Заметки участииРАЛЛИ-ЭТОТРУДНО!ПО НОВОЙ• М ыуже привыкли н тому, что с каждым " " г одом автомобильные ралли становятся все сложней и сложней. И никого не удивило, что первенство нынешнего года оказалось особенно трудным. Чтобы добиться успеха, требовалось в равной мере сочетание высокого водительского мастерства и штурманских знаний от каж ­ дого члена экипажа. Это подтверждалось введением формулы А; А + В; В; В + А, регламентировавшей очередность прохождения дистанции обоими водителями. Ведь все кажется проще и легче, когда рядом есть напарник,*а его на этот раз не было на протяжении почти одиннадцати часов. Итак, согласно формуле, на первый лепесток гигантского цветка трассы отправился водитель А, а я (которому присвоен литер В) проводил его с тревожным чувством. Впереди целая ночь, и лишь на рассвете кА прибавится В, и мы станем АВ. Однако некоторым экипажам не довелось произвести этого арифметического действия — одни заблудились, у других вышел из строя автомобиль. В это раннее промозглое утро площадка на горе у улицы Спорта в г. Каунасе напоминала поле аэродрома, а мы — бортмехаников, которые ждут возвращения «своих» машин. То и дело слышатся реплики: «Ну, к ак твой?», «Что-то не видно» и т. д. Но вот, наконец, на переломе подъема показывается наша машина, и яс нетерпением бросаюсь к ней: не терпится узнать, к ак пройдена первая часть дистанции, есть ли штрафные очки, сколько было СКВ, а самое главное — как вела себя машина. Ведь впереди еще около сорока часов движения — две тысячи километров пути! Итак, машина заправлена, можно ехать дальше. Искренне жаль товарищей, которые, т аки не дождавшись напарников, провожали нас печальным взглядом. Для них соревнования окончились. Курс на Ригу, «безразмерные» участии сменяются «размерными», впереди нас ожидают скоростные соревнования. В Риге без особых трудов проскочив узкий извилистый коридор слалома и миновав выходной KB, берем курс на Ропажи. Следует отметить продуманную расстановку KB в крупных городах — это полностью исключило гонку по их улицам. К сожалению, такой продуманности не было проявлено при выборе участка для дорожной скоростной гонки. Запланированная гонка в районе Ропажи оказалась... пятикилометровым кроссом, на преодоление которого давалось Всего 300 секунд. Здесь было все — и закрытые нрутые повороты на спусках и подъемах, и ухабы, и камни, одним словом полный набор того, что необходимо для устройства кросса. Нетрудно понять почему, например, во II классе автомобилей только трем экипажам удалось уложиться в нормативное время. Настоящая же «дорожная гонка» состоялась двумя часами позже, на участке между 12 и 13 контрольными пунктами времени. Здесь была задана средняя скорость 65,7 км/час, выдержать которую оказалось очень трудно. На каждый километр пути приходилось свыше десяти крутых закрытых поворотов. Не всем экипажам удалось удачно пройти этотФОРМУЛЕ«обычный» участок обычного дорожного соревнования. Особенно трудно пришлось тем, у кого уже имелось опоздание; пытаясь двигаться здесь с большими скоростями, многие экипажи были вынуждены в конце концов сойти с дистанции. В общем следует сказать, что первенство страны 1960 года было проведено хорошо и интересно. Тем досаднее промахи, которых не удалось избежать. Например, заправка автомобилей топливом строго по норме приводила нередко к тому, что спортсмены вынуждены были «голосовать» на дороге в поисках нескольких литров бензина. Вызывает нарекания и существующая система соблюдения секретности трассы соревнований. Трасса становится известной местным организациям ДОСААФ еще задолго до официального объявления ее; благодаря этому местные спортсмены имеют возможность тщательно изучить ее, тренироваться на ней, что значительно снижает спортивный интерес. Трассы скоростных соревнований также приходится утверждать во многих местных организациях; соблюсти при этом принцип секретности становится практически невозможным. Но если так, то зачем делать из трассы секрет? Хотелось бы, чтобы в будущем комиссия по проведению ралли и кроссов Автомобильного комитета продумала этот вопрос, ибо от удачного его решения во многом будет зависеть успех чемпионата 1961 года. Необходимо обратить внимание и на то, что служба времени на KB осуществлялась в основном при помощи различных ручных часов, не обладающих точностью хода и четко видимым циферблатом. Это приводило иногда к неправильному учету времени и искажению действительных графиков прохождения трассы отдельными экипажами. Надо оборудовать все KB табельными часами, что позволит использовать малоквалифицированных судей, работа которых будет состоять лишь в наблюдении за порядком. Вл. ЕГОРОВ, мастер спорта. НА СНИМКАХ: Вверху; Чемпион СССР А. Тыкке выполняет упражнение по фигурному вождению.Первенство Советского Союза 1960 года •"по ралли прошло в острой спортивной борьбе. Трасса дорожных соревнований была очень сложной, средние скорости достаточно высокие. Все это позволило выявить сильнейших раллистов страны. Фактически соревнования начались еще накануне дня старта. Получив маршрутные карты, участнини сразу же принялись их изучать и расшифровывать. Всю ночь в коридорах гостиниц и общежитий, где жили спортсмены, не прекращалось движение. Участники совещались друг с другом, сверяли, вычисляли, спорили... Особенно «крепкий орешек» попался на втором этапе. Он оказался «сплошной загадкой», разгадать которую можно было бы только находясь на трассе и следуя от одного пункта KB до другого. Мне не довелось участвовать в соревновании на первом этапе. Поэтому я могу поделиться своими впечатлениями лишь об остальных трех этапах. Неподалеку от Риги, в местечке Ропаж и , было проведено скоростное соревнование, которое следовало бы назвать «гонкой в лесу». Дистанция представляла собой пяти километровый участок извилистой лесной дороги. Ограниченная видимость, глубокие колеи не позволяли развить высокую скорость, т аккак это было бы сопряжено с большим и неоправданным риском. Но именно на этом участке я сделал важное для себя наблюдение. Дело в том, что, к ак показал опыт, «болельщики» на трассе собираются только в опасных местах. Значит, можно смелее проходить там, где нет людей. Малейшее же скопление зрителей уже говорит о том, что следует соблюдать осторожность. И эта «примета» оказалась точной. Говоря о зрителях, хочется теплым словом упомянуть жителей города Прейли. Тут спортсмены останавливались у пункта КВ-3 всего на нескольно секунд, чтобы отметить контрольные карты. Но и за этот короткий промежуток времени горожане успевали подбодрить участников. Дети дарили нам цветы. Все было так просто и трогательно. Участок пути от Клайпеды до Каунаса запомнился, пожалуй, тем, что на хорошей асфальтированной дороге уставших водителей стало сильно клонить ко сну. Поскольку заданная средняя скорость здесь была невелика (66,3 км/час), мы останавливались почти у каждого ручья, чтобы умыться и разогнать сон. Хорошо продумали организаторы соевнований кольцевую гонку в районе очергине. Перед опасными поворотами были установлены эстафеты, перевозка которых заставляла водителей снижать скорость. В заключение хочется отметить отличное обслуживание участников на заправочных пунктах, а также четкую работу судейского аппарата. Первенство СССР по ралли послужило серьезным уроком для тех, кто считал этот вид спорта чем-то вроде автомобильной прогулки. В. ХВАТОВ, мастер спорта.КВнизу: Последнее напутствие партнеру перед стартом. Фото Ю. Клеманова.13ПЕРВЕНСТВО СССР ПО РАЛЛИ