14
15
16
0Ш\&„лпл.»,к^иг/Л'.'Г.Л^'У1>Г,.ЫА>>««*Я*Л«Сегодня на повестке два важных вопроса: i. 6 системе головного освещения автомобиля, ее устройстве, требованиях; ГОСТа и международной конвенции, основных параметрах, техническом обслуживании и ремонте фар. Выступает начальник лаборатории безопасности движения НИИАТа кандидат технических наук А. В. ШУМОВ.ЗАСЕДАНИЕложения по улучшению конструкции фар и применению различных дополнительных фар. В то же время техническому состоянию и регулировке фар при эксплуатации автомобилей удевнимания, хотя Каждый, кто сидит за рулем, знаком ляется Недостаточно именно в этом важное условие безос трудностями вождения автомобиля пасного движения. ночью. Приведем для убедительности лишь две цифры. При меньшей интенсЬары должны обеспечивать хорошую сивности движения почти половина провидимость дорожного полотна и преисшествий на дорогах страны прихопятствий при возможно меньшем ослепдится на темное время, а соотношение лении встречных водителей. Неправильколичества происшествий за час ночью ная регулировка фар (пучок света наи днем — семь к четырем. правлен вверх и влево или слишком вниз) приводит к ослеплению водителей Высокая аварийность ночью — в знавстречного транспорта или к укорочечительной степени следствие неправильного подбора деталей световых прибонию освещаемого участка дороги. При большом напряжении на лампах фар ров и неисправностей в системе освещения автомобилей. Не все водители, (иэ-За неправильной регулировки релев том числе и опытные, в полной мере бгулятора) ослепление наступает на знают, как правильно должна работать О—20 метров раньше. -эта система, как проверять и регулироВ нашей стране действует ГОСТ вать ее приборы, какому оптическому 8769—58 «Автомобили. Внешние светоэлементу соответствует та или иная вые приборы. Расположение и цвет». В лампа. этом стандарте указывается количество приборов освещения в зависимости от типа автомобиля, их расположение по высоте и ширине, необходимые углы видимости и цвет излучаемого света. - В правилах движения указывается, что фары автомобилей Должны обеспечивать освещение дороги на 30 м при ближнем свете и на 100 м — при дальнем. Как понимать слове* «обеспечивать»? Это значит, что на расстоянии 30 м при ближнем свете и на расстоянии 100 м при дальнем на дороге виден пешеход в темной одежде на темном фоне окружающей местности. Две исправные и правильно отрегулированРис. 1. Расположение фар. ные фары отвечают этому требованию. При длительном движении ночью Многие водители полагают, что низко расположенные фары не ослепляют. глаза водителя адаптируются — привыкают к темноте. Так что даже ближний' Наоборот: у таких фар крайне мал наклон пучка света по отношению к досвет правильно отрегулированных фар роге и при небольшом изменении навстречного автомобиля снижает дальклона автомобиля их световой пучок ность видимости. По этой причине водитель автомобиля со слабыми или небудет направлен вверх. Поэтому ГОСТ отрегулированными фарами при встреустанавливает, что у ненагруженного автомобиля расстояния от поверхности че переходит на подфарники и требует, чтобы встречные делали то же самое. дороги до крайней верхней и крайней В этом случае оба перестают видеть не нижней точек световых отверстий каждой фары должны соответствовать разтолько обочину, но даже дорогу перед мерам, указанным на рис. 1, и располасамым автомобилем. гаться на равном расстоянии от вертиЖелание улучшить видимость и избекальной плоскости симметрии автоможать ослепления при встречных разъбиля. ездах порождает многочисленные предСИСТЕМА.ГОЛОВНОГО ОСВЕЩЕНИЯ АВТОМОБИЛЯР ис . 3. Оптический элемент Фар ФГ-1, 2, 3-А2: ФГ-21А.