ПЕРВЕНСТВО МИРА ПО МОТОКРОССУПосле шести туров -первенства мира по мотокроссу лидировали, з абрав по 26 очков, шведские спортсмены Билл Нильсен и Стенд Лундин; между ними и ожидалась напряженная борьба за золотые медали в • гонках на Большой приз Голландии (седьмой этап чемпионата). Многие предсказывали успех Лундину, выигравшему Большие призы Италии и ФРГ. Этого, однако, не произошло; основное сопротивление Биллу Нильсену оказал прошлогодний чемпион Европы Рольф Тибблин. После четырех подряд неудачных выступлений (в Швеции, Италии, Германии и Англии) он занял второе место, придя к финишу сразу после Нильсена. В результате лидером чемпионата стал Билл Нильсен, набравший 34 очка; второе место сохраняет за собой Стен Лундин (26 очков), но уже серьезную угрозу для него представляет Рольф Тибблин, набравший после гонок в Голландии 23 очка. На четвертом месте Гуннар Иоханнессен (20 очков). Лишь пятое место (19 очков) занимает английский гонщик Дон Рикман.Вместо фельетонаКОГДА ЖЕ ГУСАКИ ПРЕКРАТЯТ МЕТАТЬ ИКРУ?НЯ арк Твен написал свой известный са"•тирический рассказ «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» более восьмидесяти лет назад. Каждый современный писатель, редактор и иллюстратор имел возможность прочесть его еще на заре своей деятельности. Казалось бы, что нетрудно усвоить и твеновскую мораль — не берись писать, а тем более редактировать произведения, затрагивающие специальные темы, если не имеешь соответствующих знаний! Однако приходится констатировать, что сохранились еще люди, не усвоившие этой истины. Только этим можно объяснить появление на страницах журналов «развесистой клюквы» из области техники. В рассказе «Стертая межа» В. Бабляк {журнал «Огонек» № 5 за 1959 год), судя по рисунку, оба тракториста работают на гусеничных тракторах. Однако, по недосмотру редактора, Микола «... вертя баранку трактора, слышит звон песни в сердце...» ,в то время как Степан «еще немного поискав свечу, снова садится за рычали». Автору и редактору следовало бы знать, что все гусеничные тракторы управляются рычагами и что установленные на них дизельные двигатели не имеют свечей зажигания, Но пальму первенства в открытии этой «новинки техники» (гусеничных тракторов с баранками), пожалуй, нужно присудить журналу «Нева». Это здесь впервые, еще в 1956 году в № 7—11, в картинках сельской жизни «Крутые горы» Н. Вирты «Варя бросилась за передним трактором, вскочила на подножку и вцепилась в руки рябого парня, силясь оторвать их от баранки», а несколько позже «Вяткин попытался оторвать Варю от баранки, а она не давалась». На рисунке же ясно виден гусеничный трактор. В упомянутых «Крутых горах» Н. Вирты есть и другие перлы «технической» терминологии: «Споткнувшись о станину трехтонного грузовика...»; «Тормоза со скрежетом Спустились,..»; «...Иван Семенович, чертыхаясь, остановил «газик»: полетел масляный насос» и т. п. В журнале «Знамя» № 6 за 1959 год опубликован рассказ В. Василевской «Ночлег». В «ем имеется такой абзац: «Правда, езда без фар стала в то время привычным искусством, но в ту нючь все ее отрицательные свойства были особо ощутимы. Шофер раз за разом выключал стартер и выходил смотреть дорогу». Из-за того, что в первом предложении слово «свет» заменено словом «фар» оно не раскрывает замысла автора. Вторая же фраза просто ставит в тупик любого, даже начинающего, автомобилиста. Стартер, как известно, предназначен только для запуска двигателя автомобиля и автоматически выключается, как только произойдет запуск. Какое же отношение имеет «выключение стартера» к отсутствию фар и выходу шофера на дорогу? «Икру», которую, по словам героя 'рассказа Марка Твена, «мечут гусаки», можно встретить также на страницах романа «Не хлебом единым» В. Дудинцева