вое, пополняло копилку опыта и мастерства, прибавляло спортивной мудрости. И по мере того, как мужал спортивный талант Николая Соколова, росли его достижения. Гонщик уже не раз побеждал в крупных соревнованиях, дважды становился чемпионом страны. Но жизнь, как известно, учит и чемпионов, судит и победителей. Шел девятый год спортивной карьеры Соколова. Он решил выступать на мо ­ тоцикле с полным обтекателем (в то время все увлекались этой новинкой). Но в конструкции оказался существенный просчет: при торможении тормозной барабан «уходил» за обтекатель и охлаждение тормозов прекращалось. К сожалению, спортсмен понял это слишком поздно, когда гонка была в разгаре. Вскоре передний тормоз вышел из строя. Приходилось тормозить двигателем. Это сильно осложняло и без того тяжелую борьбу за лидерство с ижевским мастером Медведевым. Тот несколько раз выходил вперед и был явно настроен агрессивно. Соколов чувствовал, что он сильнее Медведева, но решил не форсировать событий. Пролетая мимо бокса, Николай взглянул на своего тренера: «Сколько?» Тот показал: «пять». Но при этом оба думали про разное — гонщика интересовало, сколько кругов осталось до финиша, тренер же показал, что Соколов выигрывает у Медведева пять секунд. Само по себе это недоразумение не сыграло бы решающей роли, если бы не одно обстоятельство. Когда соперники пошли последний круг, судья на старте-финише запоздал дать отмашку (он боялся ввести в заблуждение гонщика, которого в этот момент лидеры как раз обошли на целый круг). Примерно за километр до финиша Медведев рванулся вперед. Соколов спокойно пропустил конкурента, рассчитывая в нужный момент восстановить свое лидирующее положение. И действительно, за самой линией финиша он обошел Медведева, не ведая, что обгоняет уже чемпиона страны. Обидно, очень обидно проиграть соревнование, имея полное право на победу. Да, но как техник он все-таки оказался не на высоте. Может быть не стоило связываться с новинкой? Ведь обжегся же пять лет назад, когда поставил на кроссовый мотоцикл более мощный шоссейный двигатель. Нет, дело не в этом. Будешь бояться нового — останешься на месте, отстанешь. Надо только делать все продуманно, семь раз проверить. • К мотосезону прошлого года Соколов готовился особенно тщательно. На VI мотосоревнованиях в честь Дня Победы, проводившихся 9 мая в Праге с участием спортсменов дружественных армий, он лишь перед самым финишем уступил победу Крайчовичу. А в августе на международных кроссах в Риге и Ленинграде, где стартовали спортсмены 10 стран, Соколов добился двух полно весных побед, опередив многих класс ных гонщиков, в том числе чемпиона Чехословакии Дупшика. Лейтенант Советской Армии, заслуженный мастер спорта, коммунист Нико лай Соколов находится сейчас в расцвете сил и таланта. Пожелаем ему но вых успехов. С. РУМЯНЦЕВ.3*„АВТОМОТОКЛУБЫ И СПОРТ"I ак назвал тов. МИКИТЮК свое письмо в редакцию, которое было опубликовано в сентябрьском {1961 г.) номере журнала «За рулем*. Он поднял важный вопрос: автомотоклубы ДОСААФ должны повернуться лицом к спорту. Основа и цель их работы — массовость. Читатели продолжают разговор на эту актуальную тему. ПЕРВОЕ СЛОВО ЗА КОМИТЕТАМИ ДОСААФ В Переславле-Залесском Ярославской области существует автомотоклуб 3-го разряда, который непосредственно подчинен областному комитету ДОСААФ . На протяжении последних трех лет клуб не организовал ни одного соревнования, даже не принял участия в проведении Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта. Актива в автомотоклубе совсем нет, членов клуба, имеющих собственные мотоциклы и машины, тоже нет. Инструкторов-общественников и судей по автомотоспорту здесь не готовят. Чем же, спрашивается, занимается автомотоклуб? С ведома областного