ВЕСТИ С МЕСТНовосибирск. Около 50 водителей автомобилей состязались на 350-километровой трассе на регулярность движения. Во время соревнования участники ралли оказали помощь колхозу имени В. И. Ленина Ордынского района. Они подвезли для строительства 100 кубометров шлака. В городе состоялся большой вечер комсомольцев и молодежи под дев 130м «Технические знания и технический спорт — в массы».ВЫБОР ТРАССЫ Итак, Положение о соревновании и смета утверждены. Теперь необходимо как можно быстрее приступать к важнейшей части подготовки ралли — выбору трассы. Эта работа, а в последующем оборудование и обслуживаниетрассы требуют 'много времени. Вот почему начальником дистанции обычно назначают штатного работника спортивной организации и дают ему одного или двух помощников, в их функции входит также организация и оборудование пунктов KB, составление графиков, маршрутных карт и т. д. В распоряжение начальника дистанции обязательно должен быть выделен автомобиль. С чего начинать? Прежде всего нужно внимательно изучить район, намеченный для проведения ралли. Для этого желательно иметь самые полные и свежие карты. Без ясного представления о всем районе соревнований начальнику дистанции бесполезно выезжать на трассу. Целесообразно, чтобы начальник дистанции предварительно продумал, каким должен быть рабочий вариант трассы, и уже на месте в случае надобности вносил те или иные поправки. При разработке такого теоретического варианта можно рекомендовать руководствоваться официальными картами областей, изданными Глазным управлением геодезии и картографии (приобрести их можно по адресу: Москва, К-116, Энергетическая улица, 8, магазин Москниготорга № 104, отделение «Книга-почтой»), Они имеют масштаб 1:600 000 (6 кмз1 см) и достаточную точность. В таком же масштабе следует составлять и схемы трассы для участникэз (делая вьжспирозку с этих карт). Удобно пользоваться ы картой автомобильных дорог СССР, изданной Гуцюсдором в 1957 году. Кстати, ее предполагают в ближайшее время переиздать. У этой карты масштаб мельче (1:1 000 000, или 10 кмв1 см), но на ней специально выделены автомобильные дороги и она легко читается. Правда, данные ее, касающиеся дорожных покрытий, не всегда соответствуют действительности,' однако в остальном она достаточно точна. Полезным пособием может стать и «Атлас автомобильных дорог СССР», выпущенный в 1959—1960 годах. Карты его мелки по масштабу и не всегда точны, но компактность Атласа представляет иззестные удобстза. Если соревнования проводят поздней осенью или зимой, когда возможны снежные заносы, то необходимо пользоваться картами дорог, принятых для зимнего обслуживания. Здесь выделяются дороги, движение по которым не прерывается даже в случае сильной метели. При выборе трассы нужно придерживаться их и по возможности избегать «суточных дорог», т. е. тех, по которым движение возобновляется не позже чем через 24 час* после окончания снегопада. Такие карты составляются местными1 Продолжение. Начало см. «За рулем» 3* 9.Ушосдорами «а каждый год и предназначаются для служебного пользования. КОНФИГУРАЦИЯ ТРАССЫ Наиболее распространенная и простая форма трассы — кольцо. Если соревнования рассчитаны на 2 или 3 дня, то целесообразно разбить трассу на несколько колец с обязательным возвращением в исходный пункт. В противном случае организаторы ралли и судьи столкнутся с существенными трудностями, связанными с обслуживанием большого кольца. Условно трассу такой формы называют «клевер». Она очень удобна с точки зрения как организационной, так и агитационной. Дополнительные соревнования целесообразно устраивать в районе старта после того, как участники пришли с очередного кольца. На такой трассе сравнительно легко эвакуировать сошедшие с дистанции машины, так «ак спортсмены не удаляются на большое расстояние от места старта-финиша. Облегчается также обработка документации судьями и ускоряется подведение итогов соревнований. Пока спортсмены идут, например, по 2 кольцу, секретариат может уже подсчитывать результаты, показанные на 1 кольце Последнее кольцо должно быть не длинным — к и ­ лометров 150—200. Пока спортсмены следуют по нему, секретариат получает возможность определить почти все ре ­ зультаты и вскоре