Нас нимке : гоночные автомобили «ЭстОНИЯ-3». На переднем плане Яан Кююнсмяз (слева) и Эгон Месила. Фото Д. Л ранца.Здесь строят гоночные автомобили „Эстония"Цетыре года назад эстонские мотогонщики Яан Кююнемяэ 'и Антс Сейлер решили попробовать свои силы в автомобильном спорте. Чтобы участвовать в соревнованиях, необходимы были гоночные автомобили. Где их взять! Спортсмены решили создать такие машины своими силами. Обратились за помощью к коллективу Таллинского авторемонтного завода. И он пошел навстречу энтузиастам. Многие рабочие, инженеры и техники с увлечением начали строить первый в Эстонии гоночный автомобиль третьей формулы (с рабочим объемом цилиндров до 500 см3). Антс Сейлер в свободное от работы время подготовил чертежи, главный технолог завода Вяйно Паасик составил технологию изготовления автомобиля. Руководил его постройкой контрольный мастер Рональд Крууг. И вот наступил день, когда первенец эстонского гоночного автомобилестроения вышел за ворота завода. А в сентябре 1958 года этот автомобиль с маркой «Эстония-1» стартовал в соревнованиях в Ленинграде. Вел его Антс Сейлер. Прошел еще год. Заводской коллектив не оставлял полюбившуюся ему работу. Были созданы новые типы гоночных машин третьей формулы. Их назвали «Эстония-2» и «Эстоння-3». Летом 1959 года они участвовали в автомобильных гонках на первенство СССР в Минске. За рулем «Эстонии-3» сидел Вяйно Паасик, «Эстонии-2» — Антс Сейлер, а «Эстонии-1»— конструктор завода Уно Аава. Их успехи привлекли к автомобильному спорту новых людей. Вскоре ряды заводских гонщиков-автомобилистов пополнились еще двумя спортсменами. Это были слесари Эгон Месила и Энн Гриффель. ...Экспериментальное отделение Таллинского авторемонтного завода. Здесь впервые в Советском Союзе налажено серийное производство гоночных автомобилей. — Организации ДОСААФ, — рассказывает начальник цеха № 2 Игорь Широхов, — заключили с нашим предприятием договор на изготовление «Эстонии-3». Программа немалая, если учесть, что в отделении работает лишь Десять человек. Да, их только десять. Но это люди творчества и Инициативы. Здесь трудятся такие мастера своего дела, как сварщик Эдгар Херм, слесарь-сборщик Яан Кююнемяэ, токарь-шлифовальщик Арно Иоала, слесарь Вальдек Вальксаар и другие. Весь свой большой опыт умельцев они вкладывают в создание гоночных машин. У одного из автомобилей стоит молодой человек в зеленом спортивном костюме. Это бригадир Антс Сейлер. — Любителей автомобильного спорта интересуют технические данные «Эстонии-3». Расскажите, пожалуйста, об этом, — просим мы его. — На нашей «Эстонии-3» установлен двигатель М-52С от гоночного мотоцикла Ирбитского завода, с рабочим объемом цилиндров 500 см3, мощность около 40 л. с. при 7500 об/мин. Коробка передач от мотоцикла М-72. База, т. е. расстояние между передней и задней осью, составляет 2200 мм, ширина машины по переднему мосту 1200 мм и по заднему—1100 мм. Размер шин 3,25 X 16. Бригадир скромно умалчивает о том, что машины здесь изготовляют с очень высокой точностью подгонки деталей. И первостепенное значение, конечно, имеет та заинтересованность и любовь, с которой весь коллектив экспериментального цеха относится к порученному ему делу. Уже сегодня эстонские автомобилестроители думают о будущем. Одновременно с изготовлением «Эстонии-3» они разрабатывают новый тип гоночного автомобиля. Это будет машина формулы «Юниор». Ее создают на базе «Москвича-407». Первый образец этого автомобиля построен. Одновременно с юниором предполагается завершить изготовление спортивно-гоночной машины класса «Москвич-407». Ее постройкой заводские любители автомобильного спорта занимаются в свободное от работы время. В. КУУС.10