гонщики страны, давно уже готовившиеся к этой встрече.«ВЕРНЫЙ» МОТОР И... ЗАКОНЫ АЭРОДИНАМИКИ Как же развивались события на трассе? Первыми заняли косые стартовые отсеки шоссе гонщики, выступавшие на спортивных автомобилях с рабочим объемом ' цилиндров двигателей до 3 1600 см (группа Г). В этой группе собралась «теплая компания» неоднократных чемпионов страны разных лет — Ю. Чвиров, В. Орлов, Е. Веретов, А. Терехин, хорошо изучивших «повадки» друг друга и поэтому сразу же , без разведки, бросившихся «в бой». Впрочем, по данным контрольных . заездое, главную опасность для них составлял армейский спортсмен Карл Галыгин, показавший лучшее время при контрольных заездах. А ему-то на старте как раз не повезло,— не сумев сразу завести двигатель, он потерял много драгоценных секунд. Первые 'пять кругов уверенно лидирует Юрий Чвиров, преследуемый Евгением Веретовым и досаафовцем Виктор ом Галкиным. Завидно хорошо работает двигатель на машине Чвирова — как пчела! — На такой машине можно и на двадцатичетырехчасовых гонках в Ле-Мане идти, — говорит кто-то из судей на старте-финише. Между тем Галыгин, плохо взявший старт, стал решительно исправлять свое турнирное положение. Одного за другим обходит он своих соперников и вскоре настигает самого лидера. Чвиров не хочет уступать первенство без боя, но на стороне Галыгина, к роме упорства и мастерства, еще и... аэродинамика. Хорошо обтекаемый, ладный кузов его машины дает тем большие преимущества перед стандартным кузовом автомобиля Чвировау чем больше скорость. И московский мастер вынужден уступить. Вскоре значительно усиливают темп гонки Евгений Веретов и Николай Апполонов. Вот уже Веретов сравнялся с Чвировым и идет с ним в борьбе. За 2.10 проходит свой лучший круги Н. А п ­ полонов. Вскоре Ю. Чвиров сходит с трассы (из-за поломки ступицы колеса), а Веретов упрочивает свое положение «вице-лидера». Победитель гонки Карл Галыгин прошел лучший круг за 2.09. Однако не ему досталось дополнительное очко за максимальную скорость на трассе. Такую скорость показал спортсмен-досаафовец из Мытищинского автомотоклуба, перворазрядник Виктор Галкин, прошедший лучший круг за 2.08. Неплохой показатель для дебюта на машине, построенной своими руками, в условиях плохо оборудованной мастерской районного клуба! И хотя В. Галкин был на финише пятым, его результат обнадеживает. Высокое спортивное мастерство и присутствие духа продемонстрировал в этой гонке замечательный советский спортсмен, трехкратный чемпион страны Александр Терехин. Его машина потерпела аварию (вследствие недисциплинированности одного из зрителей пришлось резко затормозить), перевернулась, но гонщик продолжал соревнование. В сильно помятом кузове, придерживая оторвавшуюся дверцу рукой,ПЕРВЫЙ ЭТАП РОЗЫГРЫША ПЕРВЕНСТВА СССР ПО ШОССЕЙНО-КОЛЬЦЕВОЙ ГОНКЕнынешнем году первенство СССР по шоссейно-кольцевой автомобильной гонке впервые разыгрывается в два этапа, на двух разных трассах — «Невском кольце» в Ленинграде, длиной 3,3 кми Косе-Кальмисту-Иру в Таллине. Это полезное нововведение, приближающее нас к переходу на принцип чемпионата при розыгрыше первенства страны, будет, несомненно, с радостью встречено многочисленными любителями автомобильного спорта. Еще более отрадно, что оба этапа ро ­ зыгрыша первенства задуманы, как Большие призы названных городов и поэтому сохраняют свое самостоятельное значение.