после прихода участников с этого последнего, так называемого «секретарского» кольца объявить окончательные итоги. Однако не всегда удается наметить трассу такой конфигурации. В этих случаях надо попытаться построить трассу в форме «ракетки» или применить маятниковые маршруты. Правда, подобное построение неминуемо приведет к тому, что участникам придется двигаться по одним и тем же участкам несколько раз. А это снизит спортивный интерес соревнований. Трасса должна содержать участки с разнообразным по характеру и качеству покрытием. Вместе с тем желательно избегать грунтовых дорог, даже профилированных. Неожиданный дождь может сделать их непроезжими, и фактическая скорость упадет настолько, что соревнования будут Сорваны. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРАССОЙ"frСамарканд. Досаафовцы аптобазы№49 организовали соревнования на экономию горючего и на регулярность движения. Затем они приняли участие в соревнованиях на первенство города и области по автомобильному спорту. Спортсмены предприятия завоевали три переходящих кубка за первые места.Сызрань. 29 водителей города, участвовавших в соревновании на мастерство вождения автомобиля, выполнили нормы третьего спортивного разряда. Т«Г Улан-Удэ. На паровозоремонтном заводе состоялись соревнования автомоделистов и мотокросс. В организации состязаний активное участи© принял заводской самодеятельный клуб.Юрмала (Латвийсная ССР). Досаафовцы целлюлозно-бумажного комбината каждое воскресенье проводят соревнования по техн; ческим видам спорта. У моря среди песчаных холмов состоялся мотокросс. В следующий выходной день на стадионе комбината более 30 человек приняли участие в соревнованиях на мастерство вождения. На комбинате создан самодеятельный автомотоклуб.Доргичинский район (Брестская область). На стадионе районного центра общественность оборудовала полосу с габаритными воротами, качающимся мостиком, трамплином и т. д. Здесь регулярно проводятся соревнования первичных организаций ДОСААФ на мастерство вождения мотоцикла.БРОШЮРЫ К СПАРТАКИАДЕ Эти брошюры изданы республиканскими комитетами ДОСААФ и оргкомитетами Всесоюзной спартакиады Туркменской, Белорусской и Молдавской республик. В них рассказывается о целях и задачах Спартакиады, о том, по каким видам спорта следует проводить соревнования в первичных организациях. Главное же — они содержат конкретные советы по организации состязании. Хороший почин ашхабадцев, минчан и кишиневцев заслуживает того, чтобы его подхватили в столицах других республик.После того как закончена разработка теоретического варианта трассы, его следует предварительно согласовать с местным Ушосдором и органами милиции. Делать это надо потому, что на некоторых участках дорог могут быть введены ограничения. Но вот все согласовано. Теперь начальник дистанции может отправляться в дальний путь. Цель этой поездки — ознакомление с трассой и проверка ее. Одна из главных задач начальника дистанции — определить при помощи спидометра и дорожных километровых знаков как общую -длину трассы, так и расстояние между пунктами2 В вошощх. участникуслартакяядыбудет обслуживать эти пункты, кого назначить судьями. Для судейства на пунктах KB и КП можно и нужно привлекать местных активистов, работников спортивных организаций или ДОСААФ. Пусть особенно не смущает то, что они еще только практиканты. Опыт показал, что хорошо проинструктированные судьипрактиканты при серьезном и внимательном отношении к делу справляются со своими обязанностями не хуже судей с большим стажем. Итак, если выбор пал на местных судей, то начальнику дистанции надо инструктировать их на каждом пункте KB и КП, ло мере продвижения по трассе. Особенно подробно нужно поговорить об организации связи в ходе соревнования. Но один устный инструктаж недостаточен. Желательно заранее отпечатать на машинке или ротаторе инструкции для судей, обслуживающих пункты РАСПОЛОЖЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ KB и КП. Такой инструктаж необходим ПУНКТОВ во всех случаях. Дело в том, что каждые ралли имеют свою специфику, на Параллельно с проверкой и измерекоторую требуется обратить внимание нием трассы нужно наметить места расдаже самых опытных судей. Кроме того, положения пунктов