Странична автомоделистаСАМОДЕЛЬНЫЕ МАЛОГАБАРИТНЫЕ АННУМУЛЯТОРЫНа IV Всесоюзных автомодельных соревнованиях в классе моделей с электродвигателями лучших результатов добились Ю. Степанов, В. Якубович и А. Невский. На маленьком автомобиле последнего был установлен малогабаритный самодельный аккумулятор. Редакция попросила спортсмена рассказать, как он делает аккумуляторы. Ниже публикуется его статья. Наиболее рационально изготовить одну общую банку и разделить ее на двадцать отдельных отсеков. Размер такой аккумуляторной батареи составляет 110—120 мм в длину, 20 мм в ширину и 70 мм в высоту. Подобные размеры обеспечивают размещение аккумуляторной батареи в любой легковой и грузовой автомодели. Банка с отдельными отсеками склеивается из органического стекла. Для этого с помощью крючка производится нарезка стенок и дна банки, а также внутренних переборок. Склейку производят дихлорэтаном. Предварительно все плоскости плотно подгоняются одна к другой. Места склейки с помощью кисти смазываются дихлорэтаном и стенки стягиваются резиновой нитью. Для того чтобы все отсеки банки имели одинаковые размеры, полезно применить деревянный шаблон, имеющий размеры отдельного отсека аккумуляторной батареи. Склеив банку аккумуляторной батареи, все швы следует еще раз промазать дихлорэтаном с растворенными в нем стружками плексигласа (в пропорции 1 : 10). Убедившись в полной герметичности банки, приступают к изготовлению крышек для отсеков. Для этого по размерам верхней части каждого отсека вырезаются отдельные пластинки из плексигласа. В каждой из «их делают три прилива, служащие для выхода двух клемм и заливной горловины. Изготовляются приливы на крышке так: в деревянной дощечке выоверливаюся три отверстия, каждое диаметром 5 мм — два по краям и одно е центре. Затем на дощечку кладется разогретая до 110120° заготовка крышки ив местах сверления закругленной на конце палочкой делаются промины. В приливах сверлятся отверстия диаметром 3 мм. Далее приступают к изготовлению пластин. Из нового мотоциклетного аккумулятора (ЗМТ-7) извлекаются пластины,. каждая из которых разрезается мелкозубной пилой на 4 части. Распиловку проводят на ровной поверхности. В каждый отсек {банку) аккумуляторной батареи устанавливаются три пластины — одна плюсовая и две минусовых. Прежде чем их размещать в банке, к ним следует припаять или еще лучше приварить баретки. Баретки изготовляются следующим образом. В толстой доске толщиной в 100150 мм сверлятся трехмиллиметровые отверстия, в них заливается расплавленный свинец. После его остывания доска раскаливается и из нее извлекаются свинцовые прутики. Они-то и используются а качестве бареток. К плюсовой пластине баретки припаиваются в средней части, на минусовые пластины — ближе к краю. Пайку производите только канифолью. Баретки двухминусовых пластин, входящих в одну банку-секцию, спаиваются между собой, как показано на рисунке. После того как баретки припаяны, между двумя минусовыми пластинами помещается плюсовая пластина. В пространство между минусовыми и плюсовой пластиной вставляют мотоциклетные сепараторы, также разрезанные на четыре части. Прежде чем устанавливать пластины в банки, на дно каждой секции нужно приклеить по полоске плексигласа высотой в 3—5 мм. Установив пластинки в аккумуляторной батарее, каждую банку закрывают крышкой. Из среднего отверстия крышки выводится положительная клемма, из боковой — отрицательная. Крышки или приклеиваются к банкам дихлорэтаном, или заливаются кислотоупорной смолой. По окончании установки крышек на аккумуляторной батарее производят их заливку и последовательное соединение отдельных банок. Зарядку проводят по заводской инструкции то1 1 ком в ~ГТ "гг- ампера. По окончании 10 1о зарядки заливные отверстия закрываются- пробками с небольшими отверстиями для выхода газов. Работы по изготовлению аккумуляторов ведутся в просторном помещении, особенно при склейке дихлорэтаном. Заливку и зарядку рекомендуется производить в резиновых перчатках, выполняя все условия техники безопасности, предусмотренные правилами работы по зарядке аккумуляторов. А. НЕВСКИЙ, мастер автомодельного спорта. Новочеркасск. ,.,Прежде чем приступить к работе по из"готовлению малогабаритного аккумулятора, надо запастись следующим: листовым органическим стеклом (плексигласом) толщиной в 2—3 мм, небольшим количеством дихлорэтана, куском свинца, новым мотоциклетным аккумулятором и... терпением. Терпение - точность и при изготовлении самодельных аккумуляторов фактор не менее важный, чем наличие органического стекла. Далее следует определить общий размер аккумуляторной батареи и прикинуть, будет ли она обладать достаточной емкостью. Для двигателей МУ-30 и МУ50, наиболее часто употребляемых моделистами, достаточно иметь емкость аккумулятора порядка 1—1,5 ампер/часов с напряжением всей батареи 26—30 вольт. Чтобы получить такое напряжение, следует иметь 18—20 отдельных банок.Заливная горловина'Отверстие для плюсовой клеммы верстие для «леммыОтрицательная пластина