ВНА НЕВСКОЙТРАССЕСобственно, гонки на Большой приз Ленинграда являются нововведением не в полном смысле этого слова. В 1914 году в районе Лигово — Волхонка — Красное Село уже были проведены гонки на Большой приз Санкт-Петербурга, привлекшие большое внимание общественности. Более того: на первый взгляд, технические результаты, показанные почти полвека назад, даже превосходят лучшие достижения современных покорителей «Невской трассы»—В. Шахвердова, М. Ковалева и В. Марейкина. Победитель гонок 1914 года развил на дистанции максимальную скорость 134 км/час, в то время, как лучший круг чемпиона СССР В. Шахвердова пройден со скоростью 108 км/час. Но пусть при этом сопоставлении не улыбаются иронически скептики и любители старины. Достаточно ознакомиться поближе с трассой «Невского кольца», чтобы понять, насколько труднее вести машину здесь, по сравнению с прямолинейными участками санкт-петербургских дачных дорог. Трасса, проходящая вокруг огромной чаши стадиона имени Кирова и частично вдоль Фин ­ ского залива, почти не имеет прямолинейных участков; она изобилует мягкими виражами и крутыми поворотами. Это поистине коварная трасса, жестоко наказывающая всех, кто не дает себе труда учитывать ее особенности. Соревноваться (и тренироваться) на ленинградской трассе — это значит накапливать ценный опыт, который очень пригодится нашим мастерам для будущих спортивных встреч за рубежом. Вот почему гонки на Большой приз Ленинграда стали крупным событием в жизни нашего автомобильного спорта. Они привлекли к стадиону имени Кирова десятки тысяч зрителей, расположившихся на обратных склонах холмов, образуемых трибунами. А помериться силами на новой трассе собрались лучшие8 он проходит необходимое количество кругов и, финишировав, получает зачетное очко. УСПЕХ ДОСААФОВЦЕВ ГРУЗИИ Драматически складывались события в гонке на спортивных автомобилях группы В (до 2300 смЗ). Грузинский спортсмен Отар Гарсеванишвили лидировал, начиная со старта, а за ним следом шли еще два представителя Груз ии — Константин Черкашин и Аштам Оганезов. Казалось бы, достаточный перевес сил в пользу автомотоклуба ДОСААФ Грузии, но... Черкашин вскоре сошел, а к Оганезову стремительно приблизился московский спартаковец Владислав Птушкин. Пройдя лучший круг за 2:03, Птушкин оставил позади Оганезова, а вскоре и Отара Гарсеванишвили. Это произошло на 26 круге, за пять кругов от финиша. И тут Птушкин проявляет... грузинскую горячность; о н наращивает скорость, отрывается от Гар*севанишвили чуть .ли iHe на километр, проводит лучший круг за 2.02 и... незадолго до финиша останавливается у боксов: двигатель вышел из строя. А тем временем Гарсеванишвили и Оганезов заканчивают дистанцию. Большой успех грузинских досаафовцев! К нему следует присовокупить и отличный результат Шота Мамрикашвили, занявшего второе место в гонке на автомобилях 'Группы А (свыше 3000 см 3 ). Победитель этой гонки ленинградец А. Суховей, впрочем, не показал высоких результатов. Скорость, развитая им, была ниже, чем у первых трех призеров в гонке на автомобилях группы Б (до 3000 см 3 ). В этой группе сразу со старта вышел вперед ленинградский спортсмен Виктор Марейкин, не позволивший в дальнейшем никому из претендентов приблизиться к себе более чем на километр. Уже после 9 круга разрыв между ним и шедшим вторым Антоном Соболевым составлял 45 секунд. С отличным временем 1 : 01.03 Марейкин закончил дистанцию, пройдя лучший круг за 1.50. Этот результат явился абсолютным рекордом трассы, который, впрочем, повторили на следующий день В. Шахвердов и М. Ковалев. НА СТАРТЕ «ЮНИОРЫ»зрителей привлекла гонка на автомобилях «Юниор». Это не удивительно: «Юниоры» на ленинградской трассе, по существу, принимали «боевое крещение». К сожалению, в спортивном отношении оно не ознаменовалось заметными успехами, так как даже лучшие показатели победителей (лучший круг 2.10, максимальная скорость на дистанции 87,5 км/час) нельзя признать удовлетворительными. Фаворитом