29
30
Г. СОЛОВЬЕВ, судья всесоюзной категории этих строк было доверено супервые Всесоюзные ралли 1957 года, а в 1958 году возглавить судейскую коллегию республиканских и всесоюзных соревнований спартакиады комсомольцев и молодежи по этому виду автомобильного спорта. В процессе состязаний спортсмены, судьи и организаторы приобрели значительный опыт. Думается, что будет полезно сравнить проведенные за последние два года ралли и рассмотреть некоторые вопросы, связанные с их организацией и проведением. Новостью, по сравнению с прошлым годом, является введение общего зачета для шоферов-профессионалов и любителей. Теперь отборочным признаком для участия в соревнованиях большого масштаба становится спортивный разряд. Получить его можно в однодневных ралли и состязаниях на мастерство фигурного вождения автомобилей. До сих пор ралли проводились в СССР по заранее объявленным маршрутам. Это позволяло некоторым спортсменам провести на них предварительные тренировки, что ставило участников в неравные условия. Необходимо изыскивать трассы ралли в районах с разветвленной сетью местных дорог, имеющих твердое покрытие, или улучшенных грунтовых дорог, и обязывать участников ориентироваться в выборе направлений к пунктам KB и КП по географическим, дорожным или туристским картам. Таким образом возрастет значение штурманской подготовки участников ралли и еще больше повысится прикладное знаг чение соревнований. Пора уже отказаться от «традиции» проводить ралли только в летнее время. Соревнования на регулярность движения при разумном скоростном режиме могут проводиться при любом состоянии поверхности дорожного покрытия, в любых метеорологических условиях (конечно,.не по грунтовым дорогам) и даже зимой, на дорогах с регулярным автомобильным сообщением, Видоизменились и дополнительные соревнования для распределения мест при отсутствии или равенстве штрафных очков. Если в первых Всесоюзных ралли состязались дополнительно только на мастерство фигурного вождения, то в финальных ралли спартакиады дополнительными явились также и скоростные соревнования. Нужно было преодолеть трехкилометровый серпантинный подъем, участвовать в соревнованиях по фигурА втору дитьному вождению по оригинальной программе из 10 упражнений.Только одно из них — «восьмерка» — не входит в классический комплекс. Размеры габаритных фигур в ралли спартакиады были едиными для автомобилей всех моделей. «Боксов» было два: один для автомобилей «Москвич» и «Победа», другой для автомобилей других моделей. Соревнования проводились на основе гандикапа. Норму времени, установленную для автомобилей «Победа», принимали за единицу, а для других моделей исчисляли нормативный коэффициент. При этом учитывали динамические качества автомобиля и его габаритную ширину. Интересным было применение только одной нитки «колейного моста» и комбинация упражнения «перевозка эстафеты» с движением по колее. Последнее заключается в следующем: соревнующийся, взяв эстафетную палочку и держа ее в вытянутой в сторону левой руке, должен провести левые колеса автомобиля по колее, управляя автомобилем правой рукой. С этим упражнением участники справлялись легко. Но зато трудно выполнимым оказался проезд по другой колее правыми колесами, несмотря на то, что обе руки были свободными. В отличие от первых Всесоюзных ралли участникам спартакиады разрешалось не только останавливаться перед фигурами, но даже выходить из автомобиля для проверки положения колес и как угодно маневрировать. Впервые применялись «отбойные» флаги, до которых должны доезжать спортсмены перед изменением направления движения. Поскольку скорости, устанавливаемые для автомобилей разных -моделей, различны, продолжительность нахождения участников в пути также неодинакова. Разница во времени по соревнованию в целом достигает 8—10 часов. Во Всесоюзных ралли 1957—1958 годов вводились так называемые «уравнительные кольца». Они позволяли сократить разницу до 2—3 часов. Однако дополнительные пункты контроля времени (KB), неизбежные при «уравнительных кольцах», увеличивали шансы участников на получение штрафных очков, вследствие чего соревнующиеся на автомобилях разных моделей оказывались в неравных условиях. В ралли спартакиады 1958 года «уравнительные кольца» не г рименялись. Для того чтобы участники равномерно при29бывали на место дополнительного скоростного соревнования, приходилось устраивать большие перерывы (I—1,5 часа) между стартами автомобилей разных моделей. Такие перерывы неинтересны для зрителей. Вероятно, для быстроходных автомобилей в дальнейшем придется снова ввести «уравнительные кольца». А чтобы уравновесить шансы участников, надо вводить дополнительные пункты KB для других автомобилей. Возможно и другое, комбинированное решение: установить не очень длительные перерывы между стартами автомобилей различных скоростных групп (2030 мин.), а затем, по мере отрыва на дистанции от автомобилей, идущих в режиме пониженных скоростей, задерживать автомобили быстроходных групп на одном или двух пунктах KB, где для этой цели организовать упрощенные «закрытые парки». Лучше всего было бы, разумеется, отказаться от множественности скоростных режимов в основных дорожных соревнованиях, которая продиктована стремлением привлечь наибольшее количества разнообразных моделей автомобилей. Вполне достаточно установить только 2 скоростных режима — один для автомобилей «Москвич» моделей 402, 407 и «Победа», другой — для автомобилей «Волга» всех модификаций. Не следует, однако, ударяться в другую крайностьустанавливать единый скоростной режим для автомобилей всех марок и моделей, как это имеет место в некоторых зарубежных ралли (например, «Ралли тысячи озер» в Финляндии). В первых Всесоюзных ралли были только открытые пункты КВ. В первенстве СССР 1958 года, кроме того, установили секретные пункты: как обозначенные, на которых участники должны были отмечать маршрутные карты, так и не обозначенные («совершенно секретные»), где судьи фиксировали время прохождения дистанции только в протоколе. Этим повышалась равномерность движения участников на дистанции. Распознание любого секретного пункта KB и работа судей на «совершенно секретных» пунктах KB затруднены; поэтому в проведенных до сих пор ралли секретные KB ночью не организовывались. Однако участники, опасаясь штрафных очков, все трое суток проводили без сна. Чтобы избавить участников от переутомления, не оправдываемого спортивной необходимостью, в ралли спартакиады 1958 года спортсмены были предупреждены, что 'Секретные пункты установлены лишь для светлого времени суток. Для того чтобы обеспечить некоторую среднюю скорость, спортсменам приходится в одних местах ехать быстрее, чем в других. Обычно средняя скорость в городах и населенных пунктах ограничивается 30—40 км/час. На дорогах же спортсменам приходится развивать скорость 70, 90 и даже 110 км/час. Это небезопасно ик тому же . отрицательно влияет на автомобиль. Раньше практиковалось увеличение нормы времени на этапах, где встречаются большие города. Однако такой метод не уменьшал трудностей, стоявших перед участниками ралли. Если, например, на этапе протяженностью 150 км при -заданной средней скорости движения 75 км/час прибавить к расчетной норме времени 10 минут для проезда, города, то новая средняя скорость оста-* нется все- же высокой для проезда населенных пунктов (68 км час). Чтобы на коротком расстоянии войти в график. имея и виду вероятность секретного пункта КВ. спортсмену необходимо развивать высокую скорость. Но и она не всегда может обеспечить своевременное прибытие на секретный пункт КВ. На ралли спартакиады было впервые введено новое понятие - нейтрализация графика. Участники знали, что па прохождение городов время прибавлено. Путем несложных расчетов они определяли неличину времени и строили график движения, исходя из средней установленной скорости. Таким образом, обеспечивались соблюдение безопасной скорости в городах и возможность равномерного движения с заданной средней скоростью на дорогах. Секретариаты судейских коллегий всех ралли для проверки того, как соблюдают спортсмены расписание движения, пользовались методом, заимствованным из зарубежных источников и, вероятно. рассчитанным на автоматическую пли -.хотя бы механическую обработку документов. Критический анализ этого метода показал, что проверка соблюдения расписания движения можег быть значительно облегчена и ускорена. В ралли спартакиады разработан и успешно применен простой метод сопоставления относительных чисел вместо сложных пересчетов абсолютного астрономического времени. По экспериментальной форме протокола в процессе подготовки вписывалось только основное расчетное астрономическое время прибытия на пунктыKB, а при обработке — фактическое время прибытия на пункт. В следующую графу протокола проставлялся результат, т. е. количество минут опоздания (число со знаком «плюс») или опережения (число со знаком «минус») против основного расчетного времени. Надобность в вычислении нового расписания отпала, так как из сопоставлении результатов по двум смежным пунктам KB видно, как изменился характер движения экипажа — увеличилось опоздание. осталось без изменения, уменьшилось или полностью, ликвидировано. Соответственно этому, опять-таки со значительным облегчением, так как приходится оперировать однозначными (в редких случаях двузначными) числами, определяются и записываются в последнюю графу штрафные очки за несоблюдение графика. Применение дополнительных отметок-«сигналов», например постановка «крестиков», когда не должна применяться льгота, повышало наглядность формы и еще более облегчало обработку материала. Проверка протокола, составленного по экспериментальному методу, производилась очень быстро, почти механически, а наглядность формы давала возможность просто выявлять ошибки (кстати, их было сделано очень мало) и устранять без выполнения сложных расчетов. Новый метод должен получить повсеместное применение и дальнейшее усовершенствование. Во всех ралли слабым местом была служба времени: судьи на пунктах KB фиксировали время по обычным часам.Между тем проблема точной фиксации времени имеет большое значение. Если не удастся решить ее в недалеком будущем. применив более совершенные приборы, то потребуется, на наш взгляд. увеличить норму льготного времени с3 до 5 минут на основных пунктах KB ис5 до 8 минут на секретных пунктах. Несколько слов о подготовке участников к соревнованиям. Наблюдения за действиями спортсменов убеждают в том, что многие из них плохо изучают положение о соревнованиях, не имеют предварительной теоретической подготовки и недостаточно тренированы в составлении расписаний движения. Го же можно сказать о тактике прохождения пунктов КВ. Вместо того чтоб!,! получить отметку времени с опережением в 1—2 льготные .минуты, что не влечет за собой пенализацни и не ухудшает положения на следующем этапе, большинство спортсменов выжидает наступления расчетной минуты. Нередко участники останавливают автомобиль перед желтым флагом финишного пункта КВ. хотя известно, что его можно проходить с любым опережением против основного расписания. Автомобилистам-спортсменам, спортивным судьям и организаторам соревнований необходимо детально изучать отечественные и зарубежные материалы по ралли, обобщать накапливаемый опыт и решительно внедрять в практику организации и судейства ралли все то новое, что повышает спортивный интерес к этим соревнованиям и улучшает их проведение.АЛЕКСАНДР ВАСИН И ВИЗМА ЛАПИНЯ — ЛУЧШИЕ МОТОСПОРТСМЕНЫ ПРОШЕДШЕГО СЕЗОНА ОНИ ЗАВОЕВАЛИ ЕЖЕГОДНЫЙ ПРИЗ ЖУРНАЛА «ЗА РУЛЕМ»В № 4 нашего журнала за 1958 год сообщалось, что редколлегия учредила специальный приз журнала «За рулемч, присуждаемый ежегодно тому спортсмену-мотоциклисту, который покажет наилучшие спортивные результаты в важнейших состязаниях года. В 1958 году в число таких зачетных состязаний входили: шоссейно-кольцевая гонка на первенство СССР (Ленинград, Таллин), финальный мотокросс спартакиады комсомольцев и молодежи (Куйбышев), мотоциклетный кросс на первенство СССР [Ереван) и международный мотоциклетный кросс в Тбилиси. Зачет проводился на основании официальных итогов соревнований по очковой системе (8—6—4—3—2—1 за первые шесть мест). Редакционная коллегия журнале «За рулем», рассмотрев официальные итоги соревнований 1958 года, признала необходимым присудить два приза за наилучшие спортивные достижения: мастеру спорта Визме ЛАПИНЯ (Рига), победительнице финального мотокросса спартакиады комсомольцев и молодежи, чемпионке СССР по мотоциклетному кроссу, набравшей в двух зачетных соревнованиях 16 очков; мастеру спорта Александру ВАСИНУ (Ленинград), завоевавшему звание чемпиона СССР по шоссейно-кольцевой гонке в классе мотоциклов до 125 см^ и звание чемпиона СССР по мотоциклетному кроссу в классе мотоциклоз до 125 см" и также набравшему в двух зачетных соревнованиях 16 очков.Редакционная коллегия горячо поздравляет обоих спортсменов с наградой и желает им дальнейших успехов в овладении высоким спортивным мастерством.НА СТАРТЕ—СИЛЬНЕЙШИЕ ГОНЩИКИ УКРАИНЫ Во Львове состоялся мотокросс, посвященный XXI съезду КПСС. Редакция связалась по телефону с заместителем главного судьи соревнований Ш. Гахокидзе, который рассказал об этом интересном состязании. Для участия в мотокроссе съехались 18 мастеров спорта и 20 перворазрядников. В их числе на старт вышли также 12 женщин-спортсменок из различных областей республики. Состязания проходили в районе парка «Погулянка» и, несмотря на неблагоприятную погоду, привлекли тысячи горожан. Значительная часть трассы хорошо просматривалась с окружающих высот. Трасса была подобрана применительно к требованиям проведения международных кроссов и изобиловала песчаными участками, подъемами и спусками, правыми и левыми поворотами. Первой среди женщин успешно закончила все три заезда мастер спорта О. Киндрик (Львов), вновь подтвердившая свое звание сильнейшей кроссистки Украины. В классе мотоциклов до 125 см? у мужчин лучше всех прошел дистанцию перворазрядник Пирогов (Одесса). Мастеру спорта А. Бычихииу (Харьков) в напряженной спортивной борьбе удалось опередить всех других участников. выступивших па машинах класса до 350 см-'i.' Высокое мастерство продемонстрировал неоднократный чемпион Украины и призер первенства СССР - мастер спорта 11. НовохатскиП (Харьков). Он добился заслуженной побели па мотоцикле класса 750 см*.30