80 ПРИЗОВВ И Ль мыНа дистанции — Вильма Ошиня. спорт увлек вильму не на шутку. Д е ­ вушки на танцы — а она на занятия в секцию. Здесь же , на ВЭФе, Вильма познако ­ милась с поклонником мотоспорта техн икомКарломОшинем . Молодые люди подружились, начали вместе тренироваться, готовить машины к соревнованиям. Но еще до пятьдесят третьего года, когда Вильма сменила фамилию Лиепиня на Ошиня , она была известной спортсменкой. К ак всегда это бывает, ей особенно запомнилась первая победа. О наодержала ее на ночном кроссе. За шестнадцать лет, прошедших с памятного кросса, Вильма Ошиня завоевала немало наград. О на четыре раза выигрывала первенство СССР по кольцевым гонкам среди женщин , была призером первенства страны по кроссу. Карл не отставал от жены. Четыре раза он сделал «золотой дубль», завоевав по два чемпионских титула. О собенно успешным для семьи Оши ней был 1962 год, когда на одну золотую медаль женыКарл ответил тре ­ мя — на кольце ив многодневке. Но и теперь, когда позади десятки победных стартов, когда дома хранится более восьмидесяти медалей, призов, Почетных грамот, дипломов, — Вильма поСлучай, с которогоя хочу начать свой небольшой рассказ о Вильме Ошине , п роизошел на первенстве «Даугавы» в Риге. С удейская коллегия решила объ3 единить в один заезд класса 125 см две группы участников — м ужчинижен ­ щин. Те, кто бывает на соревнованиях, знают, что в этом нет ничего особен ­ ного. Н а первом же wpyre все встает на свои места — б олее сильная группа уходит далеко вперед. Но на сей раз было по-иному: во главе гонки оказалась женщина . Первый, второй, третий круг, а лидер прежний — Вильма Ошиня. Только один мотоциклист смог соперничать с ней — ее муж , известный гонщик Карл Ошинь. И все же первой финишировала вильма, неоднократная чемпионка страны. Как удалось этой скромной женщине добиться столь больших успехов в таком, казалось бы, н еженском спорте? Как вступила она в спор со скоростью? Скорость. Победить ее Вильма мечтала с детства, е ще когда девочкой вместе с подругами спускалась на лыжах с крутых гор. Надолго запомнилась ей первая поездка на мотоцикле. Эта поезд ­ ка и побудила девушку записаться на курсы мотоциклистов при комитете оборонного Общества на заводе 8ЭФ , где она работала монтажницей. М ото -Спустя несколько ного финиша .минутпослепобедФото Э. Грубепрежнему с энтузиазмом занимается любимым спортом. Супругов Ошинейредкоможно застать дома. Д нем они оба работают, а вечером готовят машины к соревнованиям. Почти все свое свободное время они проводят в небольшом домике на берегу Даугавы, где расположен гараж спортобщества «Даугава». После шко ­ лы сюда, в гараж, приходит их дочь Инара, рассказывает о прошедших занятиях, готовит уроки. Кто знает, не услышим ли мы через несколько лет объявление коммента ­ тора: «На старте Карл, Вильма и Инара Ошини. Приз разыгрывают папа, м а ­ ма и дочь!» Г. ВАЛКВг. РигаАМАЗОНКИДВАДЦАТОГО ВЕКАГЧЭто произошло в самом начале века, когда автомотоспорт делал первые шаги на нашей планете. — Ну почему, собственно, только мужчины могут управлять этими бензиновыми чудовищами? — рассуждала Камилла дю Га. — Ведь яуже летала на воздушном шаре, прыгала с парашютом, гонялась на моторной лодке. За рулем семилитрового «Панара» франц уженка стартовала в 1100-километровой гонке «Париж —Берлин». Она стала первой в мире автогонщицей. История спорта хранит немало имен жен ­ щин, сумевших одержать большие победы в гонках на автомобилях и мотоциклах. И сегодня в списках лучших представителей автомотоспорта мы встречаем фамилии спортсменок, чья отвага, уменье и выдержка служат примером для подражания., Вот Хельга Штойдель — симпатичная, скромная девушка из города Цвиккау. Она пришла в мотоспорт в 1960 году. Ее манили гонки, где, слившись воедино с машиной, птицей несешься по бетонному кольцу. В ГДР женские чемпионаты не проводятся, и Хельга стала выступать наравне с мужчинами. В прошлом году она стала чемпионом республики в классе 125 смз, выиграв два этапа из семи, входивших в чемпионат. А Сюзанна Раганелли? Хрупкая 22-летняя римлянка приехала в прошлом году в Копенгаген на первенство мира по картингу. Одна против четырех десятков мужчин , маститых гонщиков, таних, кан двукратный чемпион мира Гвидо Сала. Она не спасовала перед титулами соперников. Вышла на старт и победила всех. Гонки длятся обычно час-полтора. Иное дело ралли. Здесь по несколько суток сидишь за рулем, мчишь по неизвестным дорогам. По плечу ли это женщинам? Да. Многие автомобилистки успешно выступают в самых трудных ралли. Сестра знаменитого английского гонщика Стирлинга Мосса Патриция рано научилась управлять автомобилем. В 1953 году, когда ей было всего семнадцать лет, Пат впервые стартовала в ралли. Имя брата обязывало ко многому, но в то же время и обещало многое. Стирлинг Мосс делился с сестрой секретами мастерства, а потом ей стал помогать и муж — один из лучших раллистов Европы швед Эрик Карлссон. В конце концов в активе у Патриции Мосс-Карлссон оказалось пять выигрышей женского кубка в труднейшем ралли МонтеКарло и многочисленные призы в других сороБНоеаниях. , — Но выше всех этих женских кубкор. — говорит гонщица, — я ценю победы в абсолютном зачете на ралли «Тюльпанов» в Голландии и на ралли в ФРГ, где мне удалось опередить всех участников. Да, наследницы традиций Камиллы дю Га не ударили лицом в грязь. В век техники они показали, что так же, к аки мужчины, мсгут добиваться высоких результатов в автомотоспорте. Л. МИХАИЛОВдIСюзанна Раганелли увенчана лаврами чемпиона мира. Лидирует Хельга Штойдель.IПризы Патриции МоссКарлссон