iJCHIIKCIВ связи с подписанием протокола об участии итальянского автомобильного общества ФИАТ в создании в Советском Союзе промышленного комплекса предприятий по производству легковых автомобилей многие читатели просят рассказать о новых моделях, выпускаемых ФИАТом. И. о. начальника отдела Научно-исслеовательского института информации ЙЫнистерства автомобильной . промышленности СССР А. С. Рыжик знакомит читателей с автомобилем ФИАТ-124.Когда в 1899 году в Турине на проспекте, носящем имя великого итальянского поэта Данте, рядом с парком Валентине появился автомобильный завод нового общества ФИАТ (сокращение слов «Фабрика Италиана Аутомобили Торино»), наверное, никто не мог предположить, что через несколько десятилетий здесь, в Турине, вырастет один из крупнейших в Европе промышленных комплексов по производству автомобилей. Сейчас на предприятиях ФИАТ в Италии занято более 100 тысяч человек, и изготовляют они не только автомобили, но и тракторы, железнодорожные вагоны, электровозы и тепловозы, самолеты и троллейбусы, а также судовые и авиационные двигатели. Легковые автомобили марки ФИАТ выпускаются в основном на туринском заводе Мирафиори. По подвесным конвейерам детали и агрегаты автомобилей поступают из цехов-изготовителей в сборочные цехи завода, объединенные общим названием «Мирафиори Центр», в которых и заканчивается сборка автомобиля. Затем готовые машины проходят обкатку на заводском испытательномтреке длиной 2500 метров. Почти за семидесятилетнюю историю существования ФИАТа его конструкторы накопили значительный опыт в создании недорогих в производстве и эксплуатации легковых автомобилей, конструкция которых обусловлена особенностями их массового выпуска. В этом отношении весьма показательна новая модель — ФИАТ-124. Несмотря на ряд интересных конструктивных решений, впервые примененных ФИАТом, она оставляет впечатление некоторой технической «осторожности» ее создателей, особенно в выборе компоновочной схемы и конструкции двигателя. Это в какой-то мере естественно. Стремясь создать надежную и экономичную машину, конструкторы применяли в основном то, что прошло испытание временем. В результате получился автомобиль, внешность которого вполне отвечает требованиям современной «автомобильной архитектуры», принятым для машин этого класса. Простые «обобщенные» формы кузова без резко выступающих крыльев, почти гладкие боковины, умеренное наружное декорирование, большая площадь остекления, обеспечивающая водителю и пассажирам хорошую обзорность, — все эти черты весьма характерны для итальянского стиля, который, кстати, оказывает определенное влияние на «автомобильную моду». Если говорить о конструкции автомобиля в целом, хочется обратить внимание на то, как его создатели, экономно расходуя металл и другие материалы, добились, что при длине 4030 мм и ширине 1625 мм автомобиль без заправки весит всего 820 кг, то есть на 113 кг меньше, чем ФИАТ-1500, габариты которого не намного отличаются от модели «124». Такая экономия, естественно, улучшает динамические качества автомобиля и снижает расходы по его производству. В конструкции ФИАТа-124 обычное тесно переплетается с необычным, новое — со старым. Начнем с компоновки. Автомобиль выполнен по давно известной классической схеме — двигатель спере-' ди, задние колеса ведущие. Однако зарубежные специалисты считают, что здесь ФИАТ предложил «наиболее современное решение классической компоновки» дляавтомобиля этого класса, установив дополнительную заднюю опору карданного вала в сочетании с новой для ФИАТа конструкцией задней подвески, о которой будет сказано ниже. Отличительной особенностью новой машины является также весьма рациональное использование ее габаритов. Это позволило удобно «усадить» в кузове пять пассажиров (два — спереди и три — сзади) и при базе 2420 мм и задней колее 1300 мм добиться того, что брызговики задних колес практически не сокращают ширины сиденья, а расположение запасного колеса и 'бензобака непосредственно у задних крыльев дало возможность получить вместительный багажник. На обычном рядном четырехцилиндровом карбюраторном- двигателе рабочим объемом 1197 см3 и мощностью 60 л. с. ФИАТ впервые в своей практике применил литой чугунный коленчатый вал на пяти опорах, что в конечном счете увеличивает долговечность двигателя, а полнопоточный масляный фильтр полностью соответствует современным тенденциям в автомобилестроении. Однако установленный сбоку внизу кулачковый'вал представляется некоторым анахронизмом. Конструкторам удалось снизить вес двигателя и сделать его почти на 30 кг легче меньшего по рабочему объему двигателя модели ФИАТ-1100. Четырехступенчатая, полностью синхронизированная коробка передач взята с модели ФИАТ-1500, но, в отличие от нее, рычаг управления установлен не на рулевой колонке, а на полу. Обычно при классической схеме на автомобилях данного литража карданный вал доходит до картера главной передачи. В конструкции ФИАТа-124 применен «укороченный» кардан, который имеет заднюю опору непосредственно за передмим сиденьем. Таким образом, он не участвует в перемещениях заднего моста, и туннель, обычно мешающий ногам пассажиров, получился несколько ниже,ЗНАКОМСТВО С ФИАТОМ