Николай взглянул на часы. Больше нельзя было терять ни секунды. Побросав инструмент запазуху и накинув испорченную камеру через плечо, он на ходу завел мотоцикл и ринулся вперед. Только бы выдержал обод, только бы выдержал! До промежуточного финиша остается еще пять километров, потом три... пятьсот метров... Все! Успел! Но что делать дальше? На таком колесе далеко не уедешь. А чинить его некогда. Ведь машину сразу после финиша надо ставить в закрытый парк, а после обеда и отдыха — снова в путь. Один за другим уходили на дистанцию гонщики. Все шло, как обычно. И вдруг спортсмен под номером 65, едва переехав стартовую линию, слез с машины. Вот он снял колесо и, сменив покрышку, густо замотал колесо медицинским пластырем. Эти необычные действия, за которыми с удивлением следили зрители и судьи, были результатом смелого и, главное, единственно верного решения, которое нашел советский гонщик. В каждом пункте контроля времени Соколов добавлял для верности пластыря. И колесо выдержало не только этот день, но и завершающую соревнования&3Рас,7 «OftРпгс.'о9 об **»aJ"i'C«o* ахТолько не сдаваться . . .рудно давалась спортсменам эта гонка. Стоило взглянуть на измазанные машины, на запыленные комбинезоны участников, увидеть их осунувшиеся лица — и становилось понятным, какие полные драматизма эпизоды разыгрались на трассе тридцать четвертых международных мотоциклетных соревнований. ...Узкая дорога петляет в лесу. Угрожающе обнажены корни деревьев. Извилистая глубокая колея тянется по высохшему руслу горной речки, словно каменный желоб, из которого не вырваться. Сколько мастерства, выносливости и силы требует от гонщика такая трасса. Уже близится конец всех испытаний. И как приятно сознавать, что ты при этом не имеешь ни единого штрафного очка! Радость охватила Николая Соколова, приятной волной разлилась по телу. И в этот миг вдруг громко выстрелила лопнувшая камера, а машину с такой силой швырнуло в сторону, что гонщик едва удержался в седле. Случилось худшее. Под действием толчков и ударов на каменистой дороге обод переднего колеса окончательно разогнулся, а борта покрышки вылезли наружу. Так что же теперь делать? Отказаться от дальнейшей борьбы, смириться с поражением? Нет, только не сдаваться! Николай соскочил с машины и снял колесо. Ловкими рассчитанными движениями он поставил новую камеру и накачал ее, а затем, положив колесо на пенек, стал выправлять молотком обод. Он поддавался с трудом. С последним ударомТскоростную гонку. Золотая медаль ФИМ была заслуженной наградой спортсмену. Настойчивость, воля к победе, опыт. Сочетание этих качеств — высшая аттестация гонщика. Спортивная биография подчиняется законам, действующим в жизни: поре зрелости предшествует детство и юность. И, если спортсмен нашел свое призвание, если он смел и упорен, кривая его достижений неуклонно пойдет вверх, какие бы препятствия ни возникали на этом пути. ...В апрельский день 1949 г. пятнадцатилетний ученик 8-го класса 110-й московской школы Николай Соколов, взяв отцовское удостоверение на право вождения мотоцикла, ловко прилепил к нему свою фотокарточку. Он решил во что бы то ни стало участвовать в юношеском первенстве столицы по мотоциклетному спорту, а до заветных шестнадцати лет, дававших на это право, не хватало нескольких месяцев! Трюк, казалось, удался. Судейская коллегия не заметила подлога, а новоиспеченный гонщик блистательно доказал, что не зря влюбился в мотоцикл еще в восьмилетнем возрасте. Победа над соперниками в этом первом ответственном испытании была полной. Грудь юного спортсмена распирало от гордости. И вот тут-то пришло возмездие. Один из судей, желая узнать, кто же это новое спортивное светило, раскрыл удостоверение и вдруг замер, пораженный неожиданным открытием. Указанный там водительский стаж «с 1913 года» при всем желании не удалось привести в со-ответствие с безусым лицом владельца. Победителя тут же разоблачили, и он с позором был отправлен домой. Так кончилось спортивное детство Николая Соколова. Так он получил первый урок, узнал одну из главных спортивных заповедей — честность. Переживал свою неудачу незадачливый новичок тяжело, но желание стать спортсменом все же взяло верх. В конце концов Николай стал полноправным членом дружного коллектива московских армейцев. Наступила пора упорного труда, кропотливой учебы и увлекательных соревнований. Первые, уже не легкие успехи, первые, уже не детские огорчения. В 1951 году Соколов вышел на старт первенства страны по шоссейно-кольцевым гонкам. На высокое место особенно не рассчитывал. Соревнования проходили в предместьях Таллина, на одной из самых сложных кольцевых трасс. Чтобы победить здесь, нужно было не только владеть искусством вождения гоночных машин, но и обладать целым рядом других качеств, которые приходят только с опытом. И вдруг в ходе гонки Николай совершенно неожиданно для себя обнаружил, что самые грозные конкурентыСеливанов, Михайлов, Новиков остались позади. Он уже мог праздновать победу. Чтобы лишний раз удостовериться в этом, Николай оглянулся назад и... упал. Невезение. Буквально на каждом шагу подстерегает оно спортсменов. Лыжник, сломавший палку за несколько сот метров до финиша, боксер, которому присудили поражение во встрече с более слабым противником только потому, что у него оказалась рассечена бровь, бегун, подвернувший ногу, — случаев таких не перечесть. И все же чаще других превратности судьбы ощущают на себе мотоциклисты, ибо их успех зависит еще и от машины. Сколько раз сильнейшие наши гонщики Пылаев, Дежинов, Кадушкин, Решетнике, Севостьянов лишались верной победы из-за мелочей и случайностей. Сколько раз золотая медаль чемпиона вдруг ускользала из рук. «Вот и мне просто не повезло», — говорил себе не раз Соколов. Но в глубине души чувствовал, что будь он собраннее, предусмотрительнее, спортивное счастье было бы в его руках. Николай встречал свои неудачи — а их И после случалось немало, — как подобает настоящему бойцу. Они только подстегивали его, рождали удивительную находчивость и изобретательность. Советская Армия, тренеры и товарищи воспитали в молодом гонщике стойкость и смелость, сформировали несгибаемый характер спортсмена. А каждое соревнование, пусть даже самое несчастли-В ырваться со стартавпереди не уступ ать лидерства. Этой тактике придерж ивается мотоспортсмен Николай Соколов (Ш 41).Фото Ю. Клеманова.10