ЗАВОДкоммунизмОсвоив выпуск минских самосвалов, ж одинские автомобилестроители стали мечтать об оригинальной конструкции. Н а р одному хозяйству страны требовались более производительн ыеи совершенные машины . Новая модель автомобиля была необходима , в частности, в связи с изменившимися условиями работы придобыче угля и руды открытым способом . С амо свалы МАЗ - 5 25 оказались здесь недостаточно маневренными . Эксплуатационники, к роме того, в ыражалипожелание повысить скорость автомобилей, увеличить грузоподъемность, улучшить условия работы шоферов . М олодой коллектив конструкторов не побоялся взяться за создание оригинальной модели . И м предстояло прежде всего определить, к акимдолжен быть новый автомобиль. Пришлось тщательно проанализировать опыт производства и эксплуатации самосвала МАЗ - 5 25 , провести множество экспериментов, п реждечем был создан проектбудущего автомобиля. Н е мало предложений внесли рабочие, техники, технологи. Лишь после долгих и упорных поисков выявились его основные черты. Обычный способ повышения грузоподъемности — увеличение вместимости кузова за счет большей по размерам платф ормы (с усилением рамы, рессор, шин и т. д.) оказался не п риемлемым ; он неизбежно вызвал бы повышение веса автомобиля. Конструкторы пошли другим путем. О ни решили из менить конфигурацию кузова. Т ем самым удалось увеличить вместимость платформы и добиться лучшей устойчивости машины, так как центр тяжести сместился книзу. Н окаяфор ма кузова дала возможность укоротить базу самосвала на 25 % по сравнению сМАЗ - 5 25 . Это обеспечило высокую ма невренность, н еобходимую при работе в карьерах. К рометого , новые конструктивные решения позволили по высить грузоподъемность автомобиля на 2 тонны, а вес новой машины снизить на 4 тонны по сравнению сМАЗ - 5 25 . В то же время повышена скорость с 30 до 52 км/час, что обеспечи вается применением 12-цилиндрового 360-сильного двигателя Ярославского моторного завода. Все это позволит на каждом автомобиле перевозить за тот жепериодвремени значительно больше груза, ч ем ранее, сэкономить при изготовлении ма шин много металла, ускорить производство. Кабина на БелАЗ-540 — одноместная (для обучения вожде нию предусмотренооткидное сиденье). Благодаря этому уменьшились ее габариты, достигнута лучшая герметизация , с окращен расход металла. Учтено пожелание эксплуатационников об улучшении условий трудашофера . В кабине предусмотрена эффективная вен тиляция, х орошее отопление. Гидроусилитель руля облегчает управление. У лучшена обзорность. Д ля того чтобы водитель мог наблюдать за разгрузкойидорогойпри движении задним ходом , кабина сдвинута влево. За рекорднокороткийсрок люди разных специальностей, работая втесном содружестве, создали самосвал БелАЗ-540, который, как заявил в своей речи на XXIIсъездеКПССпер вый секретарь ЦККП Белоруссии К. Т. М азуров , «по своим характеристикам превосходит лучшие образцы автомобилей этого класса, изготовляемых в Соединенных Штатах Америки » . Коллектив завода готовится к серийному выпуску новой ма шины. Н е останавливая производства МАЗ - 5 25и не снижая темпов работы, предстоит поставить наконвейер БелАЗ-540. А пока новая машина проходит испытания. У же сейчас в планах конструкторов дальнейшее усовершенствование автомобиля. О нипредполагаютвближайшеевремя снизить его вес еще на 200 кг, а грузоподъемность довести до 28 тонн. П ри этом гарантийный срок службы повысится до 200 тысячS I елорусский гигант», «Самосвал-великан» — подобные за головки можно было встретить на страницах газет вка нун XXII съезда КПСС . В них сообщалось, что молодой коллектив Белорусского автозавода вподарок съезду изготовил новый 27-тонный автомобиль БелАЗ-540. П редшественникомего был известный всем МАЗ - 5 25 . Д о 1959 года эти автомобили выпускал Минский автозавод, основная продукция которого — семитонные грузовики. Д ля увеличения выпуска большегрузных автомобилей здесь пришлось бы пойти по пути универсализации производства, что, как известно, н е способствует росту производительности труда, затрудняет внедрение комплексной механизации и автоматизации. Вот почему было решено организовать новый автозавод, специализированный на производстве большегрузных автомобилей. Такой завод был создан недалеко от Минска , в поселкеЖодино , на базе небольшого предприятия, выпускавшего раньш едорожные машины. Н елегко пришлось жодинцамв первое время. Весь коллек тив завода переучивался, активно участвовал в строительстве, м онтаже оборудования, пуске главного конвейера . У жечерез восемь месяцев, намного раньше намеченного срока, р екон струкция предприятия была завершена и начался выпуск автом обилей . Сейчас жодинские самосвалы можно увидеть не только в нашей стране, но идалекозаеепределами — в Ки тае, К орее , Чехословакии, Вьетнаме, н а Кубе. У1