В 1902 году Фредерик Ланчестер запатентовал конструкцию дисковых тормозов. Однако лишь более чем полвека спустя они нашли настоящее признание в автомобилестроении. В 1953 году на 24-часовых гонках в Ле-гМане спортивные машины «Ягуар», занявшие первое, второе и четвертое места, были первыми автомобилями, оборудованными такими тормозами. С тех пор они получили широкое применение сначала на гоночных и спортивных, а за последние годы и на многих легковых машинах. Из всех английских легковых автомобилей, выпущенных в 1966 году (то есть 13 лет спустя после дебюта новых тормозов на гонках), около 70 процентов имели либо на всех, либо на передних колесах дисковые тормоза. Что отР и с. 1 (вверху). Общий вид современного дискового тормоза легкового автомобиля. Тормозная жидкость подводится по каналам, просверленным в теле зажимной скобы. Изношенные накладки легко заменить через окно в скобе (видимое на рисунке). Для этого надо предварительно вынуть два стопорных штифта. Р ис . 2. Устройство дискового тормоза: 1 — тормозной диск; 2. 3 и4 — гайка, пружинная шайба и болт крепления диска к ступице; 5 — грязезащитный кожух, крепящийся к стойке передней подвески; 6 и7 — пружинная шайба и болт крапления кожуха; 8 и9 — болт и замочная шайба крепления скобы тормоза к стойке передней подвески; 10 — заж имная скоба, состоящая из двух половин; 11 — к лапан для прокачки тормозов; 12 — резьбовая заглушка; 13 — пластинчатая пружина, удерживающая на-ветят на это скептики, сомневающиеся в том, что «гонки улучшают породу обычного автомобиля»? В чем же причина «капитуляции» обычных, колодочных тормозов? При торможении автомобиля его ки ­ нетическая энергия (пропорциональная весу машины и квадрату ее скорости) в основном превращается в тепло. Чем быстрее мы хотим остановить автомобиль, тем большее количество тепла в единицу времени должно рассеиваться барабанами его тормозов. В таком случае надо обеспечить более быстрый отвод тепла, лучшее охлаждение. Иначе при перегреве тормозов их накладки потеряют тормозные свойства, а сам барабан от неравномерного расширения превратится в «тормозной конус». Конечно, можно увеличивать размеры барабанов, делать на них ребра охлаждения, но всему наступает предел. Сначала он наступил н\ гоночных и спортивных автомобилях, а затем и на быстроходных и достаточно тяжелых легковых автомобилях среднего класса. Дисковый тормоз свободен от всех этих недостатков колодочных тормозов, так как его диск, постоянно открытый потоку воздуха, охлаждается значительно лучше, чем барабан колодочного тормоза. Кроме того, он меньше весит. Даже если его накладки при работе нагреваются до 250—300 градусов, при которых их коэффициент трения резко падает, они будут подвергаться воздействию тепла меньшее время. В колодочном тормозе колодки постоянно прижимаются к большей части поверхности барабана и при его повороте трутся по . участку, до этого довольноусильно нагретому. В дисковом тормозе накладки, наоборот, прижимаются к диску лишь на небольшом участке. Поэтому в каждый следующий момент они трутся уже по более холодному участку диска. Но и дисковые тормоза «не без греха». Из-за малой площади контакта накладок с диском (в 4—5 раз меньше, чем у колодочных тормозов) для получения достаточного тормозного усилия приходится к накладкам и связанным с ними поршенькам гидроцилиндров прилагать большие усилия. В конечном счете это значит, что дисковый тормоз требует более сильного давления на педаль. Если на малолитражных автомобилях БМВ-1600, «Рено-Р8» этого можно избежать, увеличивая диаметр рабочего гидроцилиндра и уменьшая диаметр главного, то на более тяжелых машинах (как, например, «Роллс-Ройс») такой меры уже недостаточно. Там ставят усилители, чаще всего вакуумные («Ягуар Ml0 » , «Мерседес-Бенц 300-СЕ»). Работая при более высоких давлениях, накладки дисковых тормозов быстро истираются. Ускоряется их износ и при попадании песка и грязи. Чтобы заменять накладки не так часто, их делают толще (10—12 мм), чем у колодочных тормозов. Когда применение дисковых тормозов только начиналось, многие предсказывали им скорый конец из-за незащищенности диска от воды и грязи. Опыт, однако, показал, что вода сбрасывается с диска центробежной силой, а ее остатки насухо стираются накладками при первом же обороте. Когда автомобиль выезжал, например, из лужи, дисковые тормоза быстрее «возвращались кжиз ­ ни», чем колодочные. Что же касается защиты от грязи, то сейчас уже отработан грязезащитный кольцевой щиток, резко продливший жизнь накладок. Дисковые тормоза устанавливаются чаще всего на передних колесах. Так делают не только потому, что тормоза передких колес более нагружены (на них приходится 60 процентов общего тормозного усилия). При одновременной установке дисковых тормозов на задних колесах трудно добиться, чтобы привод ручного тормоза получился несложным и дешевым. Поэтому на всех колесах они встречаются либо у спортивных, либо у более дорогих легковых автомобилей.вкладки; 14 — тормозная манжета; 15 — грязезащитное кольцо с обоймой^ 16 — поршень; 17 — тормозная накладка, скрепленная с металлическим основанием.