Каждый опытный гонщик имеет набор винтов с различным шагом и выбирает тот из них, который лучше подходит к атмосферным условиям. Поэтому для спортсмена важно уметь сделать своими силами по имеющемуся винту запасные, а также винты с измененным шагом. Изменения шага можно достичь правкой лопастей на стальном слитке, имеющем поверхность нагнетающей стороны лопасти и укрепленном на шаговой плите. Для этого лопасть предварительно нагревают, а затем правят киянкой. Сделать винт сложнее. По основному винту (используя его как модель) изготовляют пресс-форму из эпоксидной смолы или гипса. Затем отливают модели винтов из восковой смеси, формуют их, выплавляют смесь и заливают форму металлом. Такой способ позволяет достичь высокой точности и выдержать геометрию, присущую оригиналу. Остается только расточить ступицу и отполировать лопасти винта. При обработке лопасти непрерывно контролируют по шаговым шаблонам, затем балансируют и полируют. Современные гребные винты гоночных судов делают из высокопрочных алюминиево - железисто-марганцовистых бронз, а в последнее время — и из нержавеющих сталей. Чтобы успешно бороться за дальнейший рост скоростей, спортсмен должен уметь оценить возможности своего судна и отдельных его агрегатов, находить наивыгоднейшие режимы и определять предельные технические возможности. Новая техника требует от спортсмена разносторонних знаний, творческой смелости и упорства. Инж. А. ВОЩИНИН.Полупогруженные винты гоночных судов: а — винт мотора «Кёниг-250»; б — винт конструкции ЦМК ДОСААФ; в иг — винты мотора <Дельфин-175>.Нужен комплект винтовподбора мноО тгом зависитгребного винта воизвестход судна. Как но, винт создает упор, равный сопротивлению воды, которое меняется в зависимости от скорости хода и нагрузки судна. С ростом скорости оно быстро повышается, поэтому упор необходимо увеличивать, сохраняя номинальное число оборотов двигателя. моторных лодках с двигателями «Москва», в значительной мере объясняются правильным подбором винтов и доводкой подводной части. Опыт наших ведущих гонщиков должен стать достоянием всех спортсменов. Но пора и промышленности начать выпуск комплекта из 3—4 сменных винтов к нашим подвесным моторам. Например, к мотору «Москва» нужны «грузовой», «скоростной» и «туристический» винты для использования на дюралюминиевой лодке «Казанка» и катерах типа «МК-5» и «Мир». К мотору «Стрела», предназначенному для судов с ходовым весом порядка 200—250 кг, очевидно, будет достаточно двух винтов — «грузового» и «нормального». Затратив несколько ми ­ нут на установку винта для требуемого режима, можно выиграть в скорости и сократить расход топлива. Пока что некоторый опыт по конструированию винтов новых типов для проектируемых спортивных судов накоплен только в Центральном морском клубе ДОСААФ . Там проводится также работа по обмену опытом. В специальных бюллетенях Клуба приводятся конкретные рекомендации, которые помогают изготовить и установить разработанные и проверенные Клубом винты. Надо считать достижением разработанный в Клубе трехлопастный винт для спортивного катера «Синичка» водоизмещением 0,86 тс автомобильным двигателем от «Москвича-401». Он развивает скорость до 30 км/час. Представляет интерес и винт для полускольэящего глиссера «Волна», на котором установлен стационарно мотоциклетный двигатель М-72. Двухлопастной винт с авиационным профилем обеспечивает скорость 27 км/час при четырех пассажирах. В бюллетене «Гребные винты» (вып. 2, Москва, 1960 г.), изданном ЦМК ДОСААФ , представлены чертежи и установочные шаблоны 6 типов гребных винтов, охватывающих большой диапазон эксплуатационных режи ­ мов («гоночные», «туристические», «грузовые»). Надо, чтобы полезная деятельность Клуба получила действенную поддержку промышленности. Это в интересах всех любителей водно-моторного спорта и туризма. К сожалению, у нас еще нет специализированных организаций, которые бы занимались разработкой и изготовлением винтов спортивно-туристического назначения. Очевидно, их надо создать при заводах, выпускающих подвесные моторы. В серийном производстве предпочтение следует отдать трехлопастным винтам. Правда, они несколько сложнее в изготовлении, но зато обеспечивают более широкие диапазоны использования. Водно-моторный спорт становится одним из самых массовых среди технических видов спорта, поэтому улучшение качеств гребных винтов не терпит отлагательств. От этого во многом зависит дальнейший рост скоростей. Инж. В. ВИШНЕВСКИЙ. ЧТО ЧИТАТЬ О ГРЕБНЫХ ВИНТАХ М. М. Жученко и В. М. Иванов. Расчечеты гребных винтов. М. Машгиз, 1953 г. • Питер дю Кейн. Быстроходные катера. Л. Судпромгиз, 1960 г. • К. П. Лебедев и Н. Н. Соколов. Технология производства гребных винтов. Л. Судпромгиз, 1951 г. • Н. Н. Соколов и М. Л . Розен. Гребные винты из нержавеющей стали. Л . Судпромгиз, 1960 г. •T =fгдеNТ —упор;f — число оборотов; N — мощность; V — скорость хода. Таким образом, винт определенного диаметра и шага будет хорош лишь при одном определенном режиме. Менять на ходу размеры винта для каждого режима невозможно. Поэтому надо подбирать его так, чтобы максимальный к.п.д. приходился на более употребительные ходовые режимы, или применять винт с регулируемым шагом (с изменяющимся углом установки лопастей к оси винта), который обеспечивает постоянно работу с максимальным к.п.д. Для любителей водно-моторного спорта и туризма большой интерес представляют винты с регулируемым шагом, у которых можно хотя бы вручную менять углы установки лопастей. Они не намного сложнее обычных цельнолитых и вместе с тем обладают преимуществами в эксплуатации. Используя такой винт в качестве шаблона, легко подобрать, а затем и изготовить обычный литой винт для любого судна. Высокие скорости, показанные спортсменами ДОСААФ Г. Горбачевым, А. Тришиным, В. Лавровым, Ю. Смирновым и 3. Атамановой на30