«Труд строителей Братской гидроэлектростанции — это великий подвиг». Н. С. ХРУЩЕВ.ГВАРДЕЙЦЫ БРАТСКОЙ ГЭСС верхней эстакады плотины- открывается грандиозная панорама строительства крупнейшей в мире гидроэлектростанции. Н аснимке : Василий Ладин, бригадир шоферов, обеспечивающих подвоз бетона к основным сооружениям энергетического гиганта на Ангаре. Гордое слово «гвардия», известное у нас давно, особенно глубоко захватило сердца советских людей в тревожные годы Великой Отечественной войны. Там, где необходимо было выстоять во чтобы то ни стало или намечалось наверняка разгромить врага, в первый эшелон решительно выдвигалась Советская гвардия. Всегда в огне, на самых трудных участках, на направлениях главных ударов — такой ее знают и чтут советские люди. С окончанием войны время подвигов... Нет надобности перечислять все грузы, доставляемые автомобильным транспортом. Достаточно сказать, что с начала строительства одного только бетона уложено в различные сооружения более 3 млн. кубометров. Первый бетон был подвезен к плотине в 1958 году. С тех пор этот участок работы приковывает общее внимание. На подвозке гравия, камня, цемента к бетонным заводам и доставке готового строительного материала бригадам бетонщиков заняты лучшие шоферы стройки. О некоторых из них мне хочется ко ­ ротко рассказать. ломали головы; он сложился сам собой: Правый берег, Бетонный завод... В домике под № 28 Ладины живут и теперь. Волковы недавно переехали в новую квартиру по Байкальской улице. Друзья-сослуживцы возглавляют сейчас шоферские бригады, соревнующиеся за получение почетных званий бригад коммунистического труда. 17 машин Ладина почти круглосуточно доставляют бетон на главный объект строительстварусловую плотину. 20 автомобилей Волкова снабжают тем же материалом ЛПК — в недалеком будущем крупнейший комплекс лесопромышленных предприятий, который будет работать на электроэнергии Братской ГЭС. У бригадиров много забот. Справляться с ними им помогает армейская закалка — собранность, деловитость, чувство дисциплины и, конечно, высокая техническая грамотность. Волков уже имеет квалификацию шофера первого класса, Ладин заканчивает курсы «первоклассников». Но думая о коллективе, бригадиры ни на минуту не забывают о своем личном вкладе в выполнение плана. У каждого из них свой боевой МАЗ , на котором ежедневно нужно выезжать на линию ик концу месяца «дать план» — по тоннокилометрам, экономии топлива, резины, ремонтных средств. Бригада Волкова была зачинателем соревнования за звание бригад коммунистического труда среди рабочих правобережного автотранспортного участка, объединяющего пять автобаз. Год назад все члены бригады торжественно взяли на себя высокие обязательства. С той поры идет борьба за их воплощение в конкретные дела. Что нового внесло это в жизнь коллектива? Заметно изменилось отношение людей к технике,- к труду, к товарищам, к накоплению знаний. И вот бригада уже восемь раз была признана лучшей и ей столько же раз вручалось переходящее Красное знамя участка. Благодаря новой волне социалистического соревнования, охватившего все автобазы, автотранспортный участок Правого берега (№ 4) тоже вышел в передовые на Братскгэс-неокончилосьГудит стройка Братской гидроэлектростанции на Ангаре. В морозном воздухе далеко слышен хриплый голос сирен консольных кранов, шеренгой выстроившихся на верхней эстакаде. Время от времени раздаются взрывы — это дробят диабаз в карьерах. Ревет Ангара. Остановленная гигантским щитом из бетона и стали, она уже поднялась более, чем на 50 метров. Строители спешат, наращивают плотину. Река неотступно преследует их: день за днем повышается уровень Братского моря. Чтобы выиграть время, часть воды приходится сбрасывать через донные отверстия плотины. С конца прошлого года над рекой все отчетливее стал слышен низкий бас турбин. В октябре монтажники поставили на обороты первый агрегат ГЭС. Сейчас уже четыре агрегата приняли промышленную нагрузку, работают на коммунизм. К исходу года их будет десять, потом двадцать... В героической симфонии труда, звучащей над тайгой, не трудно различить гул автомобильных моторов. МАЗы, КрАЗы, КАЗы, ЗИЛы, ГАЗы — около трех тысяч машин, в большинстве дизельных, обслуживают стройку. Автомобилисты все время находятся в первых рядах наступающих на Ангару. А в моменты штурмов они неизменно составляю их главную ударную силу. Так было в 1957 году, когда зимой со льда перекрывалась правая половина реки. Так было летом 1959 года, когда 140 автомобилей-самосвалов, сбросив в реку 15 тысяч кубометров камня, за 19 часов перекрыли ее полностью.