Р и с. 4. Лампа А 40.?Автомобильные фары различаются только конструкцией и светотехническими параметрами. Основные части фары — корпус и оптический элемент, который превращает ее световой поток в сильный и узкий пучок лучей эллипсовидной формы и направляет его под требуемым углом, а также сводит к минимуму слепящее действие. Оптический элемент состоит из рефлектора (отражателя) с патроном, лампы и рассеивателя. Наибольшее значение для безопасности движения имеет характер светораспределения, различия в котором относятся чаще всего к ближнему свету. В ' настоящее время применяются фары с симметричным и асимметричным ближним светом. Последние сильнее освещают правую сторону дороги и правую Г обочину, что уменьшает ослепление водителей встречных автомобилей и улучшает видимость препятствий, расположенных преимущественно справа (рис. 2). Такое светораспределение достигается расположением нити ближнего света выше и левее оптической оси рефлектора, а также особой формой рассеивателя или установкой специального экрана перед нитью ближнего света. Симметричный ближний свет имеют фары ФГ1-А2, ФГ2-А2, ФГЗ-А2, ФГ-21А с оптическим элементом, показанным на рис. 3, и лампой А-40 12 в — 50+21 св. (рис. 4), применявшейся в фарах автомобилей «Победа», ГАЗ-51 и ЗИЛ-150. Асимметричный ближний свет' имеет фара ФГ-22А, в оптическом элементе которой (рис. 5) применяется лампа А-55 12 в — 60+40 ев или 28 в — 60+40 ев (рис. 6). Она устанавливается на автомобилях Минского автозавода и «Москвичах»,Р и с. 2. Распределение ближнего света фар: а — симметричный: б — асимметричный. 2. О Подготовке к зиме. Конкретно: речь Пойдет об одном мй способов индивидуального подогрева Двигателя. Член клуба инженер Н. А. БОБКОВ ознакомит нас с устройством подогревателя, который он сделал своими руками и успешно эксплуатировал на «Москвиче» уже две зимы./>ДЕСЯТОЕ: **;ж>с^тг£*ч«к«>уетп*тммги*:«да4«»1«и**»а^Фара ФГ-21Б, устанавливаемая на рис. 4J и А-55 (см. рис. 6). То же отно«Волге» е 1961 года (а в настоящее вре12 — 50 сится ик лампе А , ~ .-тр вт, которая мя и на других моделях наших автомобилей), имеет также асимметричный предназначена только для оптического ближний свет. 8 оптический элемент ее элемента ФГ-105-200. (рис. 7), обозначаемый ФГ-105-200, Фокусирующий фланец ламп припаи12 — 40 вт вается на специальном приспособлении, устанавливается лампа A : 5 50 чем обеспечивается точное расположе(рис. 8). Внутри этой лампы перед нитью ние нитей по отношению к рефлектору. ближнего света имеется металлический И пусть вас не смущает, если фланец экран, который загораживает направрасположен несколько под углом к ленные вверх лучи, что значительно продольной оси патрона — не «исправуменьшает отражение света от тумана ляйте» его. и улучшает видимость (рис. 9). В процессе эксплуатации лампы незаОптические элементы указанных выше метно для водителя теряют свои качетрех типов взаимозаменяемы между ства и сила света фар уменьшается (пособой. Их можно устанавливать во все степенное оседание на стенках колбы фары, кроме автомобилей «Москвичметалла нити). Поэтому желательно ме400» и «Запорожец-965». Но надо иметь В виду, что в обеих фарах автомобиля нять лампы в фарах примерно через 20—25 тысяч километров, а при необдолжны быть оптические элементы одиходимости и раньше. Пенакового типа. ред тем как вынуть ламОптический элемент ФГ-105-200 (см. пу, следует удалить пыль рис. 7) обеспечивает лучшую освещенс ее цоколя и фланца ность дороги и наименьшее ослепление чистой и мягкой тряпводителей встречных автомобилей. В кой. Нельзя прикасаться настоящее время отечественная проруками к колбе лампы, мышленность переходит на массовое иначе на ней останутся производство этих элементов. . пятна. Не следует также касаться отражающей поЛампы с одинаковыми цоколями не верхности рефлектора. всегда взаимозаменяемы. Они могут Пыль и грязь не должны различаться электрическими, световыпопасть и внутрь оптими характеристиками и габаритами. А ческого элемента. При главное, нить может не оказаться в фокусе рефлектора. Поэтому они соотДолгом хранении у лампы могут окислиться ветствуют определенным оптическим контакты и поверхность элементам. В частности, мы получаем цоколя, и даже погнутьлампы 12 в — 45+35 вт (рис. 10) из ся фланец. Это надо помнить. Венгерской Народной Республики. Их можно устанавливать только в оптичеПривода к фарам должны иметь- сеский элемент фар ФГ1, 2, 3-А2 (см. чение не менее 2 мм 2 , иначе накал бурис. 3). дет пониженный. Надежность работы фар во многом Еще пример: часто лампу А-55 12 взависит от исправности генератора и ре6 0 + 4 0 ев водители вставляют в оптиле-регулятора, а при движении с малыческий элемент Фар ФГ1, 2, 3-А2 ми скоростями — от аккумуляторной (вместо лампы А-40), полагая, что это батареи. улучшит освещение дороги. Но произойдет обратное: нити замененной ламПричиной плохой работы фар может пы не будут размещаться в фокусе опбыть загрязненный рефлектор, который тической системы; это особенно заметследует (при необходимости) промывать но при сравнении расположения нитей в чистой теплой воде ватным тампоном ближнего света в колбе ламп A-4d (см. легкими круговыми движениями. Воду Рис. 5. Оптический элемент Фар «Москвича» и минских автомобилей. Р и с. в. Лампа А-55. Рис. 7. Оптический элемент фары ФГ-21Б. надо менять возможно чаще. Затем — просушить и больше не трогать. Рассеиватели обычно протирают снаружи чистой мягкой тряпкой перед выездом, а также в пути, по мере загрязнения. Треснувший или разбитый рассеиватель следует по возвращении в гараж заменить новым: если внутрь проникнет пыль или влага, рефлектор потускнеет и резко уменьшится отражение. Для смены рассеивателя необходимо вынуть из фары оптический элемент и отогнуть отверткой последовательно все зубцы рефлектора (не опираясь отверткой на стекло). После этого следует выровнять зубцы плоскогубцами, установить новый рассеиватель и заеальцевать его, также Рис . 9. Действие противотуманного экрана: а — фары с экраном; б — фары без экрана (для сравнения).плоскогубцами. Подгибать зубцы надо так, чтобы сразу зафиксировать положение рассеивателя. Зубцы, на которых после завальцовки нарушилась окраска, желательно подкрасить. Поперечные линии рисунка рассеивателя должны быть расположены строго горизонтально: даже незначительное смещение (пово-ц рот) рассеивателя ухудшает качество освещения. Для предотвращения коррозии регулировочных винтов и винтов, крепящих ободки, желательно изредка вывертывать их и смазывать жидким маслом. Р ис . Ю. Лампа 4S + 35 вт. 12в-.АР и с. 8. Лампа 12—50 ВТ 12-40 - 111который применяется для обдува ветрового стекла «Победы» и ГАЗ-51. / Можно также подвести воздух к подогревателю непосредственно от вентиИзвестно много методов подогрева 'лятора отопителя кузова, установленнодвигателей. Для автолюбителя наиболее го на автомобиле, но этот вариант на удобно и дешево, пожалуй, применение , практике еще не опробован. индивидуального подогревателя. Он не < Первоначально топливо воспламеняетзависит от постороннего источника тепся свечой накаливания 4. Когда горение ла, а потому всегда, в любых условиях станет устойчивым, она отключается от готов к действию. При этом изнашивать аккумулятора вручную или автоматичеподогреватель гораздо выгоднее, чем ски, при помощи температурного пересам двигатель. ключателя 10 (рис. 3). Это обычная Прибор, о котором пойдет речь, 14-миллиметровая свеча, к электродам включен в систему охлаждения и покоторой латунью припаяна спираль из догревает находящуюся в ней жидкость, 10 витков нихромовой проволоки диаа также масло в картере. метром 1,1 мм. Диаметр витка — 11 мм. В цепь свечи последовательно включеСхема его действия показана на но дополнительное сопротивление. По рис. 1. Горячие газы, образовавшиеся в накалу его спирали можно судить о рарезультате сгорания распиливаемого боте свечи. Вытачиваемые детали побензина, проходя через внутреннюю догревателя делают из стали ст. 3. Труполость подогревателя, отдают тепло бы 10 и 11 (см. рис. 2) изготовляют из жидкости, затем попадают в поддон под картер двигателя, нагревая в нем масло. листовой стали толщиной 1 мм, скручивают на шаблоне и сваривают по шву. Горячая жидкость из подогревателя, Поддон изготовляют, как показано на поднимаясь вверх по принципу терморис. 4. Подогреватель устанавливается сифона, поступает в рубашку блока, нана левом брызговике переднего колеса гревая двигатель. Поскольку клапан под генератором (см. рис. 3) в горизонтермостата закрыт, а также закрыт кран тальном положении, камерой сгорания отопителя кузова, жидкость циркулик радиатору. Он крепится ленточным рует только между теплообменником хомутом 7к брызговику и кронштейном подогревателя и рубашкой блока двигателя, не проходя в радиатор и не те3 к левой опоре двигателя. Топливо из бачка подается по трубке 8 через обычряя напрасно тепло, ный краник (можно использовать для Подогреватель относительно прост по этого также электромагнитный клапан конструкции. Его можно изготовить свовместе с поплавковой камерой от отопиими руками. Съемная конструкция кателя автомобиля «Запорожец»). Для меры сгорания облегчает изготовление безотказной работы подогревателя же ­ и ремонт подогревателя, а также очилательно между топливным бачком и стку теплообменника от отложений. клапаном подвода Г Система управления подогревателем электромагнитным бензина установить фильтр-отстойник. i допускает одновременную работу его вместе с двигателем, что ускоряет проВентилятор лучше разместить под грев и может предотвратить переохлажвоздушным фильтром двигателя и содение двигателя во время движения при единить с подогревателем резиновым сильном ветре и морозе. шлангом. В качестве трубы 2 отвода го• Подогреватель показан на рис. 2. Он * рячих газов может служить гибкий месостоит из наружной 11 и внутренней таллический электромонтажный рукав 10 водяных рубашек теплообменника. В диаметром 40 мм. трубу 10 для увеличения поверхности Применение такого подогревателя нагрева и рассекания пламени на струйобеспечивает пуск двигателя и подготовки впаяны серебряным припоем десять конвекционных трубок 16 и 15 (это такку его к работе при самой низкой температуре. При минус 20 градусов, наже уменьшает возможность выброса пример, подогрев занимает 15 минут, а пламени наружу). Холодная жидкость охлаждающая жидкость нагревается до подводится к переходнику 17, в который ввернут сливной кран 18, перене65 градусов, масло в картере двигателя — до 40 градусов. Расход бензина — сенный из блока двигателя. Нагретая жидкость отводится через штуцер 12. В 0,6 кг в час. Безотказный пуск подогревателя позволяет применить его и для камеру сгорания 1 топливо поступает автоматического поддержания двигателя самотеком из отдельного бачка (1 литр) в теплом состоянии. через ввертываемый в топливную гоСхема ручного управления подогреловку 5 штуцер с жиклером (сечением вателем представлена слева. Вклю1,5 мм). Количество топлива регулируетчают его с места водителя. Сначала выся дозировочной иглой 6 (от карбюратягивают кнопку двухпозиционного петора «Победы» или «Волги»). После реключателя (он расположен на панесборки подогревателя иглу заворачивали приборов левее амперметра) в перют до упора и отвертывают ориентировое положение. Через 30 секунд открывочно на пол-оборота. вают подачу топлива из бачка и, когда Топливо испаряется на стальной сетнаступит гул устойчивого горения, устаке 2 (с шагом 0,2—0,5 мм), которая нанавливают кнопку во второе положение. гревается пламенем, что обеспечивает Когда двигатель будет прогрет, для остаполное сгорание. Для этой же цели новки подогревателя необходимо заслужит конфузор 9, который способсткрыть доступ бензина, а когда прекравует созданию устойчивого очага платится горение в нем, кнопку переключамени. Воздух подается в камеру сгорателя ставят в нулевое положение. ния через патрубок 13 вентилятором, Переключатели для ручного управления (из-под капота) Па, Пз, П4 условно показаны в положении автоматической I Схема ручного упработы. Для перевода подогревателя равления. Обозначе1 1 на автоматическую работу нужно кнопн ияте же, что ина ку переключателя П) поставить во втосхеме автоматическо<м-л го управления. рое положние. Поскольку двигатель холодный, контакты датчика максимальной ЖОЖОГРЕВА.'ГЕЛВшждивидуллвпжаАСхема автоматического управления: ЭМК — электромагнитный клапан ЗАЗ-965; Ш, Па, П» — переключатели типа ТП1-2; П| — ц ентральный переключатель М-20. М-21, М-407; Л | и Лг — контрольные лампы; Ri — дополнительное сопротивление (3 витка диаметром 10 мм — нихромовый провод диаметром 1,1 мм); Rj — проволочное сопротивление 4—6 ом; ВК-2-140 — т емпературный переключатель ЗАЗ-965; С — свеча на- наливания; Д — электродвигатель обду- *—* в а стекол М-20 и М-407; РЦ- и РЗ — общетехничесное реле типа РП-3. Р 1иР2 — общетехническое реле типа РП-2; ДМТ — датчик максимальной температур ы воды. температуры ДМТ и температурного переключателя ВК-2-140, установленного в камере сгорания (10 на рис. 3), замкнуты, и поэтому напряжение от батареи будет подано на реле Р1. Тогда контакты Р1-2 замкнут цепь: свеча С — дополнительное сопротивление Р1 — реле по току Р2. Далее контакты Р2-1 и Р2-2 включат электромагнитный клапан топлива и через дополнительное сопротивление R2 двигатель вентилятора начнет работать на малых оборотах. Контрольная лампа Л1 просигнализирует о начале работы подогревателя. Для противопожарной безопасности в случае обрыва в цепи свечи схемой обеспечивается мгновенное прекращение подачи топлива: разомкнутся контакты Р2-1 и Р2-2, что обеспечит электромагнитный клапан ЭМК. Когда температура в камере сгорания превысит 100 градусов, контакты ВК-2-140 автоматически отключат свечу и включат реле РЗ, контакты которого РЗ-1 и РЗ-2 подадут напряжение на электромагнитный клапан топлива и на двигатель (оказавшиеся на мгновение обесточенными), а контакт РЗ-3 зашунтирует сопротивление Р2, и двигатель начнет работать на полных оборотах. Загоревшаяся контрольная лампа Лг укажет на нормальную работу подогревателя (лампа Л\ погаснет). Когда жидкость в котле нагреется до температуры, на которую отрегулирован ДМТ, его контакты' разомкнутся и реле Р4 окажется включенным последовательно с РЗ. Поскольку сопротивление обмотки РЗ значительно меньше, чем обмотки Р4, падение напряжения на Р4 будет большим и оно сработает, а контакты реле РЗ разомкнутся. Подача топлива прекратится, что подтвердит лампа Лг, а замкнувшиеся контакты Р4-1 и Р4-2 позволят вентилятору очистить камеру от продуктов сгорания. Начинается продувка теплообменника. Лампа Л[ загорится. Когда температура в камере сгорания опустится ниже 100 градусов, переключатель ВК-2-140"hi• Ш16