%#**".fiавтомобильное П од таким девизом Теперьдва года ралли состоялось впервые назад в Прибалтике. оно стало традиционным. На этот раз ралли проходило в дни работы исторического XXII съезда КПСС. И, конечно, автомобилисты посвятили соревнование родной партии, ее съезду. Это придало встрече торжественность, праздничность. Кроме Прибалтийских республик, представленных командами автомотоклубов ДОСААФ, ДСО «Спартак», «Калев», «Даугава», в ралли участвовали москвичи (команды столичного АМК и завода малолитражных автомобилей), ленинградцы («Спартак», автомотоклуб ДОСААФ) и спортсмены Горьковского автозавода. Среди участников ралли — чемпионы и призеры первенства СССР И. Гальперин, В. Яковлев, Я. Стонис, Ф. Машкевич, В. Щавелев, П. Шатас, В. Лаужецквс, 21 мастер спорта и 43 перворазрядника. Состязания проводились на основе нового принципа, средства на их проведение поступали от организаций, выставивших свои команды. Условия борьбы были нелегкими: участникам предстояло в течение трех дней, точнее 59 часов, преодолеть 3000 километров по пяти замкнутым кругам. Первый, самый большой, пролегал по всем республикам Прибалтики, остальные причудливой паутиной опоясали окрестности Вильнюса. Серьезная борьба предстояла спортсменам ив дополнительных состязанияхшоссейных гонках, соревнованиях по фигурному вождению, скоростном преодолении подъемов. Как же проходило ралли! Первый день начался скоростным подъемом и трехкилометровой гонкой в районе Ново-Вильни. Затем путь лежит по весьма тяжелой трассе. И хотя средняя скорость 48 км/час, лесные, порой разбитые дороги с глубокими колеями, а также сильный дождь очень осложнили прохождение этого участка. До столицы Эстонии, где начиналась хорошая дороге, не добралось несколько экипажей. Далее спортсменам предстояло пройти по приморской дороге через Пярну до Риги. Здесь их ожидало скоростное соревнование — слалом. Несмотря на то, что для большинства участников его трасса оказалась непривычной — гаревое покрытие с примесью шлака, — спортсмены благополучно преодолели его. Из Риги по Баузскому шоссе автомобилисты направились к Паневежису, где находилось очередное КВ. Отсюда дорога в столицу Литвы была менее трудной. i 2. «За рулемл № 1.В Вильнюсе «замкнулся» первый круг. Дальше, на второй круг, протяженностью 185 км, выезжал только один член экипажа. В нескольких сотнях метров от KB ему предстояло преодолеть скоростной подъем. Двигаться здесь приходилось в темноте. Именно в таких сложных условиях, когда машину вел один человек, выполнявший обязанности и водителя и штурмана, потерял ориентировку чемпион Москвы В. Есионюк. Много неприятностей доставил участникам пункт КВ-13. Он был размещен в стороне от основного въезда в город на улице Жемои. Но где находится эта улица, могли указать далеко не все местные жители. Пришлось порядком поплутать. Поздним вечером на площади Гедимина состоялось соревнование по фигурному вождению. Оно прошло очень интересно и несмотря на то, что в городе не было афиш, собрало много зрителей. Во второй день члены экипажей, вновь объединившись, вышли на трассу третьего круга, протяженностью 183 км. В районе Лабарнарс они участвовали в пятикилометровой шоссейной гонке. Вернувшись в Вильнюс, раллисты должны были стартовать также ив ипподромной гонке, но ее отменили. И хотя в результате этого вместо 12 скоростных соревнований стало 11, по насыщенности ими ралли «Балтийское море — море мира» превосходило любое подобное состязание, в том числе первенство страны. ...Четвертый круг. Снова за рулем один водитель. Перед возвращением в Вильнюс его ждет еще один скоростной подъем. На последнем, пятом круге, экипажи вновь объединились. В Качергине они участвуют в шоссейно-кольцевой гонке по трассе, на которой в 1961 году впервые разыгрывалось первенство страны. Затем после соревнований на равномерность движения гонщики держат путь к финишу. Что же показало подведение итогов! Только два экипажа — эстонцы Я. Ыунапу и И. Рятсепп («Победа» М-20], латыши Ю. Коситис и Ф. Пулис («Москвич-407») — закончили дорожные соревнования «на нулях». Первый экипаж вышел победителем в своем классе. Второй же не столь блестяще выступил в дополнительных состязаниях и оказался лишь на четвертом месте. Первенство в этом классе завоевали Ю. Опека и Л. Шувалов (Вильнюсский АМК). Лучшими в дорожных соревнованиях по классу автомобилей «Волга» были горьковчане В. Мосолов и А. Матихсееи. Однако и им пришлось уступить пальму первенства таллинцам Г. Хольму иX. Рюютелю, показавшим лучшие результаты в скоростных соревнованиях. В классе специально подготовленных автомобилей победу одержали В. Шатас и В. Лаужецкас (Каунасский таксомоторный парк). Переходящий командный кубок достался гонщикам Литвы. Среди обществ, ведомств и автомотоклубов первенствовала команда «Калева». Нельзя не отметить хорошую инициативу организаторов состязаний, обязавших участников иметь предохранительные ремни, красные сигнальные фонари и флаги на каждой машине. К сожалению, судьи не проверяли, как выполнялось это требование и некоторые спортсмены игнорировали его. Заслуживает одобрения создание входных и выходных KB в крупных городах. Это позволило гонщикам более спокойно вести машины на участках с интенсивным движением. Однако следует сделать и несколько критических замечаний. Так, накануне первого старта маршрутные карты и схемы были вручены спортсменам только поздно вечером. Автомобили давно уже «отдыхали» в закрытом парке, а раллисты все еще изучали маршрут, делали расчеты. Многие из них заснули только на рассвете, а ведь впереди — две бессоные ночи. Как уже отмечалось, трасса ралли была сложной — она изобиловала петлями, поворотами. При такой трассе следовало особенно внимательно отнестись к выбору места для КВ. Между тем некоторые из них были расположены явно неудачно — спортсмены могли «срезать» довольно значительную часть дистанции и это оставалось незамеченным. И все же, несмотря на отдельные судейские и организационные упущения, соревнования прошли живо, в острой борьбе. Они вызвали огромный интерес у зрителей и способствовали популяризации автомобильного спорта. Автомобилисты с честью пронесли эстафету мира по республикам Прибалтики. В. ЕГОРОВ, нештатный корр. журнала «За рулем». Старт шоссейной гонки.Фото автора.