Во втором перекрытии Ангары вместе с другими участвовал МАЗ-205 № 65-03. От карьера к Ангаре и от Ангары до карьера он сновал с регулярностью маятника и скоростью ракеты на протяжении всего штурма. За рулем этого автомобиля посменно работали два Василия — Волков и Ладин, люди во многом схожей судьбы и большой дружбы. Они одногодки. Вместе служили в Советской Армии. Там овладели специальностью шофера, навсегда полюбили эту динамичную профессию. После нескольких лет сверхсрочной службы одновременно демобилизовались. М ожно было возвращаться в родные края. Но решили, вместе с семьями, двинуться на крупную стройку. Сердце рвалось к большому делу, хотелось сражаться на переднем крае семилетки. Взяв отпуск, Волков съездил в Братск «на рекогносцировку». Стройка есть, ж и ­ лья мало, особенно для семейных — таков был краткий вывод разведчика. На Ангаре Волковы и Ладины появились с расчетом, чтобы захватить побольше теплых дней, — в мае. И сразу же приступили к рубке (кругом лес!) времянок — небольших избушек «со всеми удобствами». Так поступали многие, кто приезжал сюда надолго, чтобы обживать этот край большого будущего. Усадьбу выбирали, исходя из простого признака — поближе к автохозяйству и бетонному заводу, где предстояло трудиться. Над почтовым адресом тоже не8 строе, выполнив годовой план почти на месяц раньше срока. Значительно более тщательной и продуманной стала подготовка автомобилей к выходу на линию, к безотказной высокопроизводительной работе. Характерен такой факт. Чтобы бетон не примерзал к металлическому кузову и легче соскальзывал при его опрокидывании, все бетоновозы были оборудованы обогревателями (с использованием тепла обработавших газов) и электровибраторами. Шофера стремятся к знаниям, охотно и настойчиво трудятся над повышением своей квалификации. На организованных при АТУ-4 курсах водителей первого класса занимается больше ста человек со всего Братскгэсстроя, в том числе восемь членов бригады Волкова. За высокие показатели в своей работе коммунист, член рабочкома участка Василий Волков награжден Большой серебряной медалью ВДНХ. На открытие Волжской ГЭС имени XXII съезда КПСС он ездил в составе делегации от автотранспортников Братска. Но в дни нашего пребывания на стройке произошло одно весьма примечательное событие, о котором нельзя не сказать. Прославленная бригада Волкова вынуждена была «сложить оружие» и передать Красное знамя другому коллективу — тринадцатой бригаде, возглавляемой Ладиным. Несмотря на зимние условия, ладинцы показали поистине гвардейскую хватку — выполнили месячное задание на 121 процент, тогда как бригада Волкова — лишь на 113 процентов. ...С первых слов, произнесенных Ладиным, когда я сел к нему в кабину, мне стало ясно, что моему собеседнику доставляет настоящую радость и гордость открывать стройку новому человеку. На эстакаде он показал мне, как идет большой бетон в плотину. Затем с высоты птичьего полета мы обозрели машинный зал, где еще зияли кратеры будущих турбин, и панораму строительства. Поехали на бетонный завод. Гостеприимный хозяин затянул меня вверх под самую крышу здания, где в грохоте и скрежете рождается бетон. Возвращались иным маршрутом. Ладин сделал трюк, чтобы показать, какая гора бракованного бетона выросла на берегу Ангары. Он был глубоко убежден, и с ним нельзя было не согласиться, что этот строительный материал можно и должно использовать более разумно. Потом, без каких-либо «наводящих» вопросов началось обсуждение технических, эксплуатационных, морально-бытовых и других проблем волнующих шоферов. МАЗ-205 имеет грузоподъемность 6 тонн. Но на нем приходится возить по 9 тонн. Почему? Это ровно два замеса бетономешалки. Не гонять же автомобиль недогруженным! МАЗ-205 хорошая, даже отличная машина. Однако систематические перегрузки сказываются и на ней. Не выдерживает резина. Баллоны быстро истираются и иногда рвутся. Правда, недавно начали поступать усиленные покрышки, которые значительно лучше выдерживают перегрузку. Нужно, чтобы их больше выпускали и поставляли на крупные новостройки, где работают бетономешалки такой же кубатуры, как на Братской ГЭС. Ведь это в полтора раза повышает производительность труда, снижает стоимость перевозок. 