комитета ДОСААФ он превратился в автошколу. Я совершенно согласен с тем, что для оживления клубной работы надо укомплектовать АМК людьми, знающими и любящими спорт. Это принесет несомненную пользу. А главное, областным комитетам ДОСААФ надо пересмотреть свое отношение к клубам, не считать их только автошколами. Н. Капранов, председатель Переславль-Залесского горкома ДОСААФ . ВЕРНЫЙ ПУТЬ К МАССОВОСТИ У нас, в Крымской области, достаточно дорог с усовершенствованным покрытием, немало владельцев автомобилей и мотоциклов. В каждом районе можно встретить интереснейшие памятники самых разных времен, памятные места революционной борьбы и партизанского движения. Короче говоря, есть все возможности для массового развития автомотоспорта и туризма. Мы имеем в виду прежде всего соревнования и пробеги с участием индивидуальных владельцев автомобилей и особенно мотоциклов, а это в основном молодежь. Однако в крымских автомотоклубах ДОСААФ спортивная, массовая работа едва ли не на последнем месте. Главным считается платная подготовка шоферов. Мало что делают пока и самодеятельные АМК. Назрела необходимость направить внимание и усилия на организацию подлинно массовых спортивных автомотоклубов. Д. Водолазов, начальник ГАИ УВД Крымской области. ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСЕН Давно пора перестроить работу АМК, приблизить к автомотоспорту. Больше внимания также надо уделять подготовке шоферов-любителей и водителей мотоциклов. Где, как не здесь, резервы спорта? Когда жизнь клубов станет полнокровной, они смогут серьезно заняться пропагандой правил безопасности движения среди населения. А. Исаев, судья республиканской категории (Сумы).Трибуна „ З а рулём"ВРЕМЯ НЕ ЖДЕТВавтомобильных и мотоциклетных первенствах СССР и международных соревнованиях последних лет спортсмены РСФСР (если не считать москвичей и ленинградцев), как правило, показывают невысокие результаты. В чем же дело? Может быть, в нашей крупнейшей республике нет способных гонщиков? Они есть. Значит, причина в чем-то другом. Полную ясность в этот вопрос внесла Спартакиада по техническим видам спорта. Многие областные и даже зональные соревнования в России были плохо организованы, не отличались массовостью, порой проходили без борьбы. Нередко результаты их можно было безошибочно определить еще до старта. Бросалось в глаза, что спортсмены готовят машины примитивными способами, обмен опытом между ними, между тренерами не налажен. Вывод напрашивается сам собой — в республике нет единого центра, который осуществлял бы организационное и методическое руководство автомобильным и мотоциклетным спортом, центра, который действует в других республиках в виде федераций автомотоспорта и республиканских автомотоклубов. Мы считаем, что надо немедля приступить к созданию Всероссийской ФАМСи Всероссийского автомотоклуба. Это будет не так уж сложно и не потребует каких-либо капитальных вложений. В РСФСР много автомотоклубов ДОСААФи среди них есть такие, к о ­ торые можно превратить в полноправные зональные клубы, а один из них —в республиканский. Мы имеем в виду Вологду, Брянск, Ульяновск, Уфу, Казань, Воронеж, Ростов-на-Дону, Омск, Благовещенск, Свердловск, Нижний Тагил, Новосибирск, Липецк. Надо учесть еще, что большая часть автомобильных и мотоциклетных заводов, как и ЦКЭБ мотоциклостроения, находится на территории РСФСР. Спортсмены России имеют возможность и горят желанием выйти в первую шеренгу спортсменов Советского Союза. Время не ждет. Надо созвать учредительную конференцию и создать ФАМСи автомотоклуб России. Л. Балабан, судья всесоюзной категории (Уфа), М. Гайфулин, судья республиканской категории (Калинин), П. Разживин, судья всесоюзной категории (Москва), В. Шушманов, чемпион РСФСР (Курск).11