CeJjtc>$^^О тот день мотолюбители и сами "спортсмены ждалис нетерпением. В столице Латвии были назначены большие шоссейно-кольцевые гонки. Приглашения получили опытные спортсмены из Коврова, И жевскаи других городов страны. Два обстоятельства особо привлекли внимание рижан , повысили интерес кгонкам : участники выступали на серийных дорожных мотоциклах и мотороллерах, которые еще ни разу не выходили на старт кольцевых гонок; соревнования такого большого масштаба проводил не ЦАМК СССР, не республиканский идаже не городской комитет ДОСААФ . Их организатором выступал Биериньский самодеятельный автомотоклуб (г. Рига). Подготовку трассы, п ри ­ глашение участников, подбор судей — все это взяли на себя общественники — члены клуба. Конечно, Латвийский коми ­ тет оборонного Общества во многомпомог инициаторам соревнований, но, повторяю, основную работу по проведе ­ нию этой встречи сделала общественность. Гонки закончились успешно. Биериньский клуб иего активисты выдержали трудный экзамен , обогатив себя ценным опытом организации крупных соревнований. «Мотоспорт — для всех» — под таким девизом у нас проходило уже не одно соревнование мотолюбителей на собственных машинах. В этих словах заключен смысл создания самодеятельных автомотоклубов. Тяга к технике у нашей моло ­ д ежи растет очень быстро. С каждымгодому нас все больше становится мо ­ тоциклов, мотороллеров, автомобилей. Штатные клубы не в силах справиться с обслуживанием всех автомотолюбителей.CkJkY^rСамодеятельные автомотоклубы уже играют важную роль в системе спортивных организаций. Поэтому полезно было бы обобщить их опыт, помочь импре ­ одолеть трудности роста. Во всяком случае эта тема заслуживает большого и серьезного разговора. Д ля становления самодеятельных клубов у нас характерен примерОгрскогоАМК (г. О гре ) . «Первый кирпич» в основание этого клуба был заложен год тому назад на импровизированном заседании небольшой группы любителей мотоспорта. И з ­ брали председателя, с екретаря . Н ока ­ кой же это клуб из семи человек? Тогда постановили: к аждыйдолжен привлечь в члены клуба еще троих-четверых. Н о ­ вичкам давали такое же задание. Когда клуб пополнился, начали думать о создании материальной базы. Д енег , поступивших от сбора членских взносов, было слишком мало. Их не хватало даже для покупки одного легкого мотоцикла. Решили приобрести запасные части для восстановления четырех мотоциклов, выделенных Республиканским комитетом ДОСААФ. Спортсмены тренировались по очереди , готовились кбудущим соревнованиям. С коро стало ясно, что надо искать ка ­ кой-то другой выход. Требовались новые машины. Н о средств по - п режнему было мало. Тогда на заседании совета клуба наметили провести межрайонныймото ­ кросс. Пригласили спортсменов из Биёриньского, М адонского самодеятельных автомотоклубов и из республиканского АМК . От Огрского района выступило 4 спортсмена на клубных машинах и5 — на собственных. Эти соревнования были организованы целиком на общественных началах. Активисты заранее позаботились орекламе — подготовили афиши, расклеили их по городу. Число зрителей превзошло все ожидания. Следуя установившейся в нашей рес ­ публике традции — добиваться самооку ­ паемости соревнований, энтузиасты из Огре провели затемеще три платных кросса. Это помогло приобрести три мотоцикла, два двигателя, спортивный инвентарь. Сейчас огрские досаафовцы заканчивают сооружениегаража по проекту, р азработанному заместителем председа ­ теля совета клуба инженером - с троите ­ л ем Я. Брасла. О ни все делают сами. Вечерами после работы ив воскресные дни выходят на строительную площадку. Энтузиастам помогают местные органи ­ зации. Райисполком отпустил кирпич и щебень. К репкую связь установил клуб с работниками строительной конторы, к которым не раз пришлось обращаться за советом. З акороткое время клуб подготовил 9 спортсменов третьего разрядаи4 — второго. Гонщики успешно овладевают мастерством. Вот, к примеру, М . Брант. О н начал заниматься в автомотоклубе с марта 1961 года. В мае