ОТ ПРОСТОГОО СИСТЕМАТИЧНОСТИИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИВ ИЗУЧЕНИИ ОПИСАТЕЛЬНОГО КУРСА «АВТОМОБИЛЬ» D принятой историческим XXII съезд ом новой Программе КПСС подчеркнуто, что с развитием науки и техники следует непрерывно совершенствовать систему производственного и профессионально-технического обучения. В условиях ускоренного технического прогресса и всестороннего улучшения культуры производства обучение рабочих не может быть ограничено программой техминимума, оно должно непременно включать в себя и элементы инженерно-технической подготовки. Сама жизнь выдвинула на первый план эту необходимость. Для грамотной эксплуатации и обслуживания сложной техники, которой оснащается современная промышленность и сельское хозяйство, недостаточно хорошо знать устройство машины, необходимо четко понимать рабочие процессы, происходящие в ней, их взаимодействие и взаимосвязи. Между тем существующие программы подготовки рабочих автотранспортных специальностей (шоферов, автослесарей и других), на наш взгляд, не позволяют последовательно и логично включать в излагаемый материал необходимые инженерно-технические знания. Созданные еще в тридцатых годах, эти программы до сих пор строят преподавание учебного курса «Автомобиль» по традиционной «силовой» схеме. Устройство автомобиля по-прежнему изучается в направлении передачи усилия: двигатель — силовая передача — ходовая часть — механизмы управления. Подобным образом составлено и большинство учебных и методических пособий. А при такой системе изложения часто невозможно обосновать и доказать преемственность изучаемого материала, добиться четкого понимания природы рассматриваемых явлений. Мы знаем, что некоторые с нами не согласятся. Среди части преподавателей еще бытует, к сожалению, мнение, что совершенно безразлично, с чего начинать изучение автомобиля — с двигателя или ходовой части. Главное внимание обращается ими лишь на систему и последовательность в изложении отдельной темы или отдельного занятия. По нашему убеждению, это неправильно. Конечно, если судить об элементах инженерно-технической подготовки в программах обучения шоферов и автослесарей лишь по наличию в них определенной суммы технических терминов, может показаться, что они вполне удовлетворительны. Действительно, и при изучении автомобиля по «силовой» схеме учащиеся получают некоторые сведения о таких понятиях, как «мощность», «крутящий момент», «тяговая сила», «передаточное число», «изменение тягового усилия» и т. п. Однако понятия эти формируются бессистемно и часто не отражают реальные закономерности и завии55.ОII ^ « ГГ"\• Шf^Г -Г\Г\\ЛЛ LJI IIIК ЛI IX/II VI\ /УвввТI J|IТГ% I^ В * * в#V B ^ в»симости процесса движения автомобиля. Поэтому, начиная изучение автомобиля с рассказа о поршневом двигателе внутреннего сгорания (карбюраторном или дизельном), преподаватель непременно сталкивается с такими вопросами, как «Почему выбран именно такой двигатель?», «Почему у него такая мощность, крутящий момент, число оборотов?» А между тем от обоснованных ответов на эти коренные вопросы во многом зависит понимание устройства двигателя. Недоумение, если не больше, вызывает у учащихся и принятая в программах последовательность изучения систем двигателя — охлаждение, смазка, питание и зажигание. Ведь если исходить из сущности происходящих в нем процессов, то вначале, безусловно, следует говорить о питании двигателя, затем о зажигании смеси, охлаждении цилиндров и потом уже о смазке деталей. При ознакомлении с силовой передачей курсанты, еще не зная, как и при каких условиях движется автомобиль, часто не понимают, зачем надо изменять тяговое усилие, почему нельзя соединить двигатель с колесами автомобиля непосредственно и изменять скорость движения только степенью открытия дроссельной заслонки? Неясные представления создаются у них ио причинах распределения механизмов силовой передачи вдоль шасси автомобиля именно таким образом, как это принято. В результате выпускники курсов подготовки шоферов, накапливая определенный багаж знаний об автомобильных механизмах, имеют очень смутное представление о процессах, лежащих в основе их работы, о взаимозависимости этих процессов и механизмов в действующей машине. Преподавание по «силовой» схеме не соответствует и основным принципам советской педагогики: от простого — к сложному, от известногок неизвестному. Мы привели лишь несколько примеров. Однако и они, по нашему мнению, со всей очевидностью говорят о необходимости изменения последовательности описательного курса «Автомобиль». Изучение процессов работы всей машины и ее частей должно логически приводить к выводу о том, что применение ее механизмов обосновано. Нами разработан и экспериментально проверен примерный тематический план программы, на наш взгляд, в основном удовлетворяющий этим требованиям. Такой план изложения учебного материала позволяет вначале внимательно проанализировать рабочий процесс движения автомобиля в эксплуатационных условиях, а затем, учитывая его особенности, обосновать выбор рабочих органов автомобиля, показать тенденции в их развитии. Он дает возможность объяснить не только выбор двигателя авто-мобиля, но и конструкцию всего передаточного механизма машины. Вот как он выглядит. Введение. 1. Общее устройство автомобиля и приемы управления им. 2. Движение автомобиля по прямой и устройство ходовой части. 3. Движение автомобипя на поворотах и устройство рулевого управления. 4. Торможение автомобиля и устройство тормозов. 5. Двигатель автомобиля. 6. Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы. 7. Система питания. 8. Система зажигания. 9. Система охлаждения. 10. Система смазки. 11. Силовая передача. 12. Электрооборудование автомобиля. 13. Дополнительное оборудование автомобиля. Сущность приводимого тематического плана определена правилом — «от простого — к сложному». Действительно, в конструкции автомобиля наиболее простым техническим устройством в сравнении с двигателем или силовой передачей является ходовая часть. Начиная обучение с этой темы, можно постепенно формировать технические представления учащихся на сравнительно несложных объектах и подготовить условия для перехода к изучению основных узлов и механизмов автомобиля. Наконец, обучение будущих шоферов вождению автомобиля, которое, как известно, начинается вскоре после начала занятий, предполагает предварительное ознакомление их с его ходовой частью и органами управления. Новая последовательность изучения описательного курса «Автомобиль», на наш взгляд, положительно решает и эту задачу. Полученные результаты занятий по такому тематическому плану показали, что в изучаемых объектах лучше раскрывается их причинная обусловленность и взаимосвязь, а учебный материал усваивается курсантами значительно легче и прочнее. Развитие технического мышления обучающихся позволит им не только грамотно управлять доверенной им техникой и производительно ее использовать, но и творчески участвовать в совершенствовании производства. Обсуждение предлагаемых изменений широким кругом специалистов — преподавателей и методистов автодела — будет способствовать выработке наилучшего решения этой, по нашему мнению, актуальной проблемы обучения специалистов автомобильного транспорта. В. БЕСПАЛЬКО, кандидат педагогических наук, Б. ГЕЛЬБУРТ, инженер-педагог.16