Статья на такую тему имеет полное право на самостоятельность. Однако закономерно рассматривать ее и как продолжение разговора по статье юриста П. Рабиновича «Почему шофер заснул за рулем?» (см. «За рулем», 1966, № 8). Ведь было бы ошибкой слышать в этом выступлении журнала толь'ко голос в пользу твердого режима дня водителя. Со всей очевидностью оно приводит читателя к выводу о необходимости самого серьезного внимания к проблеме организации труда водителей в целом. Если помните, статья заканчивается словами «...пересмотр нормирования рабочегошофера автобуса решила провести группа работников 1-го автобусного парка Ленинграда. Разработанная ими в 1965 году схема изучения организации труда шофера автобуса графически изображена на рисунке. Она не является планом, раскрывающим решительно все стороны работы водителя. Это лишь программа-минимум на ближайший отрезок времени. Ведь условия труда шофера меняются из года в год. Появляются новые конструкции автомобилей, меняются их эксплуатационные качества, совершенствуются дороги, увеличивается интенсивность движения, иной характер принимаетНОТ.ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО!транспортный процесс, повышаются требования к культуре обслуживания и т. д. Методы исследования, принятые нами, различны; непосредственные наблюдения, необходимые замеры, анкетный опрос шоферов, фотохронометрические наблюдения, анализ статистического материала, служебных документов, фиксирующих транспортный процесс (в частности — ведомости движения автобуса), и нженер ­ ные расчеты и т. п. 8 «аших исследованиях наметились три темы. П ер ­ вая — подготовка автобуса к выезду, вторая — работа шофера на линии, третья — возвращение автобуса в парк. В первой из них мы изучаем условия доставки шофера от места жительства в парк, выявляем физические затраты времени на получение путевых докумен ­ тов и эксплуатационного оборудования, определяем рациональный вариант расстановки автобусов на стоянке в парке (что в крупных автохозяйствах имеет немаловажное значение) и, наконец, методику проверки технического состояния автобуса перед выходом на линию. Наблюдая за работой водителя на линии, мы стремимся выявить ошибочные, нерациональные приемы управления и другие факторы, вызывающие прежде ­ временное или чрезмерное утомление шофера. Эта тема наиболее обширная, и наши исследования идут по семи разделам и 19 самостоятельным вопросам.времени шоферов даст успешный результат в том случае, если найдет опору в хорошей организации труда». Абсолютно правильный вывод. Значение проблемы организации труда шоферов, как одной из самых действенных мер борьбы с аварийностью и другими происшествиями на автомобильном транспорте, трудно переоценить. В самом деле, если согласиться, что безопасность движения зависит от степени соответствия скорости и направления движения транспортного средства условиям, в которых оно протекает (а возражать против этого, на наш взгляд, невозможно), то нетрудно заме ­ тить в этой формуле решающую роль человека. Причем, если условия движения — организация его, профиль дороги и т. п. — являются факторами относительно постоянными (для совершенно конкретной магистрали, разумеется, в определенное время суток и года), то характер движения изменяется в довольно широких пределах и во многом зависит от водителей. Утомление шофера — один из главных факторов, влияющих на безопасность движения. К аждое автомобильное хозяйство заинтересовано в том, чтобы послать на линию шофера, подготовленного к работе физически и морально, чтобы силы его не растрачивались зря или преждевременно , чтобы с начала и до конца рабочей смены водитель был собран и всегда готов противодействовать опасности, подстерегающей его на каждом шагу. А для этого условия работы шоферов должны базироваться на принципах "научной организации труда (НОТ). Надо сказать, что .научная разработка вопросов, связанных сизучением профессии шофера, до последнего времениу нас велась совершенно недостаточно. Лишь ленинградский филиал НИИАТа приступил к исследованиям для разработки предложений по организации труда шоферов автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей. К этой работе привлечены" и специалисты Ленинградского государственного университета имени А. А. Жданова. Ведется она с применением методов физиологии и инженерной психологии и, надо думать, позволит сделать научно обоснованные выводы о рациональной форме организации труда водителей. Однако эти исследования утомляемости шофера в процессе вождения не охватывают всего, что претерпевает он за свой рабочий день — с момента выхода на работу до возвращения домой, и не могут подсказать рациональную форму организации труда впе ­ риод, предшествующий выезду на линию и заключительный — по возвращении в парк. Они не коснулись и вопросов организации рабочего места шофера, 'наиболее экономичных с точки зрения затраты физических усилий приемов управления автомобилем и многого другого, от чего зависит способность шофера своевременно 'находить выход из опасных ситуаций. Такие исследования по организации трудаОкончание — на стр. 22.•19-