Jisa птвЕчанлтШМШЛШЖШЖЖЖШЛГ^ГШ9ШШЛ«Уже пять лет, как я езжу на мотоцикле «Ковровец». За двигателем я слежу, провожу профилактическое обслуживание, и он работает безотказно. Но вот беда: я не знаю, как восстановить внешний вид машины. Ведь это не только красота, но и долговечность деталей. Пробовал подкрашивать мотоцикл нитроэмалью — получается плохо. Посоветуйте, что делать». Такое письмо мы получили от В. Орлова из Казани и попросили ответить на него инженера X. X. Миропольского. тованном участке заполните (после просушки) слоем шпаклевки ПФ-00-2 (бывшая ЛШ-1) или ЛШ-30. Три часа сушки при температуре 18—20 градусов — и можно приступать к нанесению эмали. Перед нанесением первого слоя отфильтруйте эмаль через капроновое сито № 49 или 52. Можно воспользоваться и вчетверо сложенной марлей. Раз покрасив, дайте слою высохнуть. Затем внимательно осмотрите деталь. Обнаружив царапины, "небольшие углубления, замажьте их шпаклевкой •ПФ-00-2 или ALU-30 и просушите; затем зашлифуйте шкуркой № 4 с водой и подкрасьте эмалью. Только теперь можно наложить второй слой. «Невидовые» детали, такие, как рама, верхняя и нижняя траверсы, закрылки, покрывают двумя-тремя слоями. Такие же бросающиеся в глаза детали, как бензобак, колесные щитки, кожухи вилок покройте тремя-четырьмя слоями эмали. Наносите их таким же образом, как и первый слой. После окраски эмалью МЧ-13 для большей привлекательности покройте мотоцикл лаком УВЛ-3. Не всегда есть нужда в окраске мотоцикла целиком. Отдельные локальные повреждения можно ликвидировать, закрасив соответствующие места. Приступая к работе, вымойте и высушите деталь, которую вы намерены обновить. Если повреждена только пленка, а грунтовка сохранилась, возьмите водостойкую шкурку № 4 или № 5 (бывшие № 230 и № 280), осторожно пошлифуйте ею поврежденное место и только тогда можете подкрасить его эмалью МЧ-13 или МЛ-12. Поверхность, подвергнутую обработке, сушат 48 часов. Это время можно сократить до 1 часа, если применить рефлекторные лампы, установив их на расстоянии 400 мм. В том случае, когда грунтовка тоже нарушена, после шлифовки шкуркой № 4 или № 5 поврежденное место покрывают специальной шпаклевкой (как ее приготовить, вы уже знаете), наносят слой глифталевой грунтовки ГФ-020. Далее действуют, как сказано выше. Иногда возникает вопрос: чем красить? Выбор во многом зависит от того, что есть под рукой перед началом работы. В домашних условиях можно пользоваться кистями (рис. 2) и распылителем с пылесосом. В заключение необходимо напомнить: после каждой операции дайте детали хорошо высохнуть — иначе вы не добьетесь хорошего результата. X. МИРОПОЛЬСКИЙ, инженерКАКОКРАСИТЬ МОТОЦИКЛЕсли вы не собираетесь наносить окраску сразу, то обработайте деталь осушающим водным раствором, который предохранит ее от коррозии. Рецепт его таков: нитрит натрия (NaNOa)—0,5-1 процент, сода кальцинированная (NaiCOa)— 0,25—0,5 процента. Нагрейте его также до 60—100 градусов, опустите в него деталь на 3—5 минут и протрите ее ветошью. Прежде чем красить, внимательно осмотрите поверхность деталей и, если обнаружите на них вмятины или гофры, — зашпаклюйте. Лучше всего применять специальную шпаклевку из асбестового порошка М-7 и клея :БФ-4 в соотношении 1 : 1 . Шпаклевка годна в течение трех часов, поэтому готовить ее нужно непосредственно перед употреблением ив небольших количествах. Шпаклевку составляют следующим образом: просушенный при температуре не менее 130 градусов до полного удаления влаги и просеянный через сито № 0355 асбестовый порошок вводят небольшими порциями в клей БФ-4, постоянно помешивая. Прежде чем шпаклевать, отшлифуйте поверхность водостойкой шкуркой № 6 (бывшая № 180), протрите марлевым тампоном, смоченным в бензине или уайт-спирите. Пользуйтесь эластичным резиновым шпателем (рис. 1). После того как шпаклевка высохнет, протрите ее крупной наждачной шкуркой № 60—80, а затем водостойкой шкуркой № 5. Снова протерев деталь бензином или уайт-спиритом, нанесите кистью или краскораспылителем слой грунтовки ГФ-020 (бывшая № 138 б/к) — если думаете красить эмалью МЧ-13, или ФЛ-ОЗК с добавлением 5 процентов сиккатива № 63 или 64 — если воспользуетесь эмалью МЛ-12. В качестве растворителя грунтовки применяют сольвент каменноугольный или нефтяной. Возможные неровности на загрунР и с. 1. Шпатели: 1 — стальной; 2 — резиновый; 3 — деревянный. Р ис . 2 . Кисти: 1 — маховая (для окраски больших поверхностей); 2 — плоский ручник; 3 — круглый ручник; 4 — трафаретная; 5 — круглый щетиновый флейц; 6 — плоский флейц (из барсучьего волоса для сглаживания неровностей на свежевыкрашенной поверхности); 7 и8 — филенчатые, или цировочные (для нанесения тонкой полоски краски по окрашенной поверхности); 9 — кистьрасхлестка.Окраска мотоцикла требует ухода, так же как и его механизмы. Но если время упущено, то приходится прибегать к восстановительному ремонту покрытия. Наши советы относятся именно к такому случаю. Все отечественные мотоциклы красят эмалями МЧ-13 (мочевиноформальдегидная) или МЛ-12 (меламиноалкидная) независимо от цвета. Поэтому-то поврежденную поверхность не рекомендуется подкрашивать нитроэмалью — она просто не пристанет. Окончательный результат во многом будет зависеть от того, насколько тщательно вам удастся подготовить поверхность деталей под покрытие. Прежде всего необходимо снять старую краску. Для этого обыкновенно применяют проволочные щетки, стальные шпатели и т. д. Способ верный, но трудоемкий. Иногда для размягчения краски используют паяльную лампу или газовую горелку. Этот способ требует особой осторожности, так как от нагрева может покоробиться металл, а кроме того, из-за отжига снижается его прочность. Лучше всего, на наш взгляд, воспользоваться специальным смывочным раствором (5—10-процентный раствор каустической соды (NaOH) в воде или 5 — 20-процентный раствор кальцинированной соды (ЫагСОз). Приготовьте нужное количество раствора, нагрейте его до 80—100 градусов, погрузите деталь и периодически встряхивайте ее до тех пор, пока краска не исчезнет. Затем промойте деталь в проточной холодной, а потом в горячей воде и протрите ветошью.