Автолюбителям о лодочных моторахс начала навигации 1966 года на водные просторы страны вышли суда с новым подвесным лодочным мотором «Вихрь», которого повсюду давно уже ждали. Это двухтактный двухцилиндровый (67X60 мм) двигатель 3 рабочим объемом 422 см . У него трехканальная дефлекторная продувка и золотниковое (с текстолитовыми шайбами) управление процессом всасывания. Интересной особенностью конструкции двигателя является составной коленчатый вал, два кривошипа которого соединяются при помощи торцевых шлиц и стяжного винта. Шатунные подшипники коленчатого вала роликовые, а средний коренной подшипник -— игольчатый. Составной картер двигателя выполнен из алюминия, цилиндры же отлиты из чугуна. 'Имея степень сжатия 6,0, «Вихрь» развивает 20 л. с. при 5000 об/мин. Весит он 48 кг. Мотор оборудован поплавковым карбюратором с диффузором диаметром 30 мм . Карбюратор снабжен системами холостого хода и обогащения. Рабочая смесь подается в двигатель через окна, выполненные в средней части картера. Расход топлива при работе на полной мощности — не более 9 кг/час. Зажигание на «Вихр'е» осуществляется от маховичного магнето и двух выносных катушек зажигания. Пускается мотор ручным стартером. Дейдвудная труба представляет собой цельную отливку с помещенной внутри трубкой подачи воды от водяного насоса к двигателю. Дейдвуд соединен с подвеской резиновыми амортизаторами. На оси поворотного кронштейна смонтировано запорное устройство, предотвращающее откидывание мотора при заднем ходе и пуске. Мотор имеет реверсивный редуктор с передаточным числом 12 : 2 4 . Он обеспечивает движение лодки вперед и назад, а такж е холостой ход двигателя. Конические шестерни редуктора со спиральными зубьями. На верхнем фланце корпуса редуктора крепится водяной насос коловратного типа с резиновой крыльчаткой. «Вихрь» снабжен трехлопастным гребным винтом, имеющим шаг 300 мми диаметр 240 мм . Рассчитан мотор на лодки или шлюпки с высотой транца не более 405 мми весом не менее 100 кг. Его можно эксплуатировать в водоемах глубиной не (менее 800 мм . Наивысшая скорость движения лодки возможна только при правильной установке мотора на транце. Регулируя положение мотора по высоте, надо следить за тем, чтобы антикавитацирнная плита (горизонтальная плоскость на корпусе редуктора) находилась на 40—80 мм ниже днища судна. Ось вала винта должна лежать параллельно поверхности воды. Такое положение ее обеспечивается крепежными болтами в отверстиях кронштейна подвески. Важно также учесть, что, поскольку «Вихрь» — двигатель довольно мощный, у его винта значительный реактивный момент, который стремится повернуть лодку по ходу вправо. Это затрудняет управление румпелем и снижает скорость. Чтобы избежать (хотя бы частично) подобных затруднений, смещают мотор вбок по транцу. Характеристики корпусов всех лодок несколько разнятся между собой, поэтому окончательная установка двигателя производится опытным путем вкаждом отдельном случае. Закреплять мотор винтами за транец следует прочно, помня, что, например, «Казанка» с одним человеком развивает скорость до 50 км/час. При правильной регулировке системы зажигания и исправной системе питания пуск мотора прост и надежен. Устойчивое искрообразование обеспечивается при 100—150 оборотах — это вдвое меньше, чем у мотора «Москва». Перед пуском надо «выбрать подсос» и закрыть дроссельную заслонку, установив тягу реверса в нейтральное положение. Пуск мотора с включенным реверсом неминуемо приведет к резкому рывку лодки. Перед началом эксплуатации проводят обкатку (приработку). Ориентировочно на нее отводится время, потребное на выработку мотором минимум трех баков топлива. Двигатель при этом должен работать на смеси из 20 л бензина и2л масла. При движении лодки мотор должен быть обязательно закрыт наружным обтекателем (капотом), так как при наезде на подводное препятствие открытый маховик опасен для рулевого. Мотор «Вихрь» является предельно допустимым по мощности для лодок типа «Казанка». Следует заметить, что винт «Вихря» подбирался к серийной лодке типа «Казанка». Для эксплуатации мотора на более тяжелых лодках предполагается наладить выпуск винта с шагом 240 мм. Установка же винта с меньшим шагом на легкие лодки недопустима, так как приведет к увеличению оборотов мотора сверх нормы и выходу его из строя. Е. ВОРОНОВ, П. СИДОРОВ, Р. СТРАШКЕВИЧ, Б. ТЕРСКИЙ, инженерыПродольный разрез «Вихря»; 1 — картер; 2 — золотник, 3 — коленчатый вал, 4 — цилиндр, 5 — шатун, 6 — поршень, 7 — головка, 8 — поддон, 9 — дейдвуд, 10 — тяга реверса, 11 — водяная помпа, 12 — корпус редуктора, 13 — шестерня заднего хода, 14 — шестерня переднего хода, 15 —- вал редуктора, 16 — муфта реверса, 17 — ведущая шестерня редуктора, 18 — подвеска мотора.20-сильный«ВИХРЬ»Многие автотуристы — народ далеко не «сухопутный». Отправляясь в путешествие, они берут с собой кто байдарку, кто лодку с мотором, а кто и катер — на прицепе. Для таких лучший привал—у воды, а лучший отдых—на воде. По просьбе наших читателей, любителей водно-моторного туризма, мы публикуем рассказ о новом двадцатисильном подвесном двигателе «Вихрь».16-