перед автотранспортом в семилетии, вытекает необходимость значительно усилить научно-исследовательскую работу. Это с успехом может быть выполнено только путем приближения научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений к производству. Автомобильный транспорт СССР вступает в новый этап своего развития. С первых дней 1959 года работники автотранспорта начали соревнование за досрочное выполнение заданий семилетнего плана. В первых рядах соревнования идут бригады коммунистического труда, которые уже созданы во многих автохозяйствах страны. Их обязательства направлены на то, чтобы увеличить производительность каждого автомобиля, снизить себестоимость перевозок, поднять технический уровень и культуру труда. Во главе этого соревнования идут шоферы —• представители основной ведущей профессии на автомобильном транспорте.24773,08261.0УМW54