ленчатого вала и рабочих поверхностей кривошипно-шатунной группы была надежной при минимальном отложении нагара, стал предметом исследования. Так было установлено, что смесь до 1 : 50 можно применять без ущероа для двигателя. В Италии для двигателей 3 «Веспа» 50, 125, 150 см и для модели «Динго» фирмы «Мото-Гуцци» рекомендована смесь 1 :50. В Японии для многих моделей, в том числе для двухци3 линдровой «Ямахи» 89 см , масло в смеси составляет 2 процента и даже меньше. Однако по такому пути можно пойти в том случае, если имеются масла для двухтактных двигателей с хорошими физическими и химическими свойствами. Высокая литровая мощность современных двигателей требует эффективного Рис . 1. Смазка левого подшипника коленчатого вала маслом из коробки передач в Двигателе мотоцикла «Супер бантам» фирмы БСА.ОБОРОТЫНадежная смазка трущихся деталей двухтактных мотоциклетных двигателей — это целый ряд проблем. Дело в том, что при работе двигателя на высоких режимах смазки, подводимой к трущимся поверхностям, требуется значительно больше, чем при работе на малых оборотах. Если этот процесс в зависимости от режимов не регулируется автоматически, то при работе на малых оборотах масло, примешиваемое к топливу, создает дымный выпуск, нарушает зажигание «забросом» свечи и приводит к закоксовыванию колец и каналов. Различные зарубежные фирмы решают вопросы смазки по-разному. Как правило, пропорция масла в смеси составляет 1 : 25 или 1 : 20. Однако, как показала практика эксплуатации двигателей «Симеон» 50 см 3 (ГДР), применение смеси 1 : 33 не вызвало никаких повреждений. Вопрос о том, какая пропорция масла в топливе требуется, чтобы смазка ко-И СМАЗКАвпуска, при котором происходит значительное охлаждение картера. Хоро шая же смазка осуществляется лишь при высокой температуре в нем, когда рабочая смесь быстро испаряется, а масло выпадает в виде капель и смазывает подшипники нижней и верхней головок шатуна. Для улучшения смазки коренных подшипников и предохранения их от коррозии английская фирма БСА 3 на двигателе рабочим объемом 174 см осуществила смазку левого коренного подшипника маслом из коробки передач (рис. 1), а двух правых подшипников — маслом из картера передней передачи. Фирма «Ямаха» для изменения дозировки масла применяет систему (рис. 2), в которой подача масла регулируется в зависимости от положения дросселя и числа оборотов двигателя. Такая система обеспечивает очень широкий выбор состава омеси, поступающей в цилиндры: около 1 : 200 на холостом ходу; 1 : 100 — 1 : 120 при Vs открытия дросселя, 1 : 60при Vs открытия и1 :20 при полном открытии. Преимуществом этой системы является более чистый выпуск, меньшее закоксовывание поршневых колец и «забрасывание» свечи. Кроме того, отпадает необходимость в приготовлении смеси при заправке. Система включает насос плунжерного типа с приводом от вторичного вала коробки передач. Следовательно, число оборотов насоса изменяется прямо пропорционально числу оборотов вала двигателя, но основное изменение подачи достигается изменением положения узла плунжера относительно рабочего кулачка, благодаря чему удлиняется или сокращается ход плунжера. Масляный насос представляет собой очень точное дозирующее устройство, требующее большой тщательности изготовления. Другой системой смазки оборудованы мотоциклы фирмы «Сузуки». В противоположность системам с насосом, в которых масло подается во впускной патрубок, здесь смазываются непосредственно коренные подшипники и нижняя головка шатуна. Масло поступает в одноплунжерный насос, приводимый в действие понижающей передачей от коленчатого вала (в одноцилиндровом двигателе) или от вала привода тахометра (в двухцилиндровом). Величина хода плунжера переменная и регулируется ручкой газа: трос дросселя проходит через соединительную коробку, от которой второй трос идет к сектору насоса с переменным ходом. Следовательно, подача масла регулируется двумя путями: во-первых, чем выше число оборотов двигателя, тем быстрее станет работать насос и тем больше масла будет поступать; во-вторых, когда ручка газа открыта. ход плунжера увеличивается и подача масла возрастает еще больше. Масло по двум нейлоновым трубкам подается под давлением через два шариковых клапана к двум крайним коренным подшипникам и затем смазывает под давлением шатунные шейки (рис. 3). Далее масло распыляется по стенкам цилиндра и смазывает поршневый палец. Таким образом, кривошипно-шатунная группа смазывается под давлением. Средний опорный подшипник коленчатого вала смазывается маслом, поступающим из коробки передач. А. ВАГНЕР, инженерР и с. 2. Система смазки на «Ямахе»: 1 — магистраль. подающая масло из резервуара; 2 — магистраль для подачи масла во впускной тракт; 3 — шток; 4 — контрольный трос дроссельного золотника; 5 — червяк; 6 — шестерня червячной передачи.Р ис . 3. Система смазки при помощи насоса фирмы «Сузуки»: 1 — масляный бак; 2 — ручка управления дроссельным золотником; 3 — маслопровод; 4 — клапан; 5 — масляный насос; 6 — выпускной канал; 7 — маслоочиститель.БЕНЗОБАКИ ИЗ НЕЙЛОНА# » т альной топливный бак у автомоби* * л я скоро, вероятно, т ак же устареет, как в свое время подножки. На национальной выставке пластмасс в Нью-Йорке фирма «Филипс петролеум» представила полиэтиленовые баки, изготовленные способом выдувного формования. Они будут устанавливаться на новых моделях машин большой грузоподъемности. Представители фирмы утверждают, что эти бензиновые баки емкостью в 86 л, весящие всего 4,3 кг, оказывают удару сопротивление на 30 процентов большее, чем металлические. Таким образом, они безопаснее. Кроме того, они не ржавеют, не протекают и не загрязняют топливо. Штуцеры остались стандартными. Автомобильная компания «Кайзер Джип» проводила испытания другого полиэтиленового бака, сделанного способом центробежного литья. Оснастка для его изготовления обходится на 10 процентов дешевле, чем для стального. Общая стоимость такого бака значительно ниже еще и потому, что после снятия с вращающейся литейной машины не требуется ни отделки, ни сборки. Этот бак также экспонировался на нью-йоркской выставке. Компания «Эллайд кемикл» демонстрировала топливные баки из нейлона.Различные автомобильные фирмы испытывают пластмассы для замены ими разных деталей автомобиля. «Дженерал моторе» уже начала производство надставок с двойными фарами на крылья автомобиля «Понтиак Каталина», сделанных из высокопрочного сополимера. Эти надставки монтируются при помощи болтов. Таким образом, смена осветительных узлов значительно облегчена. Пластмассовые надставки дешевле, легче монтируются и меньше подвержены коррозии, чем отлитые под давлением цинковые, использовавшиеся на прежних моделях. Сейчас испытывают нейлон для изготовления таких надставок. Кроме этого, на выставке демонстрировались бензопроводы и декоративные детали автомобилей. Общий вес таких деталей из пластмасс на один автомобиль уже сейчас достигает 18 килограммов.•и>