шения займутся серьезной подготовкой к будущим встречам. Москвичи и ленинградцы сделали из прошлогоднего поражения вывод: три экипажа из четырех, ставших новыми чемпионами СССР,—москвичи, а команда Ленинграда заняла второе место. Вот как надо учиться на ошибках, товарищи с Украины! Образцово подготовились к первенству СССР досаафовцы Таллина. Пожалуй, это одни из немногих спортсменовавтомобилистов, применяющих разнообразные методы физической подготовки, соблюдающие в период ответственных соревнований и подготовки к ним строгий режим. Надо полагать, что комиссия ралли и кроссов Автомобильного комитета ФАМС извлечет необходимые уроки из соревнований и усовершенствует условия проведения ралли в 1961 году. В частности, следует пересмотреть размеры штрафов за невыполнение упражнений по фигурному вождению. Видимо, в будущем при определении абсолютного победителя нельзя будет лишать какой-либо класс права участия в этом зачете. Анализируя причины большого числа случаев выбывания автомобилей из соревнования, мы убеждаемся, что в дальнейшем на первенство СССР нельзя допускать спортсменов ниже 1-го разряда. Несмотря на то, что трасса ралли проходила по автомобильным дорогам разного класса, а заданные скорости колебались от 42 до 68 км/час, 16 автомобилей получили технические неисправности по вине водителей, допустивших превышение скоростей. Опыт показывает, что к превышению скоростей приходилось прибегать тем, кто плохо ориентируется по карте на местности и затем, заблудившись, пытается наверстать время. За последние годы раллисты увеличили ряды мастеров спорта более чем на 20 человек. Отрадно, что многие из них достигли мастерства, выступая на собственных автомобилях. Это — рижане А, Карамышев и А. Бушманис, москвичи А. Бренцис, Р. Козлов, П. Казьмин, Вадим Егоров, Владимир Егоров и другие. Спортивный сезон ралли 1961 года начнется еще раньше, чем обычно. Уже в феврале предполагается провести III зимнее командное ралли. Много состязаний будет предшествовать IV первенству СССР, которое одновременно явится финальным соревнованием Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта. Правильные выводы из ошибок и недостатков нынешнего первенства помогут участникам показать лучшие результаты в будущем году, однако добиться высокого мастерства сможет лишь тот, кто уже сейчас начнет серьезно готовиться к соревнованиям. Судья на финише кольцевой гонки был вынужден вооружиться не только клетчатым флагом, но и зонтиком.ДО И ПОСЛЕ СТАРТАнынешнем году первенство СССР по ралли представляло значительный интерес с точки зрения оценки качеств отечественных автомобилей. Дорожные соревнования проводились на дистанции 2676 км, причем маршрут пролегал по извилистым дорогам с различным покрытием и значительными перепадами высот. Достичь заданной средней скорости движения можно было только на надежных автомобилях, обладающих хорошей устойчивостью и управляемостью. Не случайно с дистанции сошло много автомобилей — 43 из 121 стартовавшего. 14 автомобилей выбыло в результате технических неисправностей, 16 — из-за аварий, остальные были сняты с дистанции за опоздания на пункты КВ. 9 автомобилей имели повреждения кузова, но закончили соревнования. » Прошедшее ралли показало, что автомобили «Москвич» страдают старыми «болезнями». Это — поломки передней подвески (два случая); коленчатого вала у двигателя с повышенной степенью сжатия; выход из строя механизма переключения четырехступенчатой коробки передач (по одному случаю). Хотя «Волг» было в два раза больше, чем «Москвичей», из соревнований выбыла только одна из них (из-за неисправности тормозов). Это говорит о их высокой надежности. Правда, состав экипажей, выступавших на автомобилях М-21, был значительно сильнее. По заявлениям участников соревнований, подтверждаемых данными испытаний НАМИ, «Волга» имеет выраженную^ недостаточную поворачиваемость. При движении на извилистых дорогах со скоростью 100 км/час и выше ею трудно управлять. К тому же высоко расположенные педали тормоза и сцепления и неудачная конструкция сиденья вызывают при. длительном движении с высокими скоростями повышенное утомление. Все автомобили, участвовавшие в соревнованиях, были оборудованы дополнительными противотуманными фарами и многие — фарами-искателями. Жаль только, что применялись самые различные фары, зачастую портившие внешний вид автомобилей. Широкое развитие ралли и автомобильного туризма настоятельно требуют организации у нас производства стандартных противотуманных фар. Приборы, облегчающие движение по графику, применялись, к сожалению, не на всех автомобилях. На многих из них устанавливались спидометры «со сбросом» или таксометры, дополнительные часы с секундной стрелкой. На нескольких — были смонтированы большие счетные линейки с подсветкой шкалы. Всего на двух автомобилях, занявших, кстати, 2 и1 места соответственно по II и III классам, применялись спидпилотыВприборы, контролирующие соблюдение заданной средней скорости. Они были выполнены в виде часов со сменной шкалой расстояний для разных скоростей движения. Условия проведения ралли с каждым годом становятся сложнее. Достижение высоких результатов невозможно без использования спидпилотов. Эти приборы необходимы не только раллистам. Они понадобятся и при проведении испытаний автомобилей, помогут шоферам, занятым на междугородных перевозках. Словом, отечественная промышленность должна в возможно короткий срок наладить их выпуск. Наряду со стандартными автомобилями на старт ралли вышли специально подготовленные. Они вызвали большой интерес. Анализ результатов, показанных в дорожных ив основном в скоростных соревнованиях, позволил бы оценить преимущества, которые можно было получить от увеличения мощности и улучшения устойчивости автомобилей. Однако отсутствие бензина А-93 свело на нет эффект, который должно было дать повышение степени сжатия. Введение дополнительных упражнений по перевозке эстафеты снизило спортивный интерес гонки в районе Кочергине. Это вызвало справедливое недовольство представителей МЗМА, которые модернизировали свои автомобили с целью повышения их устойчивости. В настоящее время на автомобилях четвертого класса в соответствии со спортивным кодексом 4>ИА допускаются некоторые переделки. Нам кажется, что поскольку в СССР нет автомобилей типа «Большой туризм» необходимо разрешить на ближайшие несколько лет более существенные переделки, а именно: применение нескольких карбюраторов, изменение выпускного коллектора, передаточного числа главной передачи, передаточных чисел в коробке передач, размера колес, установку дополнительных пружин в задней подвеске и др. Учитывая желательность применения на «Волге» четырехступенчатой коробки передач, можно разрешить для нее переделку этого агрегата. Такое расширение возможностей подготовки автомобилей четвертого класса позволит нашим заводам и научно-исследовательским институтам создать машины типа «Большой туризм» на базе серийных автомобилей, а также даст возможность опробовать в тяжелых условиях, но все же близких к эксплуатационным, те изменения в конструкции автомобиля, которые в дальнейшем предполагается внедрить в серийное производство. В общем у нас осталось хорошее впечатление от первенства СССР по ралли. Но есть одна претензия к главному судье соревнования Г. М. Соловьеву. Он не помог в сборе материалов для составления технического отчета. Вряд ли надо доказывать, что систематический анализ недостатков автомобилей, участвующих в ралли, может и должен оказать большую помощь в улучшении их конструкции. Хочется надеяться, что в будущем организаторы и судьи соревнований учтут эту необходимость. Инж. О. МАЙБОРОДА, НАМИ. ПЕРВЕНСТВО СССР ПО РАЛЛИ