0Ш\&„лпл.»,к^иг/Л'.'Г.Л^'У1>Г,.ЫА>>««*Я*Л«Сегодня на повестке два важных вопроса: i. 6 системе головного освещения автомобиля, ее устройстве, требованиях; ГОСТа и международной конвенции, основных параметрах, техническом обслуживании и ремонте фар. Выступает начальник лаборатории безопасности движения НИИАТа кандидат технических наук А. В. ШУМОВ.ЗАСЕДАНИЕложения по улучшению конструкции фар и применению различных дополнительных фар. В то же время техническому состоянию и регулировке фар при эксплуатации автомобилей удевнимания, хотя Каждый, кто сидит за рулем, знаком ляется Недостаточно именно в этом важное условие безос трудностями вождения автомобиля пасного движения. ночью. Приведем для убедительности лишь две цифры. При меньшей интенсЬары должны обеспечивать хорошую сивности движения почти половина провидимость дорожного полотна и преисшествий на дорогах страны прихопятствий при возможно меньшем ослепдится на темное время, а соотношение лении встречных водителей. Неправильколичества происшествий за час ночью ная регулировка фар (пучок света наи днем — семь к четырем. правлен вверх и влево или слишком вниз) приводит к ослеплению водителей Высокая аварийность ночью — в знавстречного транспорта или к укорочечительной степени следствие неправильного подбора деталей световых прибонию освещаемого участка дороги. При большом напряжении на лампах фар ров и неисправностей в системе освещения автомобилей. Не все водители, (иэ-За неправильной регулировки релев том числе и опытные, в полной мере бгулятора) ослепление наступает на знают, как правильно должна работать О—20 метров раньше. -эта система, как проверять и регулироВ нашей стране действует ГОСТ вать ее приборы, какому оптическому 8769—58 «Автомобили. Внешние светоэлементу соответствует та или иная вые приборы. Расположение и цвет». В лампа. этом стандарте указывается количество приборов освещения в зависимости от типа автомобиля, их расположение по высоте и ширине, необходимые углы видимости и цвет излучаемого света. - В правилах движения указывается, что фары автомобилей Должны обеспечивать освещение дороги на 30 м при ближнем свете и на 100 м — при дальнем. Как понимать слове* «обеспечивать»? Это значит, что на расстоянии 30 м при ближнем свете и на расстоянии 100 м при дальнем на дороге виден пешеход в темной одежде на темном фоне окружающей местности. Две исправные и правильно отрегулированРис. 1. Расположение фар. ные фары отвечают этому требованию. При длительном движении ночью Многие водители полагают, что низко расположенные фары не ослепляют. глаза водителя адаптируются — привыкают к темноте. Так что даже ближний' Наоборот: у таких фар крайне мал наклон пучка света по отношению к досвет правильно отрегулированных фар роге и при небольшом изменении навстречного автомобиля снижает дальклона автомобиля их световой пучок ность видимости. По этой причине водитель автомобиля со слабыми или небудет направлен вверх. Поэтому ГОСТ отрегулированными фарами при встреустанавливает, что у ненагруженного автомобиля расстояния от поверхности че переходит на подфарники и требует, чтобы встречные делали то же самое. дороги до крайней верхней и крайней В этом случае оба перестают видеть не нижней точек световых отверстий каждой фары должны соответствовать разтолько обочину, но даже дорогу перед мерам, указанным на рис. 1, и располасамым автомобилем. гаться на равном расстоянии от вертиЖелание улучшить видимость и избекальной плоскости симметрии автоможать ослепления при встречных разъбиля. ездах порождает многочисленные предСИСТЕМА.ГОЛОВНОГО ОСВЕЩЕНИЯ АВТОМОБИЛЯР ис . 3. Оптический элемент Фар ФГ-1, 2, 3-А2: ФГ-21А.Р и с. 4. Лампа А 40.?Автомобильные фары различаются только конструкцией и светотехническими параметрами. Основные части фары — корпус и оптический элемент, который превращает ее световой поток в сильный и узкий пучок лучей эллипсовидной формы и направляет его под требуемым углом, а также сводит к минимуму слепящее действие. Оптический элемент состоит из рефлектора (отражателя) с патроном, лампы и рассеивателя. Наибольшее значение для безопасности движения имеет характер светораспределения, различия в котором относятся чаще всего к ближнему свету. В ' настоящее время применяются фары с симметричным и асимметричным ближним светом. Последние сильнее освещают правую сторону дороги и правую Г обочину, что уменьшает ослепление водителей встречных автомобилей и улучшает видимость препятствий, расположенных преимущественно справа (рис. 2). Такое светораспределение достигается расположением нити ближнего света выше и левее оптической оси рефлектора, а также особой формой рассеивателя или установкой специального экрана перед нитью ближнего света. Симметричный ближний свет имеют фары ФГ1-А2, ФГ2-А2, ФГЗ-А2, ФГ-21А с оптическим элементом, показанным на рис. 3, и лампой А-40 12 в — 50+21 св. (рис. 4), применявшейся в фарах автомобилей «Победа», ГАЗ-51 и ЗИЛ-150. Асимметричный ближний свет' имеет фара ФГ-22А, в оптическом элементе которой (рис. 5) применяется лампа А-55 12 в — 60+40 ев или 28 в — 60+40 ев (рис. 6). Она устанавливается на автомобилях Минского автозавода и «Москвичах»,Р и с. 2. Распределение ближнего света фар: а — симметричный: б — асимметричный.