ив переводе произведения Д. Уэйн «Спеши вниз» (журнал «Новый мир» № 8, 9 м 10 за 1959 год). Конечно, подавляющее большинство произведений нашей художественной литературы не имеют таких грубых ошибок. Возьмем для примера роман Г. Николаевой «Битва в пути». В нем много места уделено описанию техники, решаются сложные проблемы конструкторского и технологического характера. В тексте встречается большое количество технических терминов. Но они употребляются правильно, со знанием дела. В нашей стране миллионы людей охвачены различными формами технического обучения. Десятки тысяч специалистов несут в массы техническую культуру, учат правильной терминологии. Почему же некоторые писатели, переводчики, художники и редакторы не помогают им в этом? Не могут же они стоять на точке зрения твеновского героя, говорившего: «...первый раз слышу, что человек должен что-то знать для того, чтобы редактировать газету,..?». А. АРУТЮНЯН, ннж.-полковник КазаньПЕРВЕНСТВО ЕВРОПЫ ПО ГОРНЫМ ГОНКАМПервая из пяти горных гонок, входящих в зачет чемпионата Европы нынешнего года проходила под знаком преимущества швейцарских спортсменов, хотя проводилась она на территории Южной Франции (гора Венту). Как известно, горные гонки проводятся на серийных и улучшенных туристских автомобилях, на машинах типа «большого туризма», гоночных автомобилях Iи II формулы, а также на гоночных автомобилях «Юниор», но в зачет первенства Европы входят только соревнования на спортивных автомобилях. Поэтому феноменальный результат Мориса Тринтиньяна, прошедшего на гоночном автомобиле «Купер-Климакс» дистанцию за 11.51,8, т. е. со скоростью 109,24 км/час, привлек внимание гораздо меньше, чем победа швейцарца Г. Вальтера в классе спортивных автомобилей. Эта победа принесла Вальтеру 8 зачетных очков в чемпионате Европы. На втором месте был тоже представитель Швейцарии Г. Цвейфель, а третьим Иозеф Грегер (ФРГ). Итальянские и французские спортсмены выступили плохо, но зато во втором туре чемпионата — гонках на горном участке Тренто—Бондоне длиной 17,3 км — итальянцы сумели взять убедительный реванш. Гонку выиграл О. Джовани, прошедший на «Мазерати» дистанцию за 13.12,3, т. е. со скоростью 78,57 км/час. Второе и третье места также завоевали итальянцы Боффа и Вакарелла (оба на «Мазерати»), четвертое Грегер и лишь пятое и шестое места достались Цвейфелю и Вальтеру. Тем не менее после двух этапов розыгрыша лидировал Вальтер, набравший 9 очков. Второе и третье места поделили Джовани и Цвейфель (по 8 очков), а на четвертом Грегер — 7 очков. В результате третьего соревнования — Большого Горного приза Германии, разыгранного в Шауинсланде, — Вальтер закрепился в положении лидера чемпионата и значительно усилил свои шансы на победу. В соревнованиях приняло участие всего 12 спортсменов, среди них три швейцарца и три итальянца: между этими обеими группами разыгралась основная борьба за первенство, в то время как французские и югославские гонщики играли в соревновании второстепенную роль. Вальтер, показав в первом же заезде рекордное время прохождения трассы (7.30,7), выиграл и второй заезд, пройдя всю дистанцию за 15.02,2, т. е. со скоростью 95 км/час. И на этот раз сильное сопротивление ему оказали итальянцы, однако среди них не было ни Джовани. ни Боффа, успех которых был бы наиболее опасен для Вальтера. В машине Джовани во время второго заезда вышла из строя коробка передач. Боффа прошел дистанцию необычно медленно. На второе место вышел Карло Абате, выступавший на «Мазерати»; менее двух секунд проиграл ему Г. Цвейфель, вынужденный снова довольствоваться третьим местом. Четвертым был Грегер и пятым — М. Боффа. После трех туров чемпионата Европы Вальтер имеет 17 очков, Цвейфель — 12, Грегер — 10, Джовани и Боффа по 8.