• в день приезда все обратили внимание. На моторах стояла новая, доселе неизвестная марка «ПРАГК и 3». Конечно же, думали многие, это заводское клеймо, ибо техническое выполнение двигателей безупречно! Однако оказалось, что все моторы — самодельные. Каждая деталь в них изготовлена сообща членами водно-моторной секции спортивного клуба «Трактор». Из начальных букв их фамилий и была составлена марка «ПРАГК и 3». В создании моторов участвовали слесарь Иван Петренко, инженер Георгий Рубцов, старший инженер Валентин Акимочкин, инженер Юрий Гарасков, модельщик Иван Коваль и душа всего дела руководитель водно-моторной секции мастер спорта Виктор Заяц. Что же побудило их взяться за столь сложный труд? Несколько лет назад все водномоторники были в равном положении —; они выступали на подвесных моторах отечественного производства. Позже на первенства страны стали допускаться суда с зарубежными двигателями марки «Кениг» и «Дельфин», развивавшие высокую скорость. Но получали их лишь отдельные ведомства. Поразмыслив, сталинградские водномоторники предприняли смелый шаг — в классе судов СИ и СА они выступили на самодельных двигателях. Здесь их ожидала первая удача. Виктор Романов на судне класса СА показал з «десятикилометровке» лучшую скорость (53.973 км/час) среди судов с самодельными моторами. Спортсмен был награжден специальным призом журнала «За рулем». Другой приз журнала, учрежденный для спортсмена, показавшего высшую скорость на той же дистанции, но на судне класса СИ с самодельным мотором, выиграла мастер спорта Галина Тараканова (61.643 км/час). Ее успех особенно примечателен. Гонщица получила две серебряные медали, завоевав второе место в заезде женщин на 1 км и второе место среди мужчин в серии из трех гонок по 10 километров. Нужно отметить, что многие гонщики, далеко отставшие от Таракановой, шли на моторах зарубежных фирм. Сейчас многие спортсмены серьезно работают над форсированием отечественных двигателей. Так, мастер спорта Р. Пейер («Калеа») на судне класса СА систематически показывает рекордные для двигателя «Москва» скорости, превышающие 60 км/час. Значительных успехов добились и другие спортсмены. Чтобы стимулировать усилия гонщиков, видимо, в соревнованиях следует параллельно вести зачет для мотора «Москва». Это должно дать положительный результат. Удивляет равнодушие наших моторостроителей к судьбам отечественного водно-моторного спорта. Два предприятия страны — в Москве ив Ульяновске — заняты производством подвесных моторов. Но заводские команды не участвуют в соревнованиях. Не было на первенстве и конструкторов от этих заводов, хотя им было что посмотреть, было чему поучиться у гонщиков, которые добились эффективной форсировки двигателей. Мотоциклостроители в этом отношений могут служить примером для москвичей и ульяновцев.ПОЧЕМУ ПРОИГРАЛИ ДОСААФОВЦЫ! Вызывает досаду поражение команды нашего оборонно-патриотического Общества, которая в прошлом году была победительницей первенства. ДОСААФ — самая массовая и самая мощная организация из всех, культивирующих водно-моторный спорт. Команда Общества почти целиком состояла из известных гонщиков, мастеров спорта и рекордсменов страны, многие из которых серьезно работают над совершенствованием своего спортивного мастерства. Досаафовцы располагали также значительным количеством моторов (на каждого спортсмена было заявлено по два двигателя). Однако из всей команды хорошо выступили лишь гонщики на катере К-3 А. Серов (водитель) и Н. Труфанов (механик). Они стали чемпионами страны и установили дза новых рекорда. Почему же досаафовцы на этот раз проиграли? Дело в плохой организации, в плохой подготовке команды. Успех выступления на воде не бывает случайным: его готовят долгими месяцами в мастерской. И московские досаафовцы немало потрудились. Но в их работе отсутствовало то главное, без чего немыслимо настоящее творчествоколлективные усилия, взаимная поддержка, дискуссии, товарищеская критика. Каждый трудился в одиночку, для себя. Такая изоляция привела к печальным последствиям. Не смогли принять старт глиссеры (для которых имелись уникальные моторы) — они оказались недоделанными. Пробелы в подготовке первенства не удалось «нейтрализовать» и в ходе соревнований.