Октябрь 19 44«Зимний, оборонительный • рубеж* — так • 1944 году Называло фашистское командование подступы н столица советской Латвии — Риге. Фашисты надеялись отсидеться здесь в обороне до вёсны сорок пятого. Советская Армия камня на камне не оставила ни от этих планов, ни от самих укреплений. Подтянув к переднему краю тяжелую артиллерию, сосредоточив в лесах танки и самоходные орудия, наше командование Отдало приказ взломать «зимний рубеж». Ожесточенной была битва за Ригу. Там радостней была победа. 13 октября 1944 года Рига была освобождена от фашистских захватчиков. Прошло двадцать лет. Город давно залечил раны войны. Латвийская столица стала еще краше, В первых рядах строителей коммунизма идут коллективы известных всей стран* рижских продприяБольшое распространение получили здесь технические виды спорта, а том числе мотоциклетный. Латвия Дала страна многих прославленных мастеров, таких, как братья Решетнике, Э. Кирсис, К. Ошинь, А. Клявиньш, В. Ошиня, А. ДраVKC и другие. И там, где раньше шли бои, проводятся сейчас соревнования по программе III Всесоюзной спартакиады. Сыновья воинов, штурмовавших укрепления врага двадцать лет Назад, посвящают свои старты знаменательной дате. На трассе мотоциклетного многоборья,I;4 иIЕ аФото А, Кузнецова.П О ЛКА).« \ К А «*Н'--^.г>«1<г>л-*^«*т.т^^.п»».у^лъ^г.*.>*^^ главы, посвященные выбору безопасной скорости движения по условиям торможения и устойчивости автомобиля. Автор подробно останавливается на процессе срабатывания тормозного привода и разъясняет влияние на него различных эксплуатационных факторов: регулировки тормозной системы. положения Центра тяжести и др. Здесь же приведены упрощенные формулы для расчета тормозного пути и практические методы проверки эффективности торможения. Читатель узнает также о действии центробежной и инерционной сил при повороте автомобиля, величине различных вариантов сцепления колес с дорогой, оценке устойчивости автомобиля к опрокидыванию и заносу. Интересный материал содержится в пятой главе, которая, пожалуй, является в брошюре главной. В ней описаны приемы безопасного вождения. Кроме общих указаний о выборе безопасной дистанции и интервала, автор подробно рассматривает условия безопасности при обгоне, при возможном появлении пешеходов на проезжей части, в условиях ограниченной видимости, на скользких дорогах и т. Д. Последняя, шестая, глава носит название «Подготовка автомобиля к работе». Разговор в ней идет о влиянии технического состояния автомобиля на безопасность движения и контроле за работой агрегатов и механизмов автомобиля. Недостаток брошюры — отсутствие строгой систематизации. некоторая непоследовательность в расположении материала, излишняя краткость практических рекомендаций. В пособии, например. не рассмотрены такие вопросы, как ответственность водителей, их взаимная предупредительность, зависимость выбора безопасного режима движения от длины луча фар. и многие другие, о которых следовало бы напомнить шоферам. Однако в целом работу следует признать полезной. Научно - исследовательский институт автомобильного транспорта сделал хорошее дело, подготовив брошюру, в доступной и наглядной форме разъясняющую водителям сложные физические явления, от которых зависит безопасность движения, содержащую полезные практические указания по безаварийному вождению автомобиля. В. ГОРОВОЛ, шофер-инструктор 1-го автобусного парна.Октябрь 19 64ИЯК г|Сцижк Н / Ч ЛШОФЕРУ ЭТО ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ втомобилисты могут пополнить свою библиотеку брошюрой Я. Бронштейне «Обеспечение безопасности при вождении автомобиля» *. Она задумана и написана как пособие для водителей. Сложные вопросы теории автомобиля автор излагает в доступной для нас. шоферов, форме. Формулы сопровождаются подробным текстом с наглядными схемами и рисунками, и это дает возможность легко разобраться в них. В первой главе достаточно полно разобраны характерные причины дорожных происшествий и факторы, способствующие их возникновению. Вторая глава рассматривает условия безопасного движения и характерные ошибки, которые приводят к дорожно-транспортным происшествиям. Автор сообщает важные для безопасности движения данные об условиях видимости и времени реакции водителя, о сцеплении колес автомобиля с дорожным покрытием. влиянии сил инерции и т. п. Многие сведения в этой главе являются Малоизвестными для шофера и обогащают его полезными знаниями о приемах безаварийного вождения автомобиля. Возможность предотвратить Происшествие для шофера зачастую сводится к снижению скорости движения. торможению или маневрированию. В этом отношении представляют ценность третья и четвертая * Автотрансиздат. Москва, 1963. 68 стр., 50 000 экз., 14 коп.АЛенинград.НОВЫЕ КНИГИ Й БРОШЮРЫ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ТРАНСПОРТ» В авилов М. А. Памятка Шоферу автомобиля-самосвала. изд. 3-е, неправЛенное. Серия «Техника безопасности на автотранспорте». 59 стр. 38 200 экз. 7 коп. В памятке изложены основные требования по технике безопасности при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автомобилей-самосвалов и са« мосвальных автопоездов. Памятка предназначена для шоферов, слесарей и Механиков автомобильных хозяйств. К онев В. Ф. Как экономить бензин при эксплуатации автомобиля. Серия «Библиотека шофера». 120 стр. 15 000 экз. 22 коп. В книге изложены основы экономного расходования бензина при эксплуатации автомобиля, причины перерасхода и способы его устранения. Кроме того, книга содержит популярное изложение основ тео« рии автомобиля и его двигателя, а также краткое описание карбюраторов отечественных автомобилей. Она предназначена для шоферов, а также может быть использована регулировщиками, механиками автохозяйств. М альцев И. И.. П е* с енко А. В., К учеpewко В. Д. Бригада коммунистического труда. Серия «Опыт новаторов автотранспорта». 24 стр. 3700 экз. 4 _ коп. В брошюре описаны передовые методы работы бригады коммунистического труда, которой руководит шофер Б. А. Калиниченко, один из зачинателей работы по-коммунистически на автотранспорте Дона. Брошюра рассчитана на шоферов, а таюке партийно-хозяйственный и профсоюзный актив автохозяйств. Н агула Г. Е., К али сс кий В. С, М анзон А. И. Учебник шофера третьего класса. 408 стр. 300 000 экз. (2-й завод 200 001—300 000), 73 коп. Книга написана в соответствии с программами подготовки шоферов треть» его класса и включает сведения по устройству автомобилей ГАЗ-514., ЗИЛ-164А, М-21 «Волга», «Москвич407» и особенностям конструкции автомобилей ГАЗ53Ф и ЗИЛ-130. В ней рассказывается о техническом обслуживании и основах эксплуатации автомобиля. Управлением по подготовке кадров Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР книга допущена в качестве учебника для подготовки шоферов третьего класса.у-й18