впервые стартовал вмежрайонном мотокроссе. З а -•awК тому же клубы в основном заняты подготовкой водителей, спорту они пока уделяют мало внимания. Н о было бы неверным думать, что самодеятельные клубы своим рождением обязаны только тому, что сеть штатных клубов еще недостаточна. Д ушой советс кого спорта является инициатива масс, использование сил и опыта общественности. На этом принципе строят свою деятельность все низовые коллективы физкультуры. П римером тому в области технических видов спорта как рази являются самодеятельные автомотоклубы. В Латвии они начали возникать в1957 — 1 958 годах. Первыми такой клуб организовали по опыту радиолюбителей Московско ­ го коксогазового завода и досаафовцев Уралмаша члены оборонногоОбщества Рижского судоремонтного завода. Их инициативу поддержаламолодежьрай промкомбината поселка Нерета Екабпилсского района. А сейчас у нас 18 таких клубов — 7 в столице и 11 в других городах. О ни объединяют много спортсменов и автомотолюбителей.На старте межрайонного мотокросса спортсмены самодеятельных автомотоклубов. •лей, мотоциклов, мотороллеров, мопедов и мотовелосипедов. Если раньше автомотоспорт был в основном привилегией жителей крупных городов (штатные клубы существовали у нас только в Риге, Лиепае, Даугавпилсе и Валмиере), то сейчас он стал культивироваться на перифирии и, что особенно важно, — в колхозах и совхозах. В соревнованиях все чаще стали участвовать женщины. Самодеятельные АМК создали реальную возможность по-новому решать проблему воспитания спортсменов высшей квалификации. Мы и раньше знали формулу «массовость — основа мастерства». Теперь она приобрела для нас более реальный смысл. В республике быстро растет число разрядников и мастеров спорта. Не владея навыками вождения мотоцикла, поступил в Тукумский клуб (г. Тукум) шофер И. Лагэдынь. Упорные тренировки и участие в соревнованиях районного, а затем и республиканского масштаба выдвинули его в число лучших гонщиков города. Сейчас воспитанник самодеятельного клуба имеет первый разряд. С клубных соревнований начал и перворазрядник Э. Рамутис из Елгавы, ставший чемпионом Латвии в классе мо ­ тоциклов 750 см3с колясками. Наш опыт убедительно свидетельствует, что для начинающих спортсменов общественные клубы — верный путь в большой спорт. Мотобол. Эти увлекательные соревноНаконец, самодеятельные АМКв знавания провел Биериньскнй автомотоклуб. чительной мере облегчают задачу массовой подготовки водителей в системе ДОСААФ. На каких же организационных основах выделение и подбор судей, руководство работают наши клубы? Возникло некружками и курсами, строительством сколько форм нештатных АМК: при горемонтных мастерских и гаражей, заняродских и районных комитетах ДОСААФ , тиями и тренировками команд, подготовпри крупных промышленных предприяка общественных тренеров и судей. тиях, учебных заведениях и колхозах. В самодеятельных АМК несколько секМожет возникнуть вопрос: какая лучшая ций: мотоциклетная, учебно-методичеиз них? Думаем, что целесообразно ская, автомодельная, туристская. В Латразвивать все эти формы. вии наиболее распространен мотоспорт. Автомобилистов у нас значительно меньАвтомотоклубы на крупных стройках и ше. Поэтому во многих клубах автомопредприятиях (особенно близких по пробильных секций пока нет. Не везде есть филю к автомобильной и мотоциклетавтомодельные и туристские секции. ной промышленности) имеют большие Актив автомотоклуба — это спортсмевозможности создать хорошую матены, тренеры и судьи, авто- и мотолюбириально-техническую базу для занятий тели, комсомольские работники, учащиеспортом. Это важно прежде всего в нася, представители транспортных органичальный период. С помощью профсоюззаций, милиции. ной, комсомольской организаций и адСоздание самодеятельных АМК — деминистрации предприятия здесь легче ло полезное, но и весьма ответственное. решить вопросы приобретения мотоцикЗастрельщиками в их организации, как лов или автомобилей, сооружения гараправило, являются первичные организажей и мастерских. Если