Слово• ПАУЛЬ ФРИДРИХСчемпионамчемпион мира «66 годаш•«ВСЕ ВРЕМЯ УЧУСЬ У СИЛЬНЕЙШИХ»Д ЖЕФФРИ СМИТ чемпион мира 1964 и 1965 годов«СПОРТ ~. ЭТО• РОЛЬФ ТИББЛИНЭНТУЗИАЗМ»чемпион мира 1962 и 1963 годов«БЕЗ ТЕХНИКИ НЕТ СКОРОСТИ»О ИГОРЬЧемпион мира 1966 года по мотокроссу тесе классе 500 см' Пауль Фридрихе (ГДР). П. ФРИДРИХС. В пятый раз яв Советском Союзе. До сих пор стартовал в Москве, Ленинграде и Риге. Хорошо запомнилась мне трасса на Ленинских горах. Но, кажется, кишиневская не менее интересна. Сейчас мне, правда, труднее. Положение лидера всегда обязывает. К тому же хозяевам «стены помогают». Среди советских гонщиков есть опасные соперники: Григорьев — его у нас считают «зубром», энергичный (но недостаточно выдержанный) Матвеев, отважный Погребняк. Эти двое еще себя покажут, однако сейчас им не хватает техники и опыта. По себе знаю: пока не освоишь прочно то, чего достигли твои предшественники, на успех рассчитывать трудно. Восемь лет занимаюсь мотоспортом и кроссом и все это -время не переставая учусь у сильнейших — и на соревнованиях, и на тренировках, и по фильмам, стараюсь не упустить ни одной детали. Больше всего мне дали «уроки» Тибблина и Смита. Пожалуй, мне еще рано выступать в роли наставника, а потому хотелось бы предоставить слово моим старшим коллегам. Д. СМИТ. Вы спрашиваете, что нужно для успехов в кроссе? Прежде всего энтузиазм, ну и, конечно, хороший мотор, я имею в виду весь мотоцикл. Без энтузиазма не хватит терпения на кропотливое оттачивание техники, преодоление трудностей, которое и составляет дух и смысл спортивной борьбы. В мои тридцать два года меня как раз и поддерживают энтузиазм и мотор. Я, естественно, приверженец марки БСА — прежде всего как инженер рекламного отдела фирмы в Бирмингеме. Думаю, что «старушка» еще посоперничает с «Чезетом-360», тем более что сейчас у меня новая машина с легкой рамой из титана и двигателем 492 смз. Она, правда, не была достаточно апробирована, так что проходит испытания непосредственно в чемпионате. На ряде этапов мотоцикл показал хорошую скорость. Вообще же спор между двухтактными и четырехтактными машинами класса 500 смз в кроссе еще не закончен. У тех и других свои преимущества и свои слабости. Кое у кого сложилось представление, что «пятисотка» — для «стариков» вроде меня, Григорьева, Валека. Это неверно. Лучше, когда сразу молодой гонщик приходит в этот класс, минуя 250 смз. Я выступал в Киеве, Львове, Ленинграде. По душе мне кишиневская трасса. Что касается советских гонщиков, мне хочется пожелать им больше международного опыта — это то, чего им не достает прежде всего. Р. ТИББЛИН. Судьба связала меня с мотоспортом четырнадцать лет назад. В двадцать пять я стал чемпионом мира, и тогда мне казалось, что все еще впереди. Сейчас мне двадцать девять, и я начинаю думать, что золотой возраст миновал. теперь другие времена: хотя техника езды все время совершенствуется, осваивает ее не каждый в одиночку, как было раньше, а используя опыт предшественников. Лучший тому пример — Пауль Фридрихе.ГРИГОРЬЕВнеоднократный чемпион СССР«ТРЕНИРОВКА, ТРЕНИРОВКА И ЕЩЕ РАЗ ТРЕНИРОВКА»Редко можно встретить на кроссе такое созвездие: три чемпиона мира, неоднократный чемпион СССР, призеры соревнований самого высокого ранга. Речь идет о девятом этапе первенства мира по мотокроссу в классе 500 см3, который состоялся в Кишиневе. К этому моменту с пятью победами уверенно лидировал молодой гонщик из ГДР П. Фридрихе. За ним в некотором отдалении следовали чемпионы прошлых лет Р. Тибблин (Швеция) и Д. Смит (Англия), В. Валек (ЧССР) и Д. Биккерс (Англия). Гонка не изменила расстановки сил. Первое место занял Фридрихе, второе в острой борьбе с