3. «За рулем» № 2По мнению Ладина, работникам Минского автозавода стоит подумать также над небольшим усилением рессор автомобиля. Они проседают. Не всегда, но случается. Заодно, пожалуй, следует позаботиться об отоплении кабины. В сильные морозы в ней холодно, замерзают ветровые стекла. Ладин обращает внимание на квадратное отверстие, вырезанное внизу кабины и поясняет, что это — вынужденная рационализация, люк для улавливания тепла двигателя. От обогрева кабины разговор незаметно перешел на обогрев кузова. Оказывается, бетон может не только примерзать, а и пригорать. Потом он коснулся проблемы питания электровибратора (как лучше: от аккумулятора или от электросети?), обеспечения строителей жи ­ льем, спецодеждой. К концу интервью в кабине Ладин рассказал о делах товарищеского суда, в котором он заседал всего лишь вчера. Рассматривалось два дела. Одно — о нарушении первой заповеди шофера, езде за рулем в пьяном виде. Приняли беспощадно суровое решение — требовать увольнения провинившегося со строительства ГЭС. По второму делу (молодой слесарь имел страстишку брать у товарищей без их ведома инструмент и не возвращать его) приговор вынесли более мягкий — дать месячный срок на исправление. Всего два рейса провел я вместе с Ладиным. И за это непродолжительное время он открылся мне как квалифицированный, увлеченный своей профессией и много думающий о ней водитель; расчетливый, прижимистый, в хорошем смысле этого слова, хозяин стройки и, наконец, как один из активных воспитателей своих товарищей по труду. Свои заботы, свои проблемы волнуют секретаря комсомольской организации четвертого автотранспортного участка Владимира Колесника. М ы познакомились с ним на курсах шоферов первого класса, созданных Братским городским комитетом ДОСААФ при АТУ-4. Владимир — слушатель этих курсов. Его беспокоит, что в Братске трудно достать литературу, необходимую для изучения автомобиля. Нет, например, учебников по новым правилам движения. Нет пособий по 25-тонному автомобилю МАЗ-525 (а таких машин на стройке много!). Владимир был глубоко возмущен тем, что Управление автомобильного транспорта Братскгэсстроя не только не помогает подготовке шоферов высшей квалификации — первого класса, а старается всячески притормозить ее. Заметим сразу, это резкое обвинение было совершенно правильным. На 1962 год Управление вовсе не планирует подготовку водителей первого класса на том основании, что они, мол, нам не нужны. Косность работников Управления и нехватка литературы, горячо заключил мой собеседник, мешают нам выполнять наши обязательства, идти к коммунистическому труду. Владимир Колесник — уроженец Карловки, небольшого украинского городка. Там он закончил ремесленное училище, получил специальность слесаря-котельщика. На работу уехал во Владивосток, на судоремонтный завод, где возглавлял комсомольско-молодежную бригаду. Специальность шофера Колесник получил во Владивостокском автомотоклубе ДОСААФ . — Мечтал о службе на флоте, — с мягкой улыбкой заметил он, — но как дали тягач — колес много, буфера! —В парке 4-го автотранспортного участка. Н аснимке : воспитанник Владивостокского АМК. секретарь комсомольской организации АТУ-4, ш офер второго класса Владимир Колесник и член рабочего комитета участка, ш офер первого класса, коммунист Василий Волков. так и забыл про море, почувствовал себя капитаном сухопутного корабля. Свою армейскую службу Колесник закончил в Хабаровске и вместе с группой товарищей зимой в страшенный мороз прибыл в Братск. В автохозяйстве новичку сразу дали дизельный автомобиль. Машина требовала серьезного ремонта. Это очень помогло молодому шоферу, который раньше водил только карбюраторные автомобили. За 15 дней, проведенных в авторемонтной мастерской, он успел полностью восстановить свой МАЗи основательно изучить его. А потом бетон, бетон, бетон. В дни, предшествовавшие XXII съезду КПСС, на автотранспортном участке была создана комсомольско-молодежная бригада. Ее возглавил Владимир Колесник. Готовясь по-боевому встретить XIV съезд ВЛКСМ, комсомольцы недавно создали еще две таких бригады. Взяты высокие обязательства — бороться за присвоение этим бригадам почетного звания «Имени XIV съезда ВЛКСМ», план выполнять не ниже чем на 110%, всем членам бригады учиться по специальности или в общеобразовательных школах... ...Гудит Братская ГЭС. Днем и ночью по дорогам стройки идут машины. Много. машин. За рулем каждой из них — советский человек, строитель, прокладывающий путь к новому в жизни. Много здесь и дорог. Но все они в конце концов ведут к плотине, сходятся около электростанции. И порой кажется, что это механизированная армия строителей штурмует крепость на Ангаре. Передовые ее отряды, вооруженные более мощной, более совершенной техникой, уже ворвались на крепостной вал — овладели верхней эстакадой. Это отряды бетоновозов. Мне хочется назвать их гвардейскими. Б. КУЗНЕЦОВ. Братск.9