это, например, ции ДОСААФ . В руководстве работой машиностроительный или механический самодеятельных клубов и их секций акзавод, то досаафовцы смогут найти возтивное участие принимают районные и можности для постройки двигателя, городские комитеты Общества. Много спортивного автомобиля или судна. внимания деятельности этих общественВ колхозах, совхозах и ремонтно-техных организаций уделяет республиканнических станциях также есть возможноский комитет ДОСААФ . Работа клубов, сти для помощи спортсменам. Организатаким образом, не пущена на самотек, цию самодеятельных автомотоклубов а все время находится в поле зрения облегчает знакомство людей с различкомитетов ДОСААФ , которые направной техникой. Кроме того, надо помнить, ляют инициативу общественников по что приобщение жителей села к оборонправильному руслу. Это исключает слуно-массовой и спортивной работе являетчаи, когда под маркой самодеятельного ся важной задачей оборонного ОбщеАМК начинают действовать дельцы, ства. Созданию клубов на селе мы прииспользующие клубы в личных целях даем большое значение. (как это имело место в отдельных клуНужны клубы и при городских, а также бах РСФСР и Украины). районных комитетах ДОСААФ. В них Наличие нештатных клубов позволило должна объединяться молодежь небольнам решить сразу несколько задач. ших учреждений и предприятий. Прежде всего, — и это главное — улучКаковы перспективы дальнейшего разшилась спортивная работа непосредственно в первичных организациях. В совития самодеятельных автомотоклубов в республике? ЬК\л считаем, что нецелесоревнованиях теперь, как правило, выстуобразно организовывать их там, где нет пают владельцы собственных автомобитем участвовал еще в двух соревнованиях, проведенных клубом. По результатам состязаний его включили в команду Огрского района, которая выступала на первенстве ДОСААФ республики по мотокроссу. Молодые спортсмены проявили немало упорства, и команда заняла третье место. Самодеятельные АМК растут, набирают силу. Их делами руководят общественные советы во главе с председателем. Диапазон работы обширен. Тут и составление календарных планов, организация и проведение соревнований,условий для создания необходимой материальной базы. Особенно важно придерживаться этого принципа сейчас, когда мы еще не имеем возможности понастоящему обеспечить техникой и спортивным инвентарем уже существующие клубы. Как же быть в таком случае с мелкими первичными организациями? Ведь в ближайшие годы, когда мотоспорт станет действительно массовым, клубы при райкомах ДОСААФ не смогут удовлетворить потребности всех желающих. Выход из этого положения есть. В члены клуба надо принимать не только отдельных лиц, но и целые организации. Самодеятельный клуб мог бы выезжать в них для проведения соревнований со своим оборудованием и судейским аппаратом. Общественные клубы в Латвии стали большой силой. С каждым годом в них будут воспитываться все новые и новые спортсмены. Чтобы стимулировать эту работу, мы намечаем в 1962 году проводить зональные соревнования самодеятельных АМК для отбора участников на первенство республики. Такая система еще шире откроет двери в спорт мотогонщикам самодеятельных АМК , облегчит им овладение мастерством. Клубы, возникшие по инициативе общественности, нуждаются в постоянной помощи и поддержке. Республиканский комитет ДОСААФ намечает провести совещание председателей советов самодеятельных АМК. Назрела необходимость организовать обмен мнениями по этим вопросам ив более широком масштабе. На наш взгляд, нужно подумать ио новом наименовании клубов. Сейчас их именуют самодеятельными. Нам кажется, что им следовало бы присвоить другое название: «общественные». Это полнее отразило бы сущность их работы и больше соответствовало духу времени. Необходимо всемерно изучать, обобщать и распространять опыт работы об ­ щественных клубов, и чем полнокровнее они будут жить, тем больше выиграет наш спорт. А. НЕЙС председатель Латвийского республиканского комитета ДОСААФ.Воспитанник Огрского клуба М. Брант на дистанции кросса.