ЧЕМПИОНЫ СССР 1960 ГОДА КЛАСС СИ. 1 км . Г. Жирова (ВМФ) — 67.415 км/час, В. Жиров (ВМФ) — 66.790; 3 x10км О. Гаврилов («Труд, рез.») — 190.005.* СА. 1 км . Ю. Любомудров («Труд. рез.») — 82.191; 3 x10км В. Степанчинов («Труд, рез.») — 224.548*. МА. 1 км . П. Воронин и А. Патрин (ВМФ) — 48.452; 3 x10им — А. Жвигулис и Ф. Аудрупс («Даугава») — 116.168*. ГА. 1 км . А. Добрынин («Труд. рез.») — 77.753; 5 0км . Э. Индрицан («Труд, рез.») — 61.610. К-3. 5 0к м. А. Серов и Н. Труфанов (ДОСААФ) — 54.397. Сумма скоростей по трем гонкам. В значительной мере это объяснялось тем, что руководство командой ДОСААФ было поручено В. Брагину — человеку, скомпрометировавшему себя на прошлогоднем первенстве (о чем, в свое время, сообщал журнал «За рулем»). На этот раз Брагин пошел на прямой подлог. Махинация его была разоблачена. В связи с этим президиум федерации водно-моторного спорта принял решение запретить В. Брэгину заниматься тренерской работой и постановил лишить его звания спортивного судьи. Надо надеяться, что руководство Центральным морским клубом ДОСААФ сделает из этого печального урока нужные выводы. У спортсменов нашего Общества есть все данные, чтобы занимать в чемпионатах страны более высокое место. Тернополь. М. СИНИЦЫН, наш спец. корр. Фото автораЙОТОКОГДАОТКАЗАЛ1 ПУПУСКОВОЙ МЕХАНИЗМжно перевернуть ее другой, менее изношенной стороной. Бывает, что пружина не поломана, а только выскочила из стопорной канавки. В таком случае ее надо снова завести, крышку надежно завернуть и винты закрепить. Поломанную пружину заменяют новой. Нужно знать, что устранение указанных неисправностей требует известного навыка в разборке и сборке коробки передач. Такой ремонт следует проводить в условиях гаража. Иногда неопытные водители не могут стронуть мотоцикл с места из-за пустяковой неисправности, которая в обиходе называется «ведет сцепление». Дело в том, что у регулировочных винтов сцепления бывает слабая резьба; во время движения мотоцикла такой винт от вибрации ввертывается в рычаг сцепления н последнее начинает «вести». Для устранения неисправности выворачивают регулировочный винт и большими пассатижами немного сжимают резьбовую головку рычага. После этого винт ввертывают на место и регулируют сцепление.В этом номере мы продолжим рассказ о том, что приводит на обочину тяжелые мотоциклы. Речь пойдет о двух основных неисправностях пускового механизма М-72: педаль кик-стартера не возвращается в исходное положение; при нажатии на педаль двигатель не проворачи-. вается, хотя сцепление исправно. Причина, вызывающая первую неисправность, довольно хорошо известна — сломалась или соскочила возвратная пружина педали кик-стартера. Но не каждый знает, как поступать в таком случае. Запустить двигатель можно с помощью резиновой ленты, например куска старой камеры. Один конец ее привязывают к раме, а другой — к педали, причем так, чтобы последняя доходила почти до верхнего крайнего положения. Это дает возможность запустить двигатель. Во втором случае (двигатель не проворачивается) придется заводить мотоцикл «с хода». Ремонт пускового механизма требует разборки коробки перемены передач. Если при этом обнаружится, что собачка механизма сильно изношена, лучше всего заменить ее новой. В крайнем случае мо19