KB и КП и записать их точные м подробные адреса, не помогут встретиться особенности ив ралагаясь на память. Эти адреса лотом буботе данного пункта КВ. дут внесены в маршрутные карты. Начальнику дистанции или его помощАдрес должен выглядеть примерно нику следует перед началом ралли хотя так: в городе — КВ-28, Рига, ул. Канда- бы один раз проехать по всей трассе, вас, 2, Ботанический сад; вне города — чтобы проверить готовность пунктов и КВ-2, 44-й км Минского шоссе, переразвезти судейскую документацию. О кресток с дорогой на ст. Голицыне, у точном времени такого посещения надо, бензостанции. разумеется, сообщить заранее. Еще лучше иметь график контрольного объРасположение пунктов KB выбирают с езда и передать его заблаговременно таким расчетом, чтобы для зрителей на пункты KB и КП. На пункте KB должен было достаточно места, а участники быть стол, стулья, хорошо видимый щит могли бы в случае преждевременного с надписью KB №... Желательно устроить прибытия на пункт KB поставить машиукрытие от дождя или снега. За 20 м до ны, не мешая движению, свободно посудейского стола должен стоять желтый дойти к нему и сверить часы. Пункты KB следует размещать на плофлаг, за 200 м — белый. щадях ив других свободных местах, слоЕсли местные спортивные или досавом там, где за соревнованиями смоафовские организации не в состоянии жет наблюдать наибольшее число зриоборудовать пункт KB согласно правителей. Если трасса проходит через круплам, то необходимо перевести деньги, ные городе, то KB лучше располагать на предусмотренные сметой, для изготоввъезде в них, иначе участникам ралли ления этого оборудования. Следует изпридется двигаться по улицам с повыбегать кустарщины. Нужно обратить внишенной скоростью. мание на то, чтобы все оборудование изготовлялось ло единым образцам, Важно заранее подумать о том, кто КВ. Нельзя доверяться измерениям, сделанным по карте, хотя бы и самой лучшей. Расстояния между пунктами KB должны быть замерены с точностью плюс — минус 500 метров. Двигаясь по трассе, начальник дистанции должен вести путевую запись на всех без исключения участках. Эта запись поможет при корректировке трассы. Кроме того, она пригодится для последующих соревнований. Запись удобнее всего вести «а миллиметровой бумаге * масштабе, объединяя ее с маршрутной схемой. Рекомендуется форма, изображенная на рисунке. Аналогичная форма применяется работниками Центрального автомотоклуба, СССР при выборе трасс многодневных автомобильных соревнований. Трассы типа «ракетка», «маятниковая» и «клевер».ибо в противном случае участники могут быть дезориентированы. Сама трасса ралли, как правило, не оборудуется и не обозначается. В отдельных случаях, когда дорожные условия особенно сложны, может быть произведена разметка указателями и стрелками. Образцы последних должны быть показаны участникам до старта. Эта раз-ВЪЕЗА ЬСЖХОЬО665,6 ' СТОЛ5 15 %Поюют Н СОВХОЗ ЩЕБЕНКА А /бкн/ 682,7ПОВОРОТ НА672,3УГРЮМИНО/38кн/Поюют НА ХИТРОЮ асфальт Л км 1\г км/ 659,1 Поюют НАНО&О-СОКОЛЬЦЫБулыжник Л км 652,6СТ0Л5 121648.6_L&ЫЕЗД lb МАРШОбразец путевой записи.Уметка, которую обычно поручают судьям на близлежащих пунктах KB и КП, имеет вспомогательное значение и не освобождает спортсменов от ответственности за движение вне трассы. МЕСТО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ Особое внимание следует уделить выбору мест и трасс дополнительных скоростных соревнований. Эти соревнования весьма разнообразны. Можно устроить кросс на несложной трассе, фигурное вождение (с более свободными габаритами фигур, чем предусмотрено Всесоюзной квалификацией), иплодромные гонки, подъем на холм, гонки на шоссейном кольце, на незамкнутых шоссейных участках и т. д. При выборе мест проведения дополнительных соревнований надо учитывать интересы зрителей. Места проведения этих состязаний и сами трассы должны обеспечить хорошую обзорность, свободный подъезд (желательно городским транспортом). Надо позаботиться ио том, чтобы соревнования проходили в то время, которое удобно зрителям, особенно если они будут платными. Вл. ЕГОРОВ, мастер спорта, судья республиканской категории; В. СТЕЛЛИФЕРОВСКИЙ, тренер-инструктор ЦАМК, судья республиканской категории. (Продолжение следует)1*