Валеком завоевал Смит, четвертым был его соотечественник Биккерс. Наш ветеран 3. Калькис вышел на пятое место. Зачетную шестерку замкнул Тибблин. Десятки тысяч зрителей не обманулись в своих ожиданиях. Они увидели мастерство высокого класса. Мотолюбители из других городов могут только позавидовать кишиневцам. На бумаге не передашь всей прелести того, что увидишь своими глазами. Не будем поэтому описывать ход борьбы на трассе, а предоставим слово четырем чемпионам, у которых взял интервью наш корреспондент. Оговоримся только: в Кишиневе Пауль Фридрихе просил не называть его чемпионом, хотя практически и обеспечил за собой этот высокий титул. Но когда верстался номер, поступило сообщение из Англии, где проводился десятый этап. Его выиграл англичанин Д. Рикмэн. Тем самым он лишил даже теоретических шансов Смита, занявшего второе место, и Тибблина. Так что мы можем с полным основанием поздравить молодого Пауля Фридрихса — сотрудника службы регулирования движения из Эрфурта — с победой. А теперь — слово чемпионам.Что я думаю о советских спортсменах? Очень быстрый гонщик Арбеков. Также высокого уровня кроссмены Григорьев и Калькис. Видимо, будущая «звезда» Погребняк, хотя мне лично больше импонирует Сухов — у него хорошая техника и трезвая голова. Оба они еще только подходят к идеальному возрасту, который для «пятисотника» составляет, на мой взгляд, 22—26 лет. Матвеев нередко ездит со слишком большой скоростью и неоправданным риском. Мой принцип: проходить дистанцию не быстрее, чем позволяют трасса и свои возможности. Вообще же советских спортсменов в классе 500 смз от вершин мирового класса отделяют год-два. И. ГРИГОРЬЕВ. В прошлом году наши «пятисотники» удачно провели киевский этап чемпионата мира. Мне тогда удалось опередить признанного лидера Джеффри Смита. Хорошо зарекомендовали себя Андрис Клявиньш и другие молодые спортсмены. Естественно, что на этот год прогнозы были довольно радужные. Придавал смелости и большой успех Виктора Арбекова, первым из советских мотоциклистов ставшего гонщиком № 1 в классе 250 смз. Теперь же целая группа наших гонщиков выступает в чемпионате почти по полной программе. Среди нас и те, кого принято называть ветеранами, и те, кого считают перспективными. В команде сочетаются, как говорят, зрелый опыт и молодой задор. Но вот миновала половина чемпионата, и стало ясно, что прогнозы были слишком смелыми. Однако это только прогнозы, и главное не в их достоверности, а в том, какие уроки мы извлечем из непосредственного общения на трассе с «сильными мира сего». Давайте сделаем трезвое сравнение. По физической подготовке мы не уступаем лучшим зарубежным спортсменам. И кросс пробежим не хуже, и по другим показателям в общем не отстанем. Смелости тоже не занимать. Но вот в чем мы явно слабее ведущих гонщиков — это в технике владения машиной на больших скоростях. И здесь смелость не поможет. Это будет уже бесшабашность. Спору нет, соревнования приносят опыт, это тоже форма учебы. Но элементы техники во всем их разнообразии отрабатываются прежде всего на тренировке. А вот тренируемся мы мало да и недостаточно целенаправленно. С этой точки зрения неплохо было бы сократить число этапов чемпионата с 15 до 10. Посмотрите на Фридрихса, Смита, Тибблина — как они, кажется, легко проходят дистанцию. Легкость эта — результат тактической расчетливости, высокой техники и умения расслабляться, снимать напряжение как в процессе гонки, так ив ходе всего чемпионата. Сравнение не в нашу пользу ив части психологической подготовки. Так, может быть, «не надо было браться за оружие?» Нет, надо, теперь виднее стали пробелы, и можно начинать планомерную «осаду» мирового Олимпа.•26*