в этой группе был Вячеслав Косенков, показавший лучшее время при контрольных заездах. Однако на соревнованиях он сумел пройти лишь один круг и сошел ло причине аварии. Затем шесть кругов лидировал Василий Ревякин; его обошел Александр Соломатов, однако после одиннадцатого круга Ревякин вновь возвращает себе лидирующее положение. К нему приближается Дмитрий Банников, в хорошем темпе обогнавший Соломатова. Ученик мастера спорта А. Ф . Красовского, молодой белорусский спортсмен начинает серьезно угрожать лидеру и тогда на-. ступает развязка — в машине Ревякина, резко прибавившего скорость, разбал^тывается колесо и он сходит с дистанции. Дмитрий Банников получает 9 очков — за первое место плюс лучший круг, — которые делают его наиболее вероятным претендентом на победу в общем зачете первенства СССР, В гонках «а автомобилях III формулы уверенную победу одержал мастер спорта Георгий Сургучев, показавший также и лучшее время круга (2.00). Единственным достойным его противником в этой гонке явился прошлогодний чемпион страны Дмитрий Борисов, вышедший на второе место; остальные сошли с дистанции, либо показали весьма посредственные результаты. Хорошее впечатление произвел также московский досаафовец Виктор Лапин, прошедший круг за 2.03 (лучше, чем Д. Борисов), но впоследствие занявший лишь пятое место.Победители в классе гоночных автомобилей 1 формулы мастера спорта В. Шахвердов (слева) и М. Ковалев. символическое понятие, так сказать, «фигуру .не имеющее». Поэтому для победителя гонки не -было заготовлено специального приза, хотя бы отдаленно напоминающего смысл и значение такой победы. А жаль! Большой приз Ленинграда — почетный трофей, он должен, по нашему мнению, выглядеть соответственно. И уж, во всяком случае, не в виде набора чайных ложек, которые жена призера того гляди кощунственно употребит в дело. Надо сказать, что гонщики в этом отношении оказались на голову выше устроителей соревнований. В борьбе за Большой приз они проявили большое мастерство, проведя гонку, которая по своему спортивно-техническому уровню, вполне соответствовала высокому названию. Дуэль между Валерием Шахвердовым и Михаилом Ковалевым надолго запомнится зрителям. Никто из девяти участников не сошел с дистанции, причем результат последнего (средняя скорость на дистанции 94 км/час) превосходит, за редким исключением, лучшие результаты, показанные на всех автомобилях других групп. Это была настоящая гонка на Большой приз, и зрители наградили ее участников гораздо щедрее, чем это сделали устроители. Победил в группе автомобилей 1 формулы чемпион страны Валерий Шахвердов. Но гонка показала, что в лице Михаила Ковалева он имеет грозного с©г перника, с которым придется напряжен-* но бороться на таллинской трассе, чтобы защитить свое высокое звание. Впрочем, такая борьба предстоит на таллинской трассе—втором этапе ро ­ зыгрыша первенства СССР — во всех группах автомобилей. В этом и состоят главный смысл и достоинство принципа чемпионата, который (наконец-то!) мы начинаем применять. Ю. КЛЕМАНОВ. (спец. корр.). Фото автора.БОЛЬШОЙ ПРИЗ —ЭТО... НЕ ФУНТ ИЗЮМА И, наконец, о главном событии дня — гонках на автомобилях 1 формулы. Ведь фактически именно в этой гонке и разыгрывался Большой приз Ленинграда — на автомобилях типа «гран-при», развивающих наибольшие скорости. Забегая вперед, скажем, что устроители соревнования недостаточно ясно отдавали себе в этом отчет, считая, повидимому, что Большой приз — лишьВ классе гоночных автомобилей, несмотря «а развернувшуюся здесь острую борьбу между «взрослыми» автомобилями 1 формулы, наибольшее вниманиеМастер спорта Карл Галыгин проходит перед трибунами стадиона имени Кирова.