М МВЧИТАТЕЛЯ*тмгс>«гам19лч«у»«-ск>^»ыагйл>ядгЪ101^ПУСТИТЕ В АВТОМОТОСПОРТ!ном центре , г. К орсунь - Ш евченковском , нет автомотоклуба . В райкоме ДОСААФ уже давно ведутся разговорыотом , ч тобыотнрыть такой клуб , а дело с мертвой точкитаки не сдвинулось . П. С ТРЫКАЛОн ашем Северо-Задонске ив близлежащих городах — Новомосковске, Д онском , Узловой, К имовске , С окольни ­ к ах — ж ивут молодые химики , ш ахтеры , строители, студенты. Желающих заниматься мотоспортом среди них очень много , а мотосекциятолько одна, п ри Новомосковском автомотоклубе. Места там всем, п онятно , не хватает , и получ ается , ч толюбимый вид спортау нас в загоне. М ы не предлагаем создавать автомотоклуб в каждом из этих населенных пунктов . А вот расширитьмотосекциювНовомосковскеиобъединитьтам всех мотоспортсменов молодых городов — дело реальное. Пока же новомосковская секция располагает одним единственным спортивныммотоциклом на ходу и двумя, т ребующимикапитальногоремонта . Что можно сделать стаким « п арком » машин? Н овомосковскийклубнакопил немалые денежные средства от хозрасчетной деят ельности , н о , п о словам егосотрудни ­ ков, покупать спортивную технику можно только за счет членских взносов. Т акли это? П одскажите : где найти выход? П олучитьвразумительный ответ от работников местных комитетов ДОСААФ мытаки не смогли . П оэтомуирешили обратиться в редакцию. А. ИЛЬИН идругие (всего семь подписей)колхоз имени Ленина Черкасской областиг. Северо-Задонск Тульской областии шу это письмо по поручению своих товарищей из колхоза имени Ленина. У нас впоселкемногоюношейи девушек, которые хотят научиться управлять автомобилем илимотоциклом . М ногиего ­ рят желанием приобщиться к технике еще до призывавармию , д ругие , верн увшиесяс военной службы , с тремятсязанятьсяавтомотоспортом . Но на прот яжениимногих лет нашижеланияраз ­ б иваются об однупреграду — в район ­ПК вам обращаются не спортсмены , а болельщики . П омогите возродить мотос портв Херсоне. В прошломгоду проведено одно единственное областное сор евнование . Во всех классах едва набралось 10 спортсменов . О состязанияхни ­ кто не знал , зрителей почти не было. Второй мотокросссучастиемхерсон ­ с кихгонщиков состоялся вКривом Роге. Вместе стоварищамия поехал болеть засвоих . Они нас не обрадовали. Чего можно было ожидать , если машины старые, а спортсмены нетренированные. Интересовался я , почему такоепроис ­ ходит. Оказывается, руководители горкома ДОСААФ иклубакмотоспорту относ ятсянаплевательски : т ехнику не обновл яют , у словий для тренировок не создаю т , с оревнований не организуют . Да о чем тамговорить , если должность старш еготренера по мотоспорту занимает... х удожник , а на должностимеханика нах одится водитель автомобиля. П омогитемотоциклистам Херсона! Ведь сколько молодых людей тянетсяк мотос порту . К акаяэто была бы для них хорошая школа! Я сам воспитанник ДОСААФ . Правда, в спортеуспехов не достиг , но зато стал классным водителем и за это благодарен оборонному Обществу. В. Ч ЕРНЫЙ , шофер первогокласса , водитель автобусногопарка , ударник коммунистического труда, общественный автоинспекторД орогая. лем»!редакцияжурнала«За руI порт иди не спорт?» Пять лет назад ' под таким заголовком в нашем журнале была опубликована статья, полож ившая начало дискуссии об автомобильном кроссе. Мнения ее участников резко разошлись. Одни выступили в защиту кросса, другие утверждали, что «это не спорт», третьи считали нужным искать новые фирмы соревнований на грузовых автомобилях. А кроссы между тем продолжали жить. Энтузиасты проводили их, не дожидаясь, пока время рассудит, кто прав, а кто не прав. В зтом году, после пятилетнего перер ыва вновь состоялось лично-командное первенство СССР по автокроссу. В нем приняли участие спортсмены Москвы, Российской Федерации, Латвии, Литвы, представители различных клубов, спортобществ и ведомств. Мы .попросили высказать свое мнение о прошедшем первенстве заместителя председателя ФАС СССР В. В. Маржецкого и главного судью соревнований судью всесоюзной категории Б. Ф. Конева. — А втокроссы , — с казалВиктор Владиславович МАРЖЕЦКИЙ , — проводятся внашей стране стоговремени , к ак началось массовое производство отечеств енных автомобилей. Цель подобных сос тязаний — п омочь водителям научитьсяуправлять автомобилем втрудных условиях, т аких , к акиемогутвстретитьсяему во время работы за рулем .СНОВА О КРОССЕМ инувшее первенство в этом смысле не было показательным . На мой взгляд, н ужны не гонки по бездорожью , а крос ­ с ы на длинныедистанции (200 — 300 ки ­ лометров) с ездой по проселочным дорогам и по карте . И ными словами, авток россы следует приблизитьк ралли. Тогда-то можно будет выявить умение водителей вести машинувтрудных , н оестественных , а не искусственных услов иях . В этом-то какразизаключается прикладное значение соревнований. И еще одна важная деталь. Т акиекроссыпозволяютлучше , чем любые другие состязания, выявить конструктивные и эксплуатационные недостатки и достоинства серийныхмашин . К стати , в прошедш емпервенствемытакихмашин не ви ­ дели. Водители выступали на специально подготовленных « с портивных » г рузо ­ виках. — Автомобильные кроссы приобрели у нас большуюпопулярностьв послевое нныегоды , особенно с 1951 года, к огдаони были признаныкаксоревнования всесоюзного значения , — г оворит Борис Федорович КОНЕВ. — Однако с 1961 года Федерацияавтоспортапрекратила проведение всесоюзных первенств. П ричи ­ ной томуявилисьпросчетыворганиза ­ ции кроссовипрежде всего в выборе трасс — о ни непомерно усложнялись , и часть участков приходилось преодолевать припомощи средств самовытаски ­ в ания . А втомобили подвергались преж ­ девременному износу . Сейчас соревнования проходятв основном на короткихтрассах . На них нет тех умопомрачительныхпрепятствий , к о ­ т орыезачастую требовали от спортсмена не водительсного мастерства, а ничем не оправданныхфизическихусилий . Примером томуможетслужить трасса прош едшегокросса . Она была достаточно сложной , т руднопроходимой , но машины здесь «не ложилиськостьми на поле брани » . Все было подчиненотому , ч тобыучастники могли смаксимальным эфф ектомпродемонстрироватьумение вести автомобиль, преодолевая преграды исложныеучасткипути . Я не согласен стем , что кросс надо приблизитьК ралли. Ралли — это ралли, а кроссдолженбытькроссом . Надо только , к акговорят , с умом подходить к его организации . Хочется надеяться, что отнынеэтобудут настоящие спортивные состязания. Итак, два интервью, два противоположн ых мнения. Видимо, вопрос «Спорт или не спорт?» все еще остается открытым. Победители первенства Командный зачет: коллектив ДСО «Спартак». Л ичныйзачет : ГАЗ-51 — В. Новиков (г. Рязань, Советская Армия); ГАЗ-69 — И. Леонов (г. Р ига , Советская Армия ) ; ЗИЛ-164 — В. Чаплиев (г. Мос ква , а втокомбинат Ht 1).г. ХерсонОТ РЕДАКЦИИ . Перед нами три письма, три тревожных сигнала из разных мест. О чем они! О том, что многочисленные почитатели автомотоспорта лишены возможности заниматься любимым делом. О том, что люди, призванные по служебному долгу выступать в роли первых поборников автомотоспорта, отворачиваются от него. Наконец, о том, что кое-где этот вид спорта заметно сдал свои позиции. Никто не станет утверждать, будто развивать автомотоспорт в районе, городе, области, на предприятии — дело легкое, не требующее напряжения и сил. Создать даже небольшую мотосекцию куда сложнее, чем футбольную или хоккейную команду. Мотоцикл — не футбольный мяч, а автомобиль — не клюшка. Обзавестись спортивной техникой стоит немалых денег, да и приобрести ее не так-то просто. Машины где-то надо содержать, ремонтировать, восстанавливать. И все же там, где во главе комитетов ДОСААФ и автомотоклубов стоят энергичные, инициативные люди, дорожащие авторитетом ДОСААФ,— там спортивная жизнь бьет ключом. Там находят пути и возможности, чтобы автомотоспорт шел в ногу с нашим спортивным движением. Об этих путях говорили и писали не раз. Опора на общественный актив, инициатива, хозрасчет, самоокупаемость соревнований, помощь профсоюзных и комсомольских организаций — вот что двигает вперед спортивную работу. Но,,читая эти письма, думаешь еще ио другом — о личной ответственности председателей комитетов ДОСААФ и начальников клубов за судьбы автомотоспорта. Как бы ни были активны общественники, как бы смело ни ставили они вопросы, без поддержки руководителей организаций Общества им трудно что-либо сделать.' Между тем среди руководителей можно встретить и таких, которые глухи к просьбам спортсменов, не поддерживают начинаний активистов, а иногда простонапросто ставят им палки в колеса. Военно-патриотическое воспитание, подготовка технических специалистов неразрывно связаны со спортивной работой. Молодежь тянется к автомотоспорту, видит в нем источник бодрости, силы и знаний. И надо открыть для нее широкую дорогу в клубы. Да, это дело трудное, хлопотливое. Зато какие замечательные плоды оно дает! Показательно, что наибольшим авторитетом среди населения пользуются как раз те организации Общества, которые развивают технические виды спорта. ' И надо, чтобы такие организации были повсюду, по всей стране, в больших и малых городах, в районах и селах. Этого 'требует принятое недавно ЦК КПСС и Советом Министров СССР постановление «О состоянии и мерах по улучшению работы Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту». Оно обязывает уделять особое внимание работе с молодежью, подготовке ее к военной службе, широкому привлечению юношей и девушек к изучению основ военного дела и занятиям военно